Рефераты. Структура и формы международных экономических связей России

Инвестиционный имидж России формируется во многом под влиянием реальных процессов в инвестиционной сфере, которые неоднозначны. В последние годы Россия заметно прогрессировала в привлечении иностранного капитала по сравнению с 90-ми годами, но по-прежнему не входит в число государств, лидирующих в привлечении иностранного капитала[14]. Однако по экспорту капитала Россия превращается во все более заметного игрока в своей группе стран. О неоднозначности процессов в этой сфере говорят но только количественные (масштабы инвестиций, соотношение их притока и оттока, чистый приток/отток капитала, доля иностранных инвестиций в ВВП, валовых капиталовложений и на душу населения и т. д.), но и качественные показатели. Последние отражают давно отмечаемые тенденции крайне неравномерного распределения инвестиций по регионам и отраслям, а также снижение доли ПИИ в их общем объеме.

В последние десятилетия инвестиционные ресурсы в России часто используются крайне нерационально. Большие надежды возлагаются на их внешние источники, однако фактическое положение дел пока нельзя назвать удовлетворительным, ибо в стране не созданы надежные гарантии для иностранных инвесторов.

Наибольшие инвестиции продолжают направляться в топливно-энергетический комплекс России, в том числе иностранные - около 25%, но и в этой сфере доля последних крайне мала и едва достигает 13% в общем объеме финансирования. По состоянию на начало 2002 г. при сумме накопленных прямых иностранных инвестиций в нефтегазовые проекты примерно 5.5 млрд. долл. около 60% приходится на инвесторов из США. Общая же сумма накопленных Россией ПИИ на тот момент составила всего чуть более 15 млрд. долл. Это по меркам других стран переходной экономики, например Китая, Венгрии, Польши и др., очень немного. Отсутствие условий для более успешного привлечения в страну иностранных инвестиций серьезно тормозит начавшийся в последние годы экономический рост.

Топливно-энергетический комплекс сегодня является базовой и системообразующей отраслью российской экономики, главной движущей силой, способной обеспечить реальный прорыв не только к ее дальнейшему устойчивому и ускоренному развитию, но и к коренному преобразованию. В первую очередь это касается энергетического сырья — нефти и газа, в меньшей степени - угля. Существенную роль по-прежнему будут также играть лес, цветные металлы - алюминии, медь, цинк, никель; железорудные концентраты и листовой прокат; драгоценные металлы — золото, платина, палладий; урановое сырье и редкие металлы, а также необработанные алмазы и бриллианты.

В этой связи нельзя не согласиться с мнением известного российского специалиста в области проблем мировой энергетики профессора Ю.Ершова. Он считает, что пора поставить точку в бесперспективном противостоянии различных оценок и подходов в вопросе выбора наиболее эффективных путей социально-экономического развития России, с самобичеванием и комплексом неполноценности по поводу нашей "сырьевой зависимости”, "нефтяной иглы", "сырьевого придатка" и т.п.

Нужно более трезво и взвешенно оценивать ситуацию, излишне ее не драматизируя, видеть, что, например, и промышленно развитые страны, особенно западноевропейские, не располагающие достаточными топливно-сырьевыми ресурсами, находятся в еще более сильной внешней рыночной зависимости от сырья, как и Россия, только в зеркальном отображении этого состоянияния[15].И в этом смысле их положение несравненно хуже, чем наше, что, впрочем, не мешает им эффективно развиваться.

Известно, что многие страны даже из числа промышленно развитых устойчиво сохраняют в своем экспорте значительную долю сырьевых товаров.

Так, в Австралии это уголь, черные и цветные металлы и их руды; в Канаде - уголь, газ, цветные металлы и лес; в ЮАР — цветные и драгоценные металлы, уголь, алмазы; в США - уголь; в Норвегии и Великобритании - нефть и газ; в Голландии - газ; в Финляндии и Швеции - лес и лесоматериалы и т.д.

