Рефераты. Внешнеэкономическая деятельность металлургических предприятий

Меньше всего спад цен затронул экспорт плоского проката. В сентябре его объемы уменьшились всего на 1,6% до 631,8 тыс. тонн. При этом, по итогам января -сентября 2008 года в сравнении с январем-сентябрем 2007 г. экспорт данного сегменте и вовсе сохраняет позитивную динамику, увеличившись на 1,9% до 6 779,11 тыс. тонн (в денежном выражении - на 5 716,01 млн. долл).

В ноябре производство металлопродукции упало на 50% к уровню ноября 2007 года. Так, в том числе выплавка чугуна сократилась на 57% - до 1,2 млн т, стали - на 55%, до 1,5 млн т, выпуск проката - на 51%, до 1,5 млн т.

При этом, рентабельность украинских металлургов за 2008 г. снизилась в три-четыре раза. Ряд ведущих стальных гигантов страны балансируют на грани остановки производства. Самая прибыльная отрасль Украины может утратить привлекательность. Фактически наблюдается медленное, но уверенное вытеснение украинских металлургов из занимаемых ранее внешних рынков сбыта. При этом внутренний рынок составляет всего лишь около 30% (в России - 50%), что делает рентабельность в отрасли очень зависимой от внешних факторов. Спад мировых цен на металл при сохранении высокой стоимости сырья свергнул большинство украинских сталеваров с небес на землю.

Следовательно, в условиях низких цен на металлопродукцию, украинские компании будут проигрывать рынки длинномерного проката из-за более высокой себестоимости продукции. Рынок полуфабрикатов характеризуется меньшей интенсивностью конкуренции, поскольку экономически развитые страны давно сделали ставку на передельную металлургию, а развивающиеся сознательно сдерживают вывоз продукции с низкой добавленной стоимостью.

Что касается импорта, то за 9 месяцев 2008 года в Украину импортировано 1,700 млн. тонн металлопродукции, что почти на 34% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [10]. Конечно же, импорт металлопродукции в Украину был всегда, однако до последнего времени импортировалась в основном та номенклатура металлопродукции, которая не производится в Украине.

На сегодня ситуация изменилась не сторону отечественных металлургов: из общего объема импорта с начала года, 880 тысяч тонн приходится на ту номенклатуру металлопродукции, которую производят украинские предприятия.

Основные поставщики металлопродукции в Украину - Россия и Китай, не исключено, что в ближайшее время к ним присоединится Турция.

Таким образом, подводя итог, можно выделить ряд факторов, которые повлияли на развитие экспортной деятельности металлургических предприятий: постоянное увеличение объемов экспорта в ценовых и количественных показателях на протяжении анализируемого периода; экспортная направленность экономики; преимущества в товарной структуре экспорта продукции с низкой степенью обработки и достижений научно - технического прогресса (доминирование сырьевого экспорта); преимущество в географической структуре экспорта части стран с относительно невысоким уровнем развития экономики (за счет ограниченного доступа на рынки стран ЕС и США).


2.3 Управление экспортной и импортной деятельности на предприятиях металлургии


Для Украины присущий "снабженческо-сбытовой" и "посредническо - торговый" менталитет выхода на внешние рынки. Отечественные предприятия выступают на внешнем рынке в роли своеобразного резерва, который вызван наивысшим уровнем спроса, но безжалостно дискриминирован в период спада конъюнктуры.

Украинские металлургические предприятия, которые традиционно были ориентированы в основном на российского потребителя, находятся в данный момент в трудном положении в связи с несовершенством ценовой политики нашей страны. В то же время высокие тарифы на транспортные услуги в Украине обусловили изменение траектории основных потоков грузов в западном направлении через порты и транспортные магистрали Белоруссии и стран Балтии.

Ограниченность оборотных средств отечественных экспортеров металлопродукции, отсутствие оперативной рыночной информации, заставляет их обращаться к помощи посредников (трейдеров), которые обеспечивают необходимую финансовую и правовую поддержку экспортных операций. При этом посредник чаще всего определяет сбытовую и ценовую стратегию, производитель же практически теряет связь с потребителем. Вследствие этого не реализуется один из главных принципов современной работы на мировом рынке - производство конкретного продукта для конкретного потребителя.

Следовательно, для металлургических предприятий особое значение приобретает анализ эффективности экспортно - импортных операций и оптимальная система финансового управления предприятием. Рассмотрим базовые понятия, характерные для металлургических предприятий, осуществляющих ВЭД. Каждое металлургическое предприятие при экспорте товаров несет такие затраты:

- себестоимость экспортируемого товара;

- транспортные затраты;

- организационные затраты.

Под себестоимостью товара понимают затраты на производство товара предприятия, транспортные затраты включают в себя затраты на транспортировку товара, которые несет предприятие - экспортер. Эти затраты зависят от цены контракта (CIF, FOB и т.д.). При экспорте принято использовать цену FOB товара. Организационные затраты - это затраты предприятия на составление контракта, таможенного сбора во время транспортировки товара через таможенную границу и т.д. [11, 182].

Экспортный доход предприятия от экспорта товаров - это валютный доход, который поступает на расчетный счет предприятия. В большинстве случаев экспортный доход должен быть представлен в гривневом эквиваленте. Перерасчет в гривны осуществляется либо по курсу Национального банка Украины на день получения валютного дохода или на день составления контракта (это зависит от условий контракта), либо по курсу продажи иностранной валюты на центральных биржах Украины.

