Рефераты. Российско-грузинские отношения в 1992-2006 гг.

В Грузии прогнозируют, что экономические отношения Грузии и России могут еще более ухудшиться, если не появятся какие-нибудь признаки улучшения политических отношений между двумя странами. Об этом заявил в парламенте государственный министр Грузии по координации экономических реформ Каха Бендукидзе.

Тревожит М. Саакашвили и внутриполитическая обстановка в стране. Участники многотысячных акций протеста в грузинской столице, организованных оппозиционной партией "Справедливость" и движением "АнтиСорос", потребовали отставки президента и проведения досрочных парламентских и президентских выборов. Митинги проходили под лозунгами: "Прекратите политический террор" и "По Грузии разгуливают убийцы".

Акции протеста в грузинской столице начались практически сразу после жесткого подавления местной полицией бунта заключенных в тбилисском изоляторе №5. В ходе спецоперации грузинских спецслужб семь человек были убиты и 22 ранены. Само здание изолятора было разрушено.

Это далеко не первый бунт грузинских заключенных. Международные правозащитные организации не раз обращали внимание на то, что условия, в которых содержат заключенных, настолько далеки от международных норм, что одно только пребывание в грузинской тюрьме может быть приравнено к пытке. Президент Михаил Саакашвили и спикер парламента Нино Бурджанадзе лично давали объяснения народу.

Улучшение отношений с Россией является "одним из главных приоритетов для деятельности руководства" Грузии. Об этом заявил президент страны Михаил Саакашвили на встрече с ведущими грузинскими бизнесменами и предпринимателями.

По его словам, "Грузия кровно заинтересована в нормализации отношений с Россией, в углублении экономического и культурного сотрудничества с ней, в восстановлении дружественных связей между двумя странами".

"Из-за ряда причин лишь частично использовался в последние годы имеющийся потенциал для развития грузино-российских отношений", - отметил он. Саакашвили подчеркнул, что власти Грузии "готовы создать благоприятные и безопасные условия работы для российских бизнесменов, пожелавших вкладывать инвестиции в экономику Грузии". "Раньше, при предыдущем руководстве Грузии, для развития торгово-экономических отношений с Россией были определенные сложности политического характера, теперь таких сложностей нет, а имеющиеся проблемы мы готовы решить с учетом интересов обеих стран"[36], - заявил Саакашвили.

Дальнейшая эскалация политической напряженности между Россией и Грузией, обострение отношений между Москвой и Тбилиси приведет к обострению экономических отношений между двумя странами.

Если будет дальнейшая эскалация напряженности, а война слов продолжается, также, как продолжается и война дел: Грузия собралась выходить из СНГ, собирается вступать в НАТО, естественно, что это будет приводить к эскалации каких-то экономических санкций тоже.

"Тбилиси, набравшись уверенности от расположения Запада, делает крайне резкие, иногда недостойные заявления в адрес своего ближайшего соседа. Эти тактические ошибки наносят удар по стратегической идее: "Мой сосед мне не враг", - считает бывший министр юстиции Грузии Мариам Цацанашвили.

По мнению Цацанашвили[37], осложнение грузино-российских отношений отрицательно влияет на обе стороны. "Россия ввела эмбарго на грузинские вина. А параллельно президент Саакашвили обнаружил в Европе фальсифицированную "грузинскую винную продукцию". И даже предложил министрам "продегустировать" эти вина. Получается, введение запрета на ввоз грузинских вин - не просто каприз", - отмечает грузинский политик. Цацанашвили напомнила о том, что многие видные грузинские деятели предупреждали о необходимости сохранения с Россией дружеских отношений.

По мнению Мариам Цацанашвили, Грузия сегодня не может выйти из СНГ, так как безболезненным этот шаг для населения страны не будет. "Заявления грузинских политиков способствуют усилению давления. Если мы хотим выяснять отношения с силовой точки зрения, а для России приемлемо давление на Грузию, то больших шансов на победу в этой "войне" у нас нет", - считает бывшая глава Минюста Грузии.

По мнению Мариам Цацанашвили, хорошие отношения с Россией являются единственной возможностью урегулирования грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов.


Заключение


Начавшийся распад прежней системы международных отношений, а также основанного на ней миропорядка поставил множество сложных вопросов перед учеными, экспертами и государственными деятелями. Под сомнением оказались все прошлые завоевания теоретической мысли и сложившиеся за полвека стереотипы международно-политической практики. Возникла настоятельная необходимость переосмысления базовых понятий науки. Это коснулось, прежде всего, такого исходного понятия, как "международные отношения", так как от понимания того смысла, который в него вкладывается, зависит и международная деятельность политиков. С другой стороны, подобное переосмысление потребовало признания изменения роли государства и влияния других нетрадиционных участников международных отношений.