Ключевая проблема в этой связи – изыскание инвестиций в добывающие отрасли, столь необходимых для поддержания нужных масштабов поиска, разведки и освоения новых месторождений полезных ископаемых и расширения соответствующего производства. Основные надежды должны возлагаться на иностранные инвестиции. Их основной приток можно ожидать, когда во многих странах, добывающих нефть и газ, начнут сказываться выработка или истощение месторождений. В России к 2035-2040 гг. рост добычи и экспорта нефти и газа, скорее всего, также приостановится, однако вплоть до середины текущего века или даже чуть более того они все еще могут сохраняться на достигнутом уровне.

Торговый баланс России на мировом рынке патентов неизменно сводится с отрицательным сальдо (около 1 млрд. долл. в 2002 г.). Изобретательская активность в стране по сравнению с тем, что было в СССР, снизилась в 10—12 раз. Непосредственно в сфере производства высокотехнологичной продукции положение столь же тревожно.

Чтобы преодолеть глубокий кризис, сложившийся в области НИОКР и всего инновационного процесса в стране, необходим серьезный комплекс государственных мер по созданию более благоприятного климата для формирования и реализации действенной научно-технической, инвестиционной и внешнеэкономической политики.

В решении этого вопроса Россия будет вынуждена опираться, прежде всего, на собственные финансовые возможности, но серьезным их источником реально могут быть все те же сырьевые ресурсы. Следовательно, чтобы успешно развивать высокие технологии хотя бы в отдаленной перспективе, нам уже в обозримой кратко- и среднесрочной перспективе придется продолжать развивать добычу, переработку и экспорт полезных ископаемых - самого надежного нашего богатства.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что сырьевые отрасли России объективно призваны и будут, вплоть до середины XXI в., выступать в качестве основного локомотива в развитии не только экспорта, но и народного хозяйства в целом. Практически использовать сырьевой потенциал страны как реально движущую силу и совершенствования отраслевой структуры экономики возможно через целенаправленное перераспределение инвестиционных ресурсов, создание максимально благоприятного климата для иностранных и отечественных капиталовложений в производство высокотехнологичной и наукоемкой продукции.

В первую очередь это должно быть направлено на машинотехнические производства, уже традиционно ориентированные на обеспечение развития российского сырьевого экспорта. В их числе оборудование и насосные станции для нефте- и газопроводов, буровые платформы для работы на морском шельфе, контрольно-измерительная аппаратура, разведочное и горношахтное оборудование, высокотехнологичные нефте- и газоперерабатывающие, а так же нефтехимические производства и многое другое, что в настоящее время составляет излишне весомую часть в наших импортных закупках. Необходимые для этого средства могут быть получены от перераспределения инвестиционных потоков (прямого или косвенного) через создание, например, государственного фонда поддержки развития высокотехнологичных производств, отчисления в который будут направляться от сверхдоходов сырьевого экспорта.

Инвестиционный имидж России можно и нужно улучшать, поскольку в ее инвестиционном климате присутствуют положительные элементы, о которых следует максимально полно и активно информировать как потенциальных международных инвесторов, так и экспертное сообщество. Последовательно улучшать инвестиционный имидж можно только на базе реального совершенствования инвестиционного климата. Определенные действия по его улучшению уже предпринимаются российскими государственными инстанциями и деловыми кругами.


ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

                    1. Внешнеэкономическая деятельность Алтайского края


Внешнеторговый оборот предприятий края в 2004 году составил 898 миллионов 500 тысяч долларов США. Это самая большая сумма за последние 10 лет - за время ведения таможенной статистики в крае. По сравнению с 2003 годом это больше в 1,8 раза. При этом экспорт составил 664 миллиона 300 тысяч, импорт - 234 миллиона 200 тысяч долларов. В 2004 году экспортные поставки в страны вне СНГ составили 248 миллионов 800 тысяч, импортные поставки - 31 миллион 700 тысяч долларов. Значительно возрос товарооборот со странами СНГ и составил 617 миллионов 900 тысяч долларов. Так, экспорт в СНГ составил 415 миллионов 500 тысяч долларов, импорт из СНГ - 202 миллиона 400 тысяч долларов.

Экспорт по объему превысил импорт, то есть сальдо торгового баланса имеет положительное значение в сумме 430 миллионов 100 тысяч долларов.