Для того чтобы экспорт товара был эффективный, необходимо, чтобы экспортный доход превышал экспортные затраты. Однако это условие не является достаточным. Экспорт товара является целесообразным, если экспортная прибыль превышает внутреннюю прибыль предприятия от продажи товара внутри страны. Экспортная прибыль равняется экспортному доходу за вычетом экспортных затрат, а внутренняя прибыль - внутреннему доходу за исключением себестоимости товара. При этом внутренний доход - это доход от продажи, предназначенного на экспорт товара в гривнах.

При операциях импорта товаров предприятие стремится выгодно закупить товары за границей с целью их дальнейшего использования в своей стране. В связи с этим предназначение товаров имеет большое значение. Предприятие может закупить товары для их дальнейшей продажи на территории Украины. Такие товары классифицируются как товары потребления (ТП). Предприятие может также приобрести товары для использования в собственном производственном цикле (оборудование, сырье). Такие товары рассматриваются как товары производства.

В случае импорта товаров потребления предприятие несет такие затраты:

- стоимость товара;

- транспортные затраты;

- организационные затраты.

Стоимость товара - это контрактная цены импортируемого товара. Транспортные и организационные затраты являются аналогичные экспортным, транспортным и организационным затратам.

Импортные затраты равны сумме стоимости товара, транспортным и организационным затратам. Импортный доход - это гривневый доход за импортируемый товар.

Как и в случае с экспортом товара, импорт товара выгодный, если импортный доход превышает импортные затраты. Однако это условие также не является достаточным. Необходимо установить, выгодна ли закупка товара за границей или же выгоднее закупить внутри страны. Если импортная прибыль превышает внутреннюю прибыль, то импортировать товары выгодно. Импортная прибыль представляет собой разницу импортного дохода и импортных затрат. Внутренняя прибыль, соответственно, - разница внутреннего дохода и внутренней стоимости товара. Поскольку допускается, что цены на импортный и отечественный аналогичный товар являются одинаковыми, импортный доход равен внутреннему доходу, а внутренняя стоимость - это оптовая цена на этот товар внутри страны.

При импорте товаров производства ситуация усложняется. В таком случае необходимо учитывать доход, который получило предприятия от использования импортируемого товара, а также затраты, связанные с использованием этого товара. Таким образом, доход от товара производства равен гривневому доходу от продажи товаров, сделанных с использованием товаров производства (без затрат на реализацию). Затраты на товар производства - это сумма стоимости сырья и энергии, затраты на обслуживание и рабочую силу. Доход от товара производства прибавляется к импортному доходу, а затраты на товар производства - к импортным затратам. Дальнейшие расчеты аналогичны расчетам при импорте товара потребления.

Как и в случае экспорта, так и в случае импорта затраты на хранение товара, его дальнейшее распределение по территории страны, реализацию не учитываются. При необходимости они могут быть включены в экспортные и импортные затраты соответственно. При этом эти же затраты необходимо учитывать и во внутренних затратах, т.е. в себестоимости товара при экспорте и его внутренней стоимости при импорте.

На основе этих теоретических положений разработаны коэффициенты эффективности экспорта и импорта товаров:

1. Коэффициенты эффективности экспорта товара. Экспорт товара является эффективным, если экспортный доход превышает экспортные затраты. Это отображает базовый коэффициент эффективности экспорта:


 (2.1)


где - базовый коэффициент эффективности экспорта;

Дэ - доход от экспорта;

Ст - себестоимость товара;

Тз - транспортные затраты;

Оз - организационные затраты.

Если > 1, экспорт эффективен. Чем выше этот коэффициент, тем выше эффективность экспорта

Для определения эффективности экспорта расчета только базового коэффициента эффективности экспорта недостаточно. Необходимо установить, является ли экспорт товара более выгодной операцией, чем продажа этого товара внутри страны. Для этого используют альтернативный коэффициент эффективности экспорта:


 (2.2)


где - альтернативный коэффициент эффективности экспорта;

Дв - внутренний доход (доход от продажи товара внутри страны).

Если > 1, экспорт является эффективным.

Таким образом, для определения эффективности экспорта необходимо рассчитывать коэффициенты и . При этом следует помнить, что все затраты и доходы должны быть представлены в гривневом эквиваленте. В случае, если оба коэффициента больше единицы, то экспорт товара не является эффективным. Если < 1, а > 1, то экспорт является неэффективным, потому что экспортные затраты превышают экспортный доход. Если > 1, и < 1, то в этом случае экспорт также является неэффективным, потому что прибыль от продажи товара внутри страны будет выше, чем от его экспорта. В случае, если оба эти коэффициента меньше единицы, то экспорт товара неэффективный по вышеназванным причинам.

2. Коэффициенты эффективности импорта товара. При рассмотрении эффективности импорта важное значение имеет назначение импортируемого товара. Рассмотрим коэффициенты эффективности импорта товаров потребления.

Для того чтобы импорт товара потребления был выгодным, необходимо, чтобы импортный доход превышал импортные затраты. Это отображает базовый коэффициент эффективности импорта товаров потребления:


 (2.3)


где - базовый коэффициент эффективности импорта товаров потребления;

Ди - внутренний доход от продажи импортируемого товара;

Сит - стоимость импортируемого товара;

Тз - транспортные затраты;

Оз - организационные затраты.

Если > 1, импорт товара эффективен.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.