Как и в случае с экспортом товара для определения эффективности импорта необходимо также рассчитать альтернативный коэффициент эффективности импорта товаров потребления:
(2.4)
где - альтернативный коэффициент эффективности импорта товаров потребления;
Сао - стоимость отечественного товара, аналогично импортному.
Если > 1, то импорт товара является эффективным.
Методика определения эффективности импорта товаров потребления является аналогичной методике определения эффективности экспорта.
Базовый коэффициент эффективности импорта товаров производства будет иметь вид:
(2.5)
где - базовый коэффициент эффективности импорта товаров производства;
Дтп - доход от использования товара производства;
Зитп - затраты на использование товара производства.
Если > 1, импорт товара является эффективным.
Методика анализа эффективности импорта товаров производства является аналогичной методике анализа эффективности импорта товаров потребления.
Для оценки эффективности использования экспортного потенциала предприятий и их ВЭД могут быть использованы такие показатели, как [12, с. 245]:
1)доля экспорта в общем объеме продаж предприятия - это отношение объема экспортных поставок к общему объему реализации, выраженное в процентах, указывающее на уровень экспортной ориентации предприятия, внешнего спроса на производимые им товары;
2)доходность экспортных операций - отношение прибыли, полученной в результате проведения экспортных операций предприятия, к реальному объему экспортных поставок. В случае снижения числителя и увеличения знаменателя можно говорить о заражении "голландской болезнью", когда физические объемы экспорта растут, а стоимостные сокращаются;
3)устойчивость позиций предприятия на внешнем рынке, которая может быть охарактеризована расчетом нескольких показателей:
- соотнесением реального объема поставок продукции на экспорт с числом покупателей, что в случае роста данного показателя при неизменном значении знаменателя можно рассматривать как повышение устойчивости экспортной деятельности предприятия за счет наличия крупных партнеров по бизнесу;
- соотнесением числа полученных заказов с числом визитов торговых партнеров (заключенных соглашений), что может характеризовать привлекательность условий, создаваемых данным предприятием для партнеров по бизнесу, а также производимой им продукции;
- соотнесением числа жалоб и рекламаций к числу постоянных
торговых партнеров. Чем меньше данный показатель, тем устойчивее
позиции предприятия на внешнем рынке и, соответственно, тем более
эффективна его внешнеторговая деятельность;
4) динамика поставок на экспорт, которая может быть рассчитана
как отношение объема поставок на экспорт за данный период к объему
поставок за предыдущий период. Величина отношения зависит от показателей, отражающих внутреннее финансово-экономическое состояние предприятия, и от внешних факторов, связанных с изменением рыночной конъюнктуры, - спроса, предложения, цен, с регулирующим воздействием органов государственной власти и международных организаций, с политической обстановкой в мире и в стране и т.п.
Финансовая система внешнеэкономической деятельности металлургических предприятий рассматривается как система финансовых отношений, осуществляемых финансовыми подразделениями во взаимосвязи с другими предприятиями и сторонними организациями с целью эффективности осуществления экспортно-импортных операций.
Необходимо планировать баланс сумм поступлений и платежей в различных валютах, т.к. недостаток в наличии на счете гривны или долларов США и при одновременной потребности для исполнения платежей в этих валютах приводит к потребности увеличивать банковские расходы и бюджетные платежи, в связи с покупкой валюты на межбанковском рынке. В процессе такого мониторинга в единой системе должны быть задействованы службы ответственные за импортные и экспортные контракты и финансовый отдел.
Выполнение этих функций на предприятии предполагает наличие специального документооборота со строго ограниченными сроками прохождения между структурными подразделениями предприятия и сторонними организациями.
Финансовая служба при экспорте продукции осуществляет получение денежных средств из банка и передачу информации в службу сбыта, и в бухгалтерию предприятию, предоставление информации по валютному контролю в таможенные органы и в ГНИ.
При осуществлении импортных операций финансовая служба по заявкам службы импорта производит оплату через банк в адрес продавца импорта, передает информацию об оплате в бухгалтерию предприятия и информацию по закрытию импортного контроля в ГНИ и НБУ.
При этом, с внешнеэкономической деятельностью связаны многие подразделения предприятия и внешние субъекты. Множество различной финансовой информации и выполнение различных операций требуют совершенствования информационных технологий.
Внедрение финансовой службой совместно с управлением информационных технологий единой информационной системы на базе интегрированной системы SAP позволит повысить эффективность работы и широко применять инструменты хеджирования валютных рисков.
Как правило, на крупных металлургических предприятиях имеют место разобщенные финансовые потоки в иностранной валюте и национальной валюте. Отдельное финансовое подразделение занимается осуществлением импортных платежей по заявкам отдела импорта и проводит операции по продаже валюты от экспортных поступлений. Другое финансовое подразделение осуществляет платежи в адрес украинских поставщиков и выполняет вексельные операции.
В целях улучшения эффективности финансовой системы любого металлургического предприятия можно предложить создание единого финансового подразделения, в котором бы были сосредоточены финансовые потоки, связанные с внешнеэкономической деятельностью с целью улучшения управления экспортными и импортными операциями.
Оптимизируя структуру управления финансовой системы внешнеэкономической деятельности предприятия, следует также ужесточить платежную дисциплину по экспортно-импортным расчетам, разработать оптимальную кредитную политику с предприятиями-дебиторами, а также интенсивнее использовать в расчетах документарные аккредитивы.