Сумма таможенных платежей в бюджет Российской Федерации составила 1 миллиард 800 миллионов рублей.

Алтайским представительством Управления уполномоченного по Западносибирскому району Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в 2004 году выдано 100 лицензий на осуществление экспортно-импортных операций на сумму более 17 миллионов долларов США, оформлено 11 паспортов бартерных сделок.

Экспортно-импортные показатели товарооборота со странами СНГ (см. Приложение 2), свидетельствуют о том, что сотрудничество со странами СНГ для Алтайского края в 2004 году по-прежнему являлось приоритетным направлением внешнеторговой деятельности. Уделялось внимание восстановлению и дальнейшему развитию интеграционных связей с предприятиями ближнего зарубежья, созданию совместных предприятий, оказывалась поддержка реализуемым в крае инвестиционным проектам зарубежных партнеров.

Так, в модернизацию производства на цементном заводе (село Галуха) в ближайшие 3 года германскими компаниями будет инвестировано 120 млн. долл.

Большое значение придавалось взаимодействию с органами власти административно-территориальных образований зарубежных государств. Нормативную базу двустороннего сотрудничества Алтайского края со странами СНГ составляют действующие соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Министерством внешних экономических связей Республики Белоруссия, с акиматами Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей Республики Казахстан, Соглашение c администрацией Ошской области Киргизской Республики, а также несколько дополнительно подписанных протоколов и меморандумов.

В августе 2006 года в Барнауле прошло заседание международного координационного совета (МКС) "Наш общий дом - Алтай"

В его работе приняли участие шесть делегаций из четырех приграничных стран Большого Алтая: Алтайский край и Республика Алтай, Баян-Ульгийский аймак и Ховдский аймак (Монголия), Восточно-Казахстанская область и Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая.

За период 2005-2006 годов МКС было сделано многое: сформировано общее информационно-правовое пространство Алтайского региона, создан сайт "Алтай трансграничный", проведены конференции по правовым аспектам межрегионального взаимодействия, летние международные студенческие школы, выработаны общие подходы в решении экологических проблем. Деятельность Международного координационного совета "Наш общий дом - Алтай" получила поддержку со стороны Евразийского экономического сообщества.

Наши страны активно взаимодействуют в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Деятельность Международного координационного совета может содействовать решениям, принятым на самом высоком уровне, внося свой вклад в обеспечение безопасности и стабильности во всей Центральной Азии.

"Нас объединяют не только горы и культурно-историческое наследие Алтая, - отметил заместитель главы администрации края Б. Ларин, - но и забота о сегодняшнем и завтрашнем дне проживающих здесь людей". Поэтому необходимо усилить экономические аспекты взаимодействия: уровень торгово-экономических связей Алтайского края с нашими приграничными партнерами свидетельствует о том, что для этого имеются все необходимые условия. Так, основным торговым партнером нашего края традиционно является Казахстан, доля которого в общем товарообороте края составляет более 30 процентов. В 2005 году он составил 319 млн. долларов. В первом полугодии 2006 года товарооборот увеличился на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экономики Алтайского края и Восточного Казахстана взаимосвязаны. В настоящее время 70 процентов импортного продовольствия ввозится в край из Казахстана. Около половины продукции машиностроительного комплекса края экспортируется в Казахстан. Более 400 алтайских предприятий сотрудничают с Казахстаном. Экспорт в Казахстан представлен коксом, древесиной, котельным оборудованием, шинами, тракторами, вагонами, продуктами питания. У нас растет потребность в казахстанской пшенице и мясе, в перспективе возможна поставка электроэнергии из Казахстана.

Китайская Народная Республика является одним из ведущих торговых партнеров Алтайского края среди стран дальнего зарубежья. Наиболее тесные торгово-экономические связи края сложились с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР. В 2005 году товарооборот Алтайского края с Китаем составил 23,5 млн. долларов, а в 2006 – 40 млн. долларов. Основными статьями экспорта в Китай являются лесоматериалы, котельное оборудование, цветные металлы. Алтайский край импортирует пищевые продукты, товары народного потребления.

