Возникает вопрос: каков будет режим торговли и инвестицией с другими странами? Видимо, речь не пойдет о предоставлении им безусловного режима наибольшего благоприятствования (РНБ), поскольку это противоречит экономическим интересам, или, наоборот, РНБ, связанного определенными условиями, так как это противоречит принципам ВТО. Видимо, путь к решению проблемы состоит в том, чтобы осуществлять секторальную торговую либерализацию в рамках АТЭС в увязке с переговорами в ВТО. В этом направлении и движется процесс согласования торговых вопросов в АТЭС.
Параллельно с многосторонними процессами в рамках ВТО многие страны вовлекаются в сложную сеть перекрывающихся региональных членств, каждое из которых определяет свой комплекс принципов и обязательств, иногда противоречащих друг другу. С другой стороны, намечается положительная тенденция к созданию более широких РТС на основе перечня "исключенной продукции". В то же время нет консолидации и скоординированности этих соглашений для того, чтобы они стали необходимыми элементами многосторонней торговой системы и свели к минимуму потенциальные дискриминационные последствия.
Новый регионализм как создание региональных группировок выступает фактором постепенной интеграции стран-участниц в мировую экономику, подтягивая экономически менее развитые страны к более развитым, ослабляя одностороннюю зависимость развивающихся от развитых. Можно сказать, что региональная интеграция сглаживает отрицательные последствия глобализации для интегрирующихся стран и способствует объективному процессу глобализации, являясь ее взаимодополняющим компонентом, укрепляет позиции национального капитала, создает условия для повышения конкурентоспособности. Противоречие может возникнуть в случае развития интеграционных группировок по пути коллективного протекционизма, когда ухудшаются условия экономических связей между странами, входящими и не входящими в интеграционное соглашение. В этом случае общий процесс глобализации экономики затормозится.
Развитие взаимовыгодных торгово-экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона является одним из приоритетов внешнеэкономической политики России. Ведь 29 из 89 субъектов федерации расположены в Азии. Здесь находятся крупнейшие месторождения нефти, газа, угля, руд черных и цветных металлов, созданы промышленная и научная инфраструктура. Активное участие в АТЭС создает возможности для привлечения сюда инвестиций и передовых технологий, доступа российских товаров на рынки экономик - участниц форума. Важно добиться сбалансированного территориального развития экономического пространства России, включая Сибирь и Дальний Восток, чему и призвана способствовать эффективная интеграция в пространстве АТР через участие в АТЭС.
Россия пока не имеет соглашений о свободной торговле со странами АТР. Вопрос об их целесообразности заслуживает тщательного изучения. Российская экономика пока не готова ко многим формам кооперации, практикуемым участниками этих соглашений. Вместе с тем опыт азиатских соседей показывает, что к заключению двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле можно подходить гибко, выборочно как по сферам охвата, так и по приоритетам. Кроме того, движение по такому пути могло бы стать полезным инструментом в переговорах о присоединении России к ВТО, а также расширило бы возможности защиты интересов российского товаропроизводителя за рубежом, способствовало бы дальнейшему продвижению отечественной продукции на внешние рынки и в целом более глубокому интегрированию в мировую и региональную экономику.
Глобализация мировой экономики и регионализм являются серьезным вызовом для России, которой необходимо адаптироваться к этим процессам и занять достойное место в глобализирующейся мировой экономике.
Вступление России в ВТО
Продолжительный процесс вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию близок к завершению. 18 мая 2007 года министр экономического развития и торговли Г. Греф в своем интервью информационному телевизионному каналу «Вести» заявил, что нерешенными остались вопросы экспортных пошлин и железнодорожных перевозок, и решены они должны быть в течение нескольких недель.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов доказали, что присоединение к этой организации сулит России существенные выгоды и стимулы для расширения и улучшения структуры экспорта и импорта. Как представляется, ведущая роль в этом процессе принадлежит государству, которое должно эффективно содействовать обеспечению интересов национальных производителей и экспортеров.
Следует отметить, что при присоединении к ВТО страна-кандидат принимает на себя обязательства в двух основных сферах. Во – первых, это приведение национального законодательства и практики его применения в соответствие с нормами и правилами ВТО. Во – вторых – согласование в ходе переговоров индивидуальных обязательств – условий либерализации доступа на рынок товаров и услуг.
Последствия принятия обязательств будут носить как качественный характер, например изменение законодательства, так и количественный, например динамика и соотношение производства и импорта, которые могут быть оценены статистически. Исследования специалистов привели к достаточно противоречивым результатам. Все они могут быть сведены к двум сценариям.
Катастрофический сценарий
Данный сценарий основывается на том, что Россия в силу сложившихся исторических, социокультурных, географических и других особенностей на данном этапе развития не обладает необходимыми конкурентными преимуществами для завоевания и поддержания технологического лидерства, то есть является глобально неконкурентоспособной. Вступление в ВТО не может сделать российскую экономику инвестиционно более привлекательной, чем, например, экономики стран Латинской Америки и быстро растущие азиатские рынки. Сырьевая специализация России в международном разделении труда не только не снизится, но будет возрастать, усиливая зависимость страны от конъюнктуры мировых сырьевых рынков. Дальнейшее развитие экспорт-ориентированных отраслей будет происходить за счет сокращения перерабатывающих производств, что усилит уже проявляющиеся симптомы «голландской болезни». Массированный рост импорта и повышение тарифов на энергоносители приведет к закрытию предприятий многих отраслей, окончательному подрыву сельского хозяйства, масштабной безработице. Потеря социальной стабильности ослабит государственность и усилит тенденции к экономической и политической дезинтеграции страны.