При подходе к анализу новой системы международных отношений, видимо, следовало бы исходить из того, что окончание холодной войны завершило в принципе процесс оформления единого мирового сообщества. Путь, пройденный человечеством от изолированности континентов, регионов, цивилизаций и народов через колониальное собирание мира, расширение географии торговли, через катаклизмы двух мировых войн, массовый выход на мировую арену освободившихся от колониализма государств, мобилизацию противоположными лагерями ресурсов всех уголков мира в противостоянии холодной войны, повышение компактности планеты в результате научно-технической революции, завершился наконец крушением "железного занавеса" между Востоком и Западом и превращением мира в единый организм с определенным общим набором принципов и закономерностей развития его отдельных частей. Мировое сообщество все больше становится таковым в реальности. Поэтому в последнее время повышенное внимание уделяется проблемам взаимозависимости и глобализации мира, общему знаменателю национальных составляющих мировой политики. Видимо, анализ этих трансцендентных универсальных тенденций и может позволить более достоверно представить направление изменения мировой политики и международных отношений.

Еще Григол Орбелиани говорил: "Господи, не доведи русских до такой отчаянной обреченности, что будут вынуждены испортить отношения с Грузией, которая вмиг превратится в жертву беспорядков, междоусобных распрей и нашествий неусыпных врагов".

А Илья Чавчавадзе писал: "В пору тяжких бедствий, в годину испытаний грузинское знамя не раз выступало рядом со знаменем русским, и не раз проливали свою кровь грузины вместе с русскими".

Акакий Церетели: "Мы высоко ценим братство и дружбу с народами России. Несмотря на то, что среди них немало людей, не желающих признать такой братский союз. Есть молодая Россия, с которой мы хотим идти рука об руку для осуществления не только национальных, но и общечеловеческих идеалов, имя которым братство, равенство, единство".

Философ Мераб Мамардашвили, кстати, не только он, но и многие другие грузинские общественные деятели современности, искали механизмы налаживания добрососедских отношений с Россией.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что реальность чрезвычайно далеко отстоит от того образа конфликта, который формируется в российском и грузинском обществе. Разумеется, пропаганда включает в себя элементы правды, но эти элементы в совокупности с ложью образуют мифологию, в рамках которой граждане Грузии и России воспринимают ситуацию. Важно, что в этом мифологическом мире живут не только широкие массы, но и многие политики обеих стран, которым зачастую простая мифология гораздо выгоднее, чем сложная правда. Действительно, переплетение правды и неправды делает ситуацию чрезвычайно запутанной. Кажется, создается заколдованный круг, наиболее простым выходом, из которого является принятие на веру одного из вариантов российской или грузинской мифологии. Естественно, действия основанные на полуправде, приводят лишь к углублению кризиса.

Понятно, что силы, заинтересованные в конфликте, не станут способствовать его разрешению. Напротив, они будут стремиться им управлять с тем, чтобы реализовывать через него свои интересы на глобальном, региональном, национальном, институциональном или персональном уровне. В этой связи ответ на вопрос "что делать" требует, прежде всего, расстановки акцентов по поводу цели деятельности. России нужно не только разрешение конфликта, но его разрешение по выгодному для России сценарию. То же самое нужно Турции, Грузии, США, Ирану и всем остальным действующим лицам политики в регионе. Сказанное не означает, что выгода для России автоматически означает невыгоду для других. В случае, например, с Панкиси ситуации игры с нулевым результатом вполне можно избежать. Более того интерес Грузии и России в Панкиси совпадает - терроризм в ущелье должен быть уничтожен. Следовательно, объективная база для сотрудничества есть и ее надо использовать.

Прежде всего, Москва должна избегать шагов, которые бы настроили против России грузинский народ. Россия должна реализовывать на грузинском направлении комплекс мер в политической, экономической, информационной и иных сферах, направленный на:

Создание позитивного образа России в глазах грузинского населения.

Поддержку пророссийских сил в грузинской элите.

Укрепление российско-грузинской границы.

Достижение взаимопонимания с грузинским руководством по поводу международно-правовых оснований для проведения совместных операций по борьбе с терроризмом в других Грузии или России.