Развитые внешнеэкономические связи Алтайский край имеет также с приграничными Баян-Ульгийским и Ховдским аймаками Монголии. Среди основных товаров, экспортируемых в Монголию, можно выделить продукцию мукомольно-крупяной промышленности, сахар, кондитерские изделия, нефтепродукты, котельное оборудование, строительные материалы. Основной статьей импорта остается продукция животноводства.

В 2006 году Алтай привлек внимание мировой общественности в связи с планами строительства газопровода из России в Китай через алтайский участок российско-китайской государственной границы. Безусловно, этот проект окажет значительное влияние на развитие трансграничного сотрудничества в регионе.

Необходимо издать общий путеводитель по Алтаю и совместно определить международные кольцевые маршруты "Алтай - золотые горы". Развитие трансграничного туризма в Алтайском регионе должно рассматриваться комплексно, в каждом регионе должны быть определены своеобразные опорные точки международного туризма. В этой связи актуальным является строительство Чуйского тракта по территории Западной Монголии до Китая, строительство участка дороги Горно-Алтайск - Усть-Кан - Карагай - Риддер.

Необходимо создание международных автомобильных пунктов пропуска на российско-монгольской и российско-казахстанской границах, где пограничный контроль должен быть построен таким образом, чтобы туристы не испытывали затруднений при пересечении границы. Кроме этого нужно упростить получение монгольских и китайских виз.

Одним из решений заседания было создание рабочей группы по изданию туристского путеводителя "Наш общий дом - Алтай" на казахском, китайском, монгольском и русском языках.

Был подписан меморандум о дальнейшем развитии сотрудничества в рамках координационного совета. Подписи под документом поставили руководители всех шести делегаций, от администрации края меморандум подписал Борис Ларин.

                    2. Создание особых экономических зон и перспективы инвестирования


3 февраля 2007 года постановлениями Правительства России создано семь особых экономических зон туристко-рекреационного типа (в их числе и Алтайский край).

Несколько месяцев в 5 регионах (Алтайский край, Калининградская область, Приморский край, Краснодарский край и Ростовская область), определенных федеральным законодательством, идет жаркая дискуссия насчет создания игорных зон, а также будущих возможных инвесторов.

Вот как прокомментировал данную ситуацию Евгений Ковтун, вице-президент Ассоциации деятелей игорного бизнеса (АДИБ):

«Ряд крупных иностранных компаний выразили свое желание поучаствовать в создании игорных зон. Однако на сегодняшний день, данные желания ограничиваются лишь проведением маркетинговых исследований, консультациями тех, кому поручено данные зоны создавать, а также получением строительных подрядов. Пока ни одна из компаний не объявила о возможных инвестициях в эти проекты. В большинстве своем, это связано, конечно же, с сильной депрессивностью тех мест, в которых региональными властями предложено создавать игорные зоны. Именно поэтому проекты изначально очень затратны. Вкладывать огромные средства, а суммы могут начинаться от нескольких сотен миллионов долларов, без серьезных экономических расчетов и гарантий со стороны региональных властей, конечно, не будут. На наш взгляд, изменений в этой ситуации стоит ждать не раньше конца 2009 года, когда игорный бизнес вне игорных зон, согласно действующему законодательству будет в России окончательно запрещен».

В Главном управлении экономики и инвестиций края поясняют, что списка инвесторов игорной зоны в Алтайском крае пока нет. Со стороны региона предложен проект, ведутся переговоры с федеральными органами власти. Однако конкретные подвижки появятся, когда выйдут соответствующие постановления правительства РФ.

До конца июня будет подписано около десяти таких документов, определяющих налоговый режим, границы зоны и другие вопросы. Тогда в Алтайском крае начнет работу Управление Алтайского края по обеспечению функционирования игорной зоны, порядок создания которого уже регламентирован соответствующим постановлением краевой администрации.

В полномочия управления входит создание общей концепции развития игорной индустрии, разработка предложений по формированию инвестиционных программ для развития инфраструктуры игорной зоны. Ведомство будет выполнять функции госзаказчика по подготовке документации, планировки территории игорной зоны и созданию инфраструктуры за счет средств краевого бюджета.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В данной работе я попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта международных экономических связей.

