Рефераты. Шпаргалки по КПЗС

К числу социально-экономических прав относится прежде всего право собственности и ее наследования. Речь идет прежде всего о собственности, обеспечиваю­щей жизненные потребности человека. Ее обычно называют частной собственностью. О праве собственности в том или ином объеме говорится практически во всех конституциях (кроме временных основных законов). Во многих из них уже нет прежних формулировок о священной и неприкосновенной частной собственности, вместо этого говорится о социальных функциях частной собственности, о том, что она обязывает собственника (Брази­лия, ФРГ, Италия и др.). Согласно конституциям, собственность может быть изъята для государственных и общественных нужд в интересах общества. В современных конституциях все чаще говорится об интеллектуаль­ной собственности, связанной с творческим трудом (например, об автор­ских правах). Речь идет о нематериальной собственности, например на имя автора, на неприкосновенность произведения, изобретения, на право извлекать доходы из авторства и т.д.  Право на предпринимательскую, деятельность. Это право зани­маться любой деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность не запрещена законом (может быть запрещено, например, произ­водство ядов, оружия). Для предпринимательской деятельности сущест­вует государственная регистрация, выдается свидетельство, лицензия с указанием разрешенных видов деятельности. Право на труд и свобода труда. Конституции стран тоталитарного социализма ограничиваются положениями о праве на труд (о свободе труда не говорится), под кото­рым обычно понимается обеспечение государством гарантированной ра­ботой всех трудоспособных и желающих трудиться.  В капиталистических странах положение о праве на труд было включено в конституции, как правило, после второй мировой войны и сопровожда­лось оговоркой о помощи со стороны государства безработным. Оно было дополнено положением о свободе труда, т.е. о праве заниматься любым видом труда по своему желанию, если эта форма работы не запрещена законом. Право на труд и свобода труда дополняются конституционными поло­жениями о безопасных и здоровых условиях труда, о праве на свободный выбор профессии, на достойное вознаграждение (в социалистических конституциях обычно говорится об оплате труда в зависимости от его количества и качества, а иногда — от общественной значимости), о праве на справедливую оплату труда. Право на отдых. Оно означает предоставление одного или двух выходных дней в неделю, которые оплачиваются работо­дателем (иногда этих дней больше, если проводится вынужденное сокра­щение рабочего времени с целью повышения занятости), установление законом предельной продолжительности рабочей недели 40 часов (чего, однако, не существует во многих развивающихся странах), ежегодный оплачиваемый отпуск. Право на забастовку (стачку) — коллективное прекращение работы с выдвижением определенных требований к работодателю или государст­ву. Забастовки должны осуществляться в рамках закона о разрешении трудовых конфликтов.

Право на охрану здоровья  Реальное осуществление права на охрану здоровья зависит от системы здравоохранения, существующей в данной стране. Конституции зарубежных стран, принятые в последние годы, содер­жат положения о праве работников на участие в управлении предпри­ятиями (обычно через своих делегатов). В странах тоталитарного социализма применяется более широкая формулировка — право на участие трудящихся в управлении общест­вом и государством. Она в основном относится уже к политическим, а не к социально-экономическим правам. Право на образование и свобода образования. Положение о праве на образо­вание обычно дополняется указанием на необходимость определенной степени обязательного и бесплатного образования, которое гарантирует­ся созданием государственных и муниципальных школ. Свобода образования — это право учить детей и получать образова­ние взрослым любым способом: в государственных, муниципальных, цер­ковных школах, самостоятельно, экстерном и т.д., но всегда предусмат­риваются экзамены. Право на жилище.  Каждый вправе приобретать себе жилище в любом районе страны (исключение составляют военные городки, закрытые зоны), а малоимущим гражданам жилье за низкую цену или бесплатно предоставляют муниципалитеты из государственных

или муниципальных жилищных фондов.

 

16. Понятие форм государства. Многообразие форм современных государств.

 

        Форма государства представляет собой внутренне согла­сованную систему норм, регулирующую в их единстве структуру и взаи­моотношения основных органов государства (главы государства, парла­мента, правительства), территориально-политическое устройство, глав­ные методы деятельности государственного аппарата и формы его обрат­ной связи с населением.

        Классификация форм государства. С позиции теорий разделения влас­тей и единства власти можно выделить поликратическую (многовластную) и моно-кратическую (единовластную) формы государства. Промежуточное по­ложение между ними занимает сегментарная государственная форма, соединяющая черты этих двух форм.          