Сегодня Россия должна мобилизовать авторитет вех возможных международных структур для того, чтобы усилить свою позицию в диалоге с Тбилиси. Оптимальным путем была бы апелляция к европейским институтам, с тем, чтобы они оказали давление на грузинские власти. Это бы избавило Россию от необходимости идти на силовые методы без поддержки международного сообщества, а Европу от опасности получить опасный прецедент того, что страны мира начинают широко использовать прецедент созданный НАТО в Югославии и поддержанный США в Ираке. Если Европа откажется поддержать Россию (что вполне вероятно), то последняя оставляет за собой право действовать в соответствии с обстановкой исходя из необходимости борьбы с угрозой международного терроризма на своих южных границах.

Очевидно, что бандитизм в Панкиси является не только проблемой России, но и Грузии и этот факт должен лечь в основу сотрудничества двух стран. Несмотря на всю сложность ситуации, абсолютно необходимо избежать того, чтобы двести лет российско-грузинского братства закончились враждой и ненавистью, чего бы очень хотелось многим. Для этого надо вести себя честно, уважать достоинство друг друга и помнить, что российско-грузинская распря ослабляет оба государства, а также делает из слабыми и зависимыми от третьих сил.


Библиографический список


1.            Gachechiladze Revaz. The new Georgia: Space, Society, Politics, 1995, p. 19-20 // Грузины и Абхазы: путь к примирению, ред.Б. Коппитерс, - М., 1998.

2.            New States, New Politics: Building the Post-Soviet Nations / Ed. by I. Bremmer and R. Taras. - Cambridge. - 1997.

3.            Smith A. The Ethnic origins of nations, Oxford, 1986.

4.            The Historical, Political and Legal Aspects of Georgian-Ossetian Conflict. - Tbilisi, 1992.

5.            Бекмурзаев Б. Миротворческая деятельность России в урегулировании вооруженных конфликтов в СНГ. // Московский журнал международного права. - 1994. - №4. - С.18.

6.            Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. - М.: Международные отношения, 1998.

7.            Воронка Е.Л. Грузино-абхазский конфликт: конфликт нового поколения? // Социология международных отношений. - 2002. - Т.2. - С.7-12

8.            Гогсадзе Г. Главные аспекты межэтнических отношений в Грузии. - М.: Прогресс, 1998.

9.            Загорский А. Военное сотрудничество стран СНГ // Экспорт обычных вооружений. - 1997. - № 8. - С.54 - 58.

10.       Зверев А. Этнические конфликты на Кавказе 1988-1994гг. // Спорные границы на Кавказе. - М.: Просвещение, 1995. - С.69-70.

11.       Интервью В. Ардзинба. // Независимая газета. - 23 октября 2001г.

12.       Интервью с Мариам Цацанашвили. // Свободная Грузия. - 2006. - 17 мая.

13.       История Северо-Осетинской АССР. - Орджоникидзе, 1987.

14.       Конопаев Д. Мини-план Маршалла для Кавказа. // Российский миротворец. - 2006. - 10 апреля.

15.       Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. - М.: Просвещение, 1997.

16.       Литературная Грузия. - 1989. - 19 октября.

17.       Международные отношения: социологические подходы. / Под ред.П.И. Цыганкова. - М.: Интерпракс, 1998.

18.       Молодежь Грузии. - 1990. - 14 апреля.

19.       Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. - М.: Финансы и статистика, 1998.

20.       Нодиа Г. Конфликт в Абхазии: национальные проекты и политические обстоятельства // Грузины и абхазы: путь к примирению. / Под ред.Б. Коппитерс. - М., 1998.

21.       Отношениям Грузии и России нужна "азербайжданизация". // Свободная Грузия. - №67. - 16 марта 2006.

22.       Плацдарм. - 2001. - №2. - апрель-июнь. - С.103

23.       Саакашвили: отношения Грузии и России оттаяли. // Независимая газета. - 2005. - 11 декабря.

24.       Сабекия Э.Д. Перспектива урегулирования грузино-абхазских отношений в контексте региональной безопасности. // Ломоносовские чтения. - 2002.

25.       События в Грузии. // Коммерсант. - 2004. - 16 июля

26.       Союз можно было сохранить. Документы и факты о политике М.С. Горбачева по реформированию и сохранению многонационального государства. - М.: Просвещение, 1995. С.108-110.

27.       Терентьев В. Грузия - Абхазия: есть ли выход из тупика? // Диалог. - 1993. - №2. - С.7.

28.       Фельдман Д.М. Политология конфликта. - М.: ВЛАДОС, 1998.

29.       Цыбуков В. Проблемы правопреемства в Содружестве Независимых Государств. - М.: Прогресс, 1994.

30.       Александров М. Кавказ в геополитических и экономических интересах России. - #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Александров М. Кавказ в геополитических и экономических интересах России. - #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] История Северо-Осетинской АССР. - Орджоникидзе, 1987. - С. 190-192.