Исходя из всего вышесказанного, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов можно сделать следующие выводы:

Основными направлениями развития международных экономических отношений являются

¾расширение экономического и производственного сотрудничества;

¾объединение национальных хозяйств государств и формирование единого хозяйственного комплекса;

¾интернационализация хозяйственной жизни.

Принципиальное значение для защиты внешнеэкономических интересов России имеет сохранение и развитие хозяйственных связей с бывшими союзными республиками

Для России большую значимость имеют отношения со странами Западной Европы. Они важны с точки зрения вхождения в формирующееся политическое, экономическое, правовое, социальное пространство, ядром которого выступает Европейское сообщество.

Среди приоритетных направлений внешнеэкономических связей России можно выделить следующие:

¾создание новой системы взаимоотношений с бывшими социалистическими странами;

¾вхождение в европейское и мировое сообщество;

¾разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР;

¾активизация отношений с Китаем, странами Юго-Восточной Азии.

В современном мире Россия сохраняет за собой роль крупнейшего экспортера топливно-энергетических ресурсов и электроэнергии.

Как говорилось в работе, относительно высокие темпы роста экономики России в начале XXI века достигнуты в основном за счет экспорта природных ресурсов в условиях растущих цен на них. Такой тип экономического роста не может быть устойчивым в долгосрочной перспективе.

Ключевым фактором эффективного развития инновационной системы России должны стать крупные компании, которым более доступна организация инновационных процессов на главных направлениях экономического развития. В связи этим возникает потребность в инвестициях, в том числе из-за рубежа. С целью привлечения инвесторов необходимо предпринимать меры по улучшению инвестиционного имиджа России.

Руководством Алтайского края в рамках внешнеэкономической политики уделяется внимание развитию интеграционных связей с предприятиями ближнего зарубежья, созданию совместных предприятий, оказывается поддержка реализуемым в крае инвестиционным проектам зарубежных партнеров.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  #"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Экономическая теория. Экспресс-курс : учеб. пособие / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова –2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2006. – С. 476.

[2] Regnum. 21.02.2006.

[3] Кузяев К. Вступление России в ВТО: сценарии возможных последствий и отраслевые особенности нового торгового режима // Общество и экономика. – 2006. - № 2.- С. 36.

[4] The Common European Economic Space (CEES) Concept Paper. Annex I to the Joint Statement of the 12th EU-Russia Summit (Rome, 5-6 11.2003)

(#"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Road Map for the Common Economic Space. Annex I to the Joint Statement of the 15th EU-Russia Summit (Moscow, 10-11 05.2005)

(#"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] May B., Новиков В. Отношения ЕС и России: пространство выбора или выбор пространства // Вопросы экономики. – 2002. - №6.- С. 133-143.

[7] Российская газета. 22.06.2004.

[8] Нехорошев Г. Григорий Рапота: «Надо на все смотреть открытыми глазами». // Политический журнал. -2006. - №39/40. - С 20.

[9] Мировая экономика и международный бизнес. Учебник для вузов. (Государственный университет управления) / Под ред. д.э.н., проф. В.В. Полякова и д.э.н., проф. Р.К. Щенина.- М.: «Кнорус».- 2005.- С. 406.

[10] Коммерсантъ. 02.02.2005; Ведомости. 28.01.2004.

[11] Оболенский В. Формирование внешнеэкономической специализации России (ХХ-начало XXI века) // ИМЭМО РАН.- 2005.

[12] Энергетическая стратегия России на период до 2020 г., утвержденная правительством РФ в августе 2003 г. // Российская бизнес-газета. 30.09, 07.10.2003.

[13] Рязанцев С. Трудовая миграция из России и новая российская диаспора за рубежом // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. - № 9. – С 32.

[14] World Investment Report, UN. N. Y., 2005.

[15] Ершов Ю.А. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года: плюсы и минусы новой энергетической политики Российской Федерации // Внешнеэкономический бюллетень.-2004.- №4.- С. 39.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.