Рефераты. Внешнеэкономическая деятельность металлургических предприятий

Внешнеэкономическая деятельность многономенклатурная: она объединяет, казалось бы, на первый взгляд, несовместимые операции, которые можно осуществлять и на локальном уровне, не выходя за пределы национальных отношений всех субъектов хозяйствования. Так, консалтинговые, туристические услуги, инжиниринговые, реинжиниринговые, транспортные операции вполне возможно осуществлять в рамках конкретного предприятия. Однако распространение их и на внешнеэкономическую сферу позволяет повысить общую эффективность функционирования отечественных предприятий в условиях трансформации экономики Украины в рыночную.

Внешнеторговая деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).


Рис. 1.2. Классификация внешнеторговых операций по структурному признаку [4, с. 56]


При этом под товаром понимается любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности. Транспортные средства, используемые при договоре о международной перевозке, товарами не являются.

Международная торговля услугами называется также невидимым экспортом. Услуги - это предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений [2, с. 41].

Франчайзинг (англ. franchise - привилегия, право) - система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак [4, с. 57].

Международная ассоциация франчайзинга IFA определяет франчайзинг как продолжающиеся отношения, при которых франчайзер передает исключительные права, основанные на лицензионном соглашении, заниматься предпринимательской деятельностью, плюс помощь в обучении, маркетинге, управлении в обмен на финансовую компенсацию от франчайзиата.

В нашей отечественной литературе франчайзинг обозначают еще терминами: франчайзинг, франшизинг, френчайзинг.

Сущность франчайзинга заключена в том, что фирма (франчайзер), имеющая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях не известной потребителям фирме (франчайзиату) право, т.е. лицензию (франчайз) на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает за это определенную компенсацию (доход).

Основной принцип франчайзинга: сочетание ноу - хау франчайзера с капиталом франчайзиата.

Инжиниринг (англ. engineering - изобретательность, знание) представляет собой инженерно - консультационные услуги по созданию предприятий и объектов [5, с. 28]. Инжиниринг является важным методом повышения эффективности вложенного в объект капитала. Он рассматривается как определенная форма экспорта (услуг) передачи знаний, технологии и опыта из страны производителя в страну заказчика.

Инжиниринг охватывает комплекс работ: по проведению предварительных исследований, подготовке технико - экономического обоснования, комплекта проектных документов, а также разработке рекомендаций по организации производства и управления, эксплуатации оборудования и реализации готовой продукции.

Инжиниринг как особый вид предпринимательства имеет специфические особенности:

1. Он является одной из форм услуг производственного назначения, которая воплощается не в вещественной форме продукта, а в его полезном эффекте. Этот полезный эффект может иметь материальный носитель (проектная и техническая документация, графики, чертежи и т.п.) или не иметь его (обучение, управление и т.п.).

2. Он связан в конечном итоге с подготовкой и обеспечением процесса производства и реализации рассчитанных на промежуточное и конечное потребление материальных благ и услуг;

3. Он является объектом купли - продажи, т.е. имеет коммерческую характеристику;

4. Он, в отличие от франчайзинга и ноу - хау, имеет дело с воспроизводимыми услугами, т.е. с услугами, стоимость которых определяется общественно необходимыми затратами времени на их производство и поэтому имеющими множество продавцов для их реализации. Франчайзинг же и ноу - хау связаны с реализацией новых в данный момент не воспроизводимых знаний производственного назначения, которые имеют ограниченное число продавцов..

Реинжиниринг - это инженерно - консультационные пути по перестройке систем организации и управления производственно - готовым и инвестиционным процессами хозяйствующего субъекта в целях повышения его конкурентоспособности и финансовой устойчивости. Реинжиниринг бывает двух видов: кризисный реинжиниринг и реинжиниринг развития [5, с. 28].

Кризисный реинжиниринг направлен на решение кризисных проблем хозяйствующего субъекта. Он применяется в тех случаях, когда результативность финансово - коммерческой и производственно - торговой деятельности хозяйствующего субъекта постоянно снижается, конкурентоспособность его резко падает, наметилась тенденция банкротства и нужен комплекс мер по ликвидации этого кризиса.

Реинжиниринг развития применяется в тех случаях, когда динамика развития снижается и действующая структура организации и управления производственно - торговым и инвестиционным процессами уже достигла предельного уровня по получению прибыли.

Важной частью внешнеэкономических связей является обмен в виде знаний, опыта и научно - технической информации. Этот обмен в чистом виде представляет собой ноу - хау. Ноу - хау (англ. кnow-how - знаю, как) - комплекс технических знаний и коммерческих секторов. Приобретение ноу - хау совместно с покупкой лицензии облегчает и удешевляет налаживание производства, обеспечивает более полную передачу секторов производства.