Таким образом, создание более эффективной финансовой системы внешнеэкономической деятельности на предприятиях металлургии будет способствовать привлечению кредитных ресурсов и иностранных банков.
Раздел 3 Рекомендации по усовершенствованию внешнеэкономической деятельности металлургических предприятий
3.1 Основные направления решения проблем экспортной деятельности металлургических предприятий Украины
Усиление конкуренции на мировых рынках требует своевременного реагирования на технические, экономические и информационные изменения, которые происходят в мире, принятие соответствующих мер на уровне, как отдельных предприятий, так и государства в целом, обеспечивая тем самым поддержание своих конкурентных преимуществ.
Для успешной деятельности украинские металлургические предприятия должны учитывать мировые тенденции развития металлургии, среди которых необходимо выделить [13]:
- обострение конкуренции на мировом рынке в условиях устойчивого спада темпов прироста потребления металла;
- повышение требований к качеству металлопродукции;
- приоритетное развитие сталеварных технологий с целью создания гибких высокоэффективных технологических комплексов и модулей.
Основными пробелами металлургии Украины является: высокая степень изношенности оборудования, его моральное старение, низкое качество сырья, нестабильность его поставок, низкий объем потребления на внутреннем рынке, малоэффективная работа украинской финансовой системы, развитие традиционных кооперационных связей, как в Украине, так и с предприятиями России, проблема с энергоресурсами.
Для украинских металлургических предприятий актуальной является еще одна проблема - металлургическая промышленность Китая, которая занимает лидирующие позиции на традиционных украинских рынках сбыта. Увеличивая производственные мощности и снижая цену на продукцию, китайские металлургические компании способны за несколько лет вытеснить украинских производителей с азиатского рынка.
По прогнозам аналитиков, до 2010 года Китай насытит собственный рынок и выйдет на внешние рынки с различными видами металлургической продукции. Этот выход, безусловно, будет иметь существенное влияние на ситуацию на мировом рынке в целом. Однако прогнозировать его обвал не следует. Объяснить такую ситуацию можно дефицитом сырья - китайские металлурги закупают его в Австралии, Южной Африке, Бразилии и вынуждены будут выдерживать определенный порог цен на свою продукцию.
Следовательно, чтобы удержать Украине свое место в семерке наибольших производителей стали, металлургическим предприятиям необходимо срочно принимать меры по снижению цены на свою продукцию. Для этого необходимо провести комплексный анализ составляющих себестоимости и поиск путей их снижения; осуществить инновационные преобразования в технологии, производстве; постоянное улучшение качества и увеличение ассортимента выпускаемой продукции, может быть достигнуто путем анализа мировых рынков металлопродукции с целью выявления товаров, которые пользуются наибольшим спросом, выявить их сильные стороны перед отечественной продукцией, определить преимущества украинского товара, а также определить необходимые мероприятия для достижения максимального качества продукции при неизменной цене.
Предлагаются такие направления развития экспортной деятельности металлургических предприятий [14]:
1. Организация мероприятий по освоению новых и расширению существующих рынков сбыта, привлечение новых потребителей металлопродукции. Это возможно при условии повышения конкурентоспособности продукции путем улучшения ее качества, проведения работ по ее сертификации в соответствии с мировыми стандартами, активизации маркетинговой деятельности, создание общих внешнеторговых фирм, деятельность которых будет содействовать расширению круга потенциальных потребителей экспортированной предприятиями продукции, что приведет к увеличению объемов экспорта металлургическими предприятиями.
2. Усовершенствование системы организации управления экспортной деятельностью на предприятиях. В современных условиях требуют развития такие элементы системы - маркетинговая стратегия сбыта, подсистема транспортирования продукции, экономическое обоснование управленческих решений в сфере экспортной деятельности предприятий.
Реализация этих мероприятий приведет к повышению эффективности экспортной деятельности металлургических предприятий.
Сегодня в мировой торговле выделяется несколько общих тенденций: транснационализация, глобализация и интернационализация экономик стран мира. Украина также постепенно присоединяется к мировому процессу глобализации, однако для того чтобы нашей стране занять достойное место среди развитых стран мира, ей необходимо соблюдать стабильность и открытость экономики, низкий уровень государственного протекционизма и коррупции, снижение степени государственного вмешательства в экономические процессы, повышение роли образования в общественной жизни.
Целесообразным является построение вертикально интегрированных межотраслевых комплексов, конкурентное ядро которых занимает определенную для них технологическую нишу и интегрируется со своими поставщиками и партнерами. В условиях отечественной экономики было бы экономически эффективно привлечение в интегрированные структуры отечественных и иностранных фирм с использованием государственного и частного капитала с ориентацией на производство высокотехнологической продукции. Именно поэтому следует ориентироваться на такую модель, где в поле зрения находится не только сфера обращения (внешняя торговля), но и сотрудничество по всем звеньям производственно - технического процесса, с вынесением части из них за национальные рамки. Выгоды от интеграции зависят от степени стабильности рыночных условий на основной стадии спроса, от того, куда направляется продукция - на склад или непосредственно заказчику, а также от способности предприятия получать непосредственную информацию по рынку. Благодаря интегрированию предприятие может сэкономить расходы на сбыт, ценообразование, переговоры и заключение соглашений на рынке. Хотя в пределах предприятия также заключаются определенные соглашения, однако расходы на них меньше, чем в случае торговых операций с внешними партнерами. Исчезает потребность в отделах маркетинга и снабжения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8