        Поликратическая госу­дарственная форма характеризуется: разделением властей между раз­личными органами государства (парламент — законодательная власть, глава государства и правительство — исполнительная власть, независи­мые суды — судебная власть), отлаженными способами взаимодействия ветвей власти, системой их взаимных сдержек и противовесов, самоуп­равлением территориальных коллективов, демократическим государст­венным режимом, различными формами партиципации населения.

        Монократическая государственная форма характеризуется еди­новластием определенного органа или должностного лица. Полнота государственной власти может принадле­жать одному лицу (например, фюреру, дуче — в свое время в Германии, Италии, Испании, Португалии, монарху — в некоторых му­сульманских странах. При такой государственной форме нет системы сдержек и противове­сов; территориальные коллективы либо находятся под строгой опекой центра, либо местное самоуправление прямо отвергается как институт.

         Сегментарная государственная форма (сегмент — с латинского «отрезок») характеризуется тем, что государственная организация как целое складывается из разнородных отрезков, но ее объединяет единая природа государственной власти, единство государственной политики по принципиальным вопросам, единые принципы организации и деятельности. Органы государственной власти формируются путем выборов. Выборы в парламент не имеют, однако, принципиального значения, поскольку традиционно решающая доля власти сосредоточена в руках президента.

 

14. Основные политические права и свободы

Политические права связаны с участием в общественно-политичес­кой жизни, с формированием органов государства, с организованным давлением на государственную власть (например, путем политических демонстраций). К числу политических прав, давно получивших закрепление в консти­туциях, относится свобода мысли, слова, печати. По существу, все это, хотя и в разных конституционных формулировках, означает свободу выражения мнений публично и по общественно значимым вопросам. Свобода выражения мнений означает отсутствие цензуры — специ­альных государственных учреждений и должностных лиц, которые впра­ве разрешать или не разрешать опубликование, передачу по электрон­ным средствам массовой информации, выход в свет определенных мате­риалов. Право свободу объединения в политические партии, про­фессиональные организации, социально-экономические, культурные, спортивные и иные общества. Конституции содержат обычно три положения о роли партий: устанавли­вают многопартийность, говорят о роли партий в демократическом обще­стве (они содействуют выражению политической воли народа путем го­лосования), устанавливают, что их организация и методы деятельности должны соответствовать принципам демократии и национальной независимости. Положение общественных объединений обычно регулиру­ется тремя видами законов: о политических партиях, о социально-эконо­мических и иных объединениях, не имеющих главной целью извлечение прибыли, и об акционерных обществах (товариществах и т.д.), чья дея­тельность связана с получением доходов.

 Важнейшим политическим правом граждан является свобода собра­ний, митингов (собраний только под открытым небом) и демонстраций (собраний в движении, хотя бывают, например, и «сидячие» демонстра­ции). Это формы выражения коллективного мнения по общественно зна­чимым вопросам. Многие конституции уточняют: это право собираться мирно и без оружия. Для собрания на открытом воздухе требуется предварительное уведомление или даже разрешение властей (в Германии — за 2 дня, во Франции — за 3, в Великобритании — за 6 дней).  Тема собрания на открытом воздухе, фамилии его организаторов, предполагаемое число участников должны быть сообщены мэрии или полиции при уведомлении или обращении за разрешением'. Право петиций. Это индивиду­альные и коллективные обращения граждан к высшим органам государ­ства (в англосаксонских странах под петициями понимается прежде всего обращение к парламенту). По своему характеру петиции — это политическое право, они могут содержать и чаще всего содержат обра­щения по личным вопросам.



 

17. Понятие и классификация форм правления.

 

       Форма правления — это характеристика структуры и взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти или других основных органов государства в тех странах, где нет деления на законодательную, исполнительную, судебную власть, а принята кон­цепция «республики советов».

       Две основные формы правления: мо­нархию и республику. Более детальная классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская республика и др.).

       Вместе с тем в современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики (например, периодическая, раз в пять лет, выборность мо­нарха в Малайзии, «коллективный монарх» в ОАЭ), а в республике скла­дываются, по существу, монархические элементы (пожизненные прези­денты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республи­ки, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованные кон­ституции, консультативные парламенты).


 

15. Основные личные права и свободы.

 

Личные права и свободы определяют положение личности. Право на жизнь. Юриди­чески это означает, что человек может быть лишен жизни только по приговору суда с обязательным участием присяжных заседателей. Одна­ко во многих государствах (в том числе почти во всех, что входят в Совет Европы) смертная казнь запрещена. Есть, однако, экстраординарные случаи лишения жизни, например применение оружия часовым на посту при охране военного объекта; иногда разрешена эвтаназия — лишение жизни детей-уродов, являющихся нежизнеспособными, родившихся без необходимых для жизни органов, а также лиц, неизлечимо больных).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.