Лизинг - форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества, кроме земельных участков и других природных объектов [4, с. 57]. Фактически лизинг представляет собой форму материально - технического снабжения с одновременным кредитованием и арендой.

Лизинг - это вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обяжется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

Лизингодатель - это хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, осуществляющий лизинговую деятельность, т.е. передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества.

Лизингополучатель - это хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, получающий имущество в пользование по договору лизинга. Таким образом, одним из важнейших факторов, определяющих современное состояние мирового хозяйства является стремительная интернационализация хозяйственной жизни. Этот процесс, с одной стороны, отражается в увеличении масштабов внешнеэкономических связей, с другой стороны, он приводит к развитию форм внешнеэкономической деятельности. При этом развиваются традиционные формы осуществления внешнеэкономических связей и появляются совершенно новые.

1.3 Организация импортно-экспортных операций на предприятиях


В современных условиях демонополизации внешнеэкономической деятельности предприятие - основное звено внешнеэкономического комплекса страны. В соответствии с действующим законодательством предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в определенном порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В соответствии с действующим законодательством, предприятие имеет право самостоятельно определять формы, методы, организационную структуру предприятия и объем работ на внешнем рынке.

Для эффективного управления внешнеэкономической деятельность на уровне предприятия нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью предприятия определяется прежде всего теми целями и задачами, которые она призвана решать.

Значительный опыт управления внешнеэкономической деятельностью накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО) [6, с. 103]. Ведущей структурной единицей ВТО является фирма, которая специализируется на торговле определенными товарами в группе стран. Возглавляет фирму директор и в зависимости от объема работ - несколько его заместителей.

Функциональные отделы и службы, которые содействуют работе специализированных фирм и ВТО, можно разделить на три группы:

1. Группа отделов и служб, которые осуществляют планирование:

- планово - экономический отдел - планирование внешнеторговой деятельности и контроль выполнения плана, анализ хозяйственной деятельности ВТО;

- валютно - финансовый отдел - валютное планирование и контроль за банковскими валютными, кредитными и расчетными операциями, соблюдение интересов ВТО при внешнеторговых операциях;

- транспортный отдел - планирование и обеспечение перевозок экспортных и импортных грузов;

- бухгалтерия ВТО - учет и отчетность, расчеты с банками, поставщиками и сторонними организациями, расчет и выплата заработной платы, анализ (вместе с плановым отделом) результатов финансовой деятельности и рекомендации по ее улучшению.

2. Группа отделов, которые занимаются непосредственно маркетингом:

- отдел конъюнктуры и цен - исследование спроса, предложения, динамики цен, структуры рынков, систематизация конъюнктурных материалов, координация работы фирмы с общими иностранными агентами, методическое руководство и контроль правильности расчетов и использование цен фирмами при подготовке и составлении контрактов, другая работа по исследованию конъюнктуры рынков;

- отдел рекламы и выставок занимается рекламной деятельностью внешнеторговых организаций, организует участие специализированных фирм в международных выставках и ярмарках;

- инженерно - технический отдел - изучение технических требований к товарам на мировом рынке и информирование о них непосредственных производителей товаров, анализ технического уровня и качества продукции, ее конкурентоспособности, которая соответствует выводам и рекомендациям специализированных фирм по этим вопросам;

- отдел совместных предприятий - координация, планирование и контроль деятельности совместных предприятий, созданных при участии иностранного капитала на территории Украины, создание новых смешанных товариществ за границей и их ликвидация;

- отдел технического обслуживания и запчастей - организация гарантированного и послегарантийного технического обслуживания экспортируемых объединением товаров, обеспечение технических центров и заграничных агентов объединения необходимыми запасными частями, ремонтным оборудованием и транспортом.

3. Группа отделов, которые обеспечивают принятие и выполнение управленческих решений:

- отдел развития - усовершенствование организационной структуры объединения;

- отдел АСУ - автоматизация расчетов, внедрение экономико - математических методов и ЭВМ в практику работы объединения и фирм, создание вместе с другими отделами и фирмами баз данных и их ведение;

- отдел кадров - вопросы подбора и размещения кадров, ведение личных дел работников;

- отдел заграничных командировок - оформление командировок за границу;

- канцелярия - регистрация и контроль организационно - распорядительной документации;

- административно - хозяйственный отдел - поставка необходимых для работы объединениям материалов и оборудования, ответственность за эксплуатацию зданий, другая хозяйственная работа;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.