[3] The Historical, Political and Legal Aspects of Georgian-Ossetian Conflict. - Tbilisi, 1992, p.12.

[4] Гогсадзе Г. Главные аспекты межэтнических отношений в Грузии. – М.: Прогресс, 1998. – С. 19.

[5] Хотя Соглашение было подписано в Вискулях, официально оно считается подписанным в Минске. Поэтому в дальнейшем оно упоминается как Минское соглашение.

[6] Союз можно было сохранить. Документы и факты о политике М. С. Горбачева по реформированию и сохранению многонационального государства. - М.: Просвещение, 1995. С.108-110.

[7] Цыбуков В. Проблемы правопреемства в Содружестве Независимых Государств. - М.: Прогресс, 1994. С.91-93.

[8] New States, New Politics: Building the Post-Soviet Nations / Ed. by I.Bremmer and R.Taras. - Cambridge. – 1997. – Р.27.

[9] Загорский А. Военное сотрудничество стран СНГ // Экспорт обычных вооружений. - 1997. - № 8. С.54 - 58.

[10] Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. - М.: Финансы и статистика, 1998. С.57-58.

[11] Smith A. The Ethnic origins of nations, Oxford, 1986, pp. 137-138

[12] Нодиа Г. Конфликт в Абхазии: национальные проекты и политические обстоятельства // Грузины и абхазы: путь к примирению. / Под ред. Б. Коппитерс. - М. 1998, с. 25

[13] Gachechiladze Revaz. The new Georgia: Space, Society, Politics, 1995, p. 19-20 // Грузины и Абхазы: путь к примирению, ред. Б. Коппитерс, М. 1998. - с. 22

[14] Нодиа Г. Конфликт в Абхазии: национальные проекты и политические обстоятельства // Грузины и абхазы: путь к примирению. / Под ред. Б. Коппитерс - М. 1998, с. 26

[15] Литературная Грузия, 19.10.1989

[16] Молодежь Грузии, 14.04.1990

[17] Отношениям Грузии и России нужна «азербайжданизация». // Свободная Грузия. - №67. – 16 марта 2006.

[18] Грузино-абхазский конфликт: корни и последствия. - #"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">[19] Международные отношения: социологические подходы. / Под ред. П.И. Цыганкова. - М.: Интерпракс, 1998. – С.247.

[20] Терентьев В. Грузия - Абхазия: есть ли выход из тупика? // Диалог. – 1993. - №2. – С.7.

[21] Международные отношения: социологические подходы. / Под ред. П.И. Цыганкова. - М.: Интерпракс, 1998. – С.248

[22] Там же.

[23] Бекмурзаев Б. Миротворческая деятельность России в урегулировании вооруженных конфликтов в СНГ. // Московский журнал международного права. – 1994. - №4. – С.18.

[24] Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов. – М.: Просвещение, 1997. – С.82.

[25] Фельдман Д. М. Политология конфликта. – М.: ВЛАДОС, 1998. – С.138.

[26] Воронка Е.Л. Грузино-абхазский конфликт: конфликт нового поколения? // Социология международных отношений. – 2002. – Т.2. – С.7-12

[27] Зверев А. Этнические конфликты на Кавказе 1988-1994гг. // Спорные границы на Кавказе. - М.: Просвещение, 1995. – С.69-70.

[28] Сабекия Э.Д. Перспектива урегулирования грузино-абхазских отношений в контексте региональной безопасности. // Ломоносовские чтения. – 2002. – С.

[29] Цит. по: Бандиевский Л. Грузия – «Революция Роз»? - #"#_ftnref30" name="_ftn30" title="">[30] События в Грузии. // Коммерсант. – 2004. - 16 июля

[31] Бандиевский Л. Грузия – «Революция Роз»? - #"#_ftnref32" name="_ftn32" title="">[32] Россия и Грузия на грани экономической «войны»? - #"#_ftnref33" name="_ftn33" title="">[33] Конопаев Д. Мини-план Маршалла для Кавказа. // Российский миротворец. – 2006. – 10 апреля.

[34] Затулин К., Стенограмма передачи «Материк» на канале ТВЦ 30.09.2002. «Что случилось с российско-грузинскими отношениями?» - www.materik.ru.

[35] Российско-Грузинский аналитический сайт. - #"#_ftnref36" name="_ftn36" title="">[36] Саакашвили: отношения Грузии и России оттаяли. // Независимая газета. – 2005. – 11 декабря.

[37] Интервью с Мариам Цацанашвили. // Свободная Грузия. – 2006. – 17 мая.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.