Оптимистический сценарий
Большинство сторонников оптимистического сценария считает, что если применение принципов национального режима (HP) и режима наибольшего благоприятствования и приведет к некоторому обострению иностранной конкуренции на внутреннем рынке, то компенсирующим эффектом станет повышение транспарентности в бизнесе, возросший уровень предсказуемости действий властей и устранение неоправданных ограничений на рынке. Изменение законодательства может стать фактором повышения конкурентоспособности российских предприятий за счет устранения излишних ограничений, формирования здоровой конкурентной среды с равными и недискриминационными условиями ведения предпринимательской деятельности, а также повышения транспарентности законодательства и мер регулирования.
Следование нормам и правилам ВТО относительно доступа на рынок товаров и услуг не создаст существенных негативных экономических последствий. Как считают приверженцы второго сценария, практически для всех отраслей условия присоединения или неприсоединения к ВТО не являются ключевым фактором для динамики соотношения импорта и собственного производства. И это подтверждается расчетами. Наиболее чувствительны к присоединению или неприсоединению к ВТО по показателю соотношения импорта и внутреннего производства в текущих ценах такие отрасли, как мясомолочная, микробиологическая, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, химико-фармацевтическая, а также автомобилестроение. Из них отмечаются только две отрасли, состояние которых может существенно сказываться на бюджетах ряда субъектов федерации. Это – автомобилестроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Даже временная их остановка может серьезно осложнить финансовое положение отдельных региональных бюджетов. Но в целом российская экономика только выиграет, открывая свой рынок для иностранных товаров и получая доступ на рынки стран ВТО. Исследования Всемирного банка показали, что через несколько лет после присоединения российская экономика будет получать дополнительно по 19 млрд. долл. в год[2].
Таким образом, можно полагать, что решение российского правительства о присоединении нашей страны к ВТО базировалось на идее достаточной устойчивости народного хозяйства к такому рычагу экономического регулирования, как условия доступа на рынок иностранных товаров.
На мой взгляд, воплощение в жизнь одного из сценариев во многом зависит от эффективности внешнеторговой политики после присоединения России к ВТО. Мировой опыт показывает, что сам факт присоединения не только не обеспечивает автоматически преимуществ в конкурентной борьбе, но и требует более чёткого, скоординированного продвижения и отстаивания своих национальных интересов. Ряд специалистов отмечают, что конкурентоспособность большинства российских товаров понизится за счёт:
¾Согласованного снижения уровней импортных тарифов, которые по итогам переговоров с ЕС на промышленные товары будут уменьшены с 10 до 7,6%, а на сырьевые упадут до нуля.
¾Удорожания энергоресурсов.
¾Ужесточения требований к сертификации менеджмента качества на российских предприятиях. Производители, не перешедшие на международную систему стандартизации и сертификации продукции, не смогут выйти на внешние рынки.
Наиболее сложной сферой является использование механизмов защиты внутреннего российского рынка. По мере того, как страны поэтапно снижают свои тарифы и устраняют существующие нетарифные барьеры (нормы технического регулирования, санитарные стандарты и т.п.), они всё чаще прибегают к таким средствам торговой защиты, как антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры. Сегодня эти аспекты находятся в центре внимания экспертов в области регулирования международной торговли. Они актуальны и для России в свете ее присоединения к ВТО.
К настоящему времени Россия накопила в этой области достаточно большой негативный опыт, являясь объектом многочисленных защитных санкций, и остается одной из самых дискриминируемых стран в мире. По данным Министерства экономического развития и торговли, в 2005 году она занимала седьмое место среди наиболее дискриминируемых государств и первое место среди стран, не входящих в ВТО.
Ограничительные меры в отношении российских товаров применяют 19 стран (Австралия, Аргентина, Белоруссия, Болгария, Бразилия, Венесуэла, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Мексика, Перу, Республика Корея, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, ЮАР), а также страны ЕС-25 как единый таможенный союз. По оценкам Минэкономразвития, в 2005 г. ущерб от этих мер составил порядка 2 млрд. долл. Согласно Данным ВТО, в первом полугодии 2004 г. Россия занимала 2-е место после Китая в списке стран, против которых государства этой организации ввели антидемпинговые меры[3].
Проблема ущерба от применяемых защитных мер в отношении российского экспорта достаточно остра. Каковы перспективы и пути ее решения после вступления России в ВТО? По этому поводу можно высказать три соображения.
Во-первых, согласно данным Минэкономразвития, наиболее подвержены антидемпинговым расследованиям такие традиционные товары российского экспорта, как металлургическая продукция - 57% от общего количества введенных мер, минеральное сырье - 17 и химикаты - 12%. Если принять во внимание данные ВТО о том, что именно эти товары наиболее часто становятся предметом антидемпинговых расследований, то можно сделать вывод о некоторой общей тенденции, характерной для мировой торговли на современном этапе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7