Рефераты. Российско-грузинские отношения в 1992-2006 гг.

Важнейшее измерение конфликта - военно-политическое. Сегодня мир живет в условиях сильнейшего террористического стресса, который заставляет многие страны, в том числе США и Россию, пересматривать свои доктрины безопасности в направлении обеспечения себе большей свободы рук в деятельности за пределами государственных границ. Большая военная мощь США определяет то, что зона их жизненных интересов, т.е. та зона, влияние и доминирование, на которой они готовы защищать силой оружия находится гораздо дальше от границ США, чем соответствующая российская зона. Суть же от этого не меняется. Россия, вслед за США своей политикой в отношении Грузии демонстрирует решимость защищать свои интересы путем применения силы или угрозы силы. Разумеется, превентивные удары по базам в Панкиси нарушают суверенитет Грузии и не вписываются в статью 51 устава ООН и принципы ОБСЕ точно также как в эти, ранее основополагающие элементы международного права, не вписываются действия США в Ираке. Тот факт, что Россия в Грузии сталкивается с большей угрозой своей безопасности, чем США в Ираке, очевиден далеко не для всех, но даже если и так, то это не повод следовать дурному примеру США. Юридически позиция Грузии сильнее. Реальный же расклад сил не позволяет России надеяться на то, что ее позиция будет поддержана мировым сообществом. Даже США, поведение которых после 11 сентября 2001 года сегодня копирует Россия, никогда не признают, что есть преемственность между их политикой в Ираке и российской политикой в Грузии. Более того, и для России такое сходство не выгодно, т.к. совершенно понятно, что США в Ираке борются за нефть, а Россия в Грузии - против мирового терроризма. Политико-юридическая путаница, возникающая вокруг российской политики в Грузии, также как американской в Ираке, натовской в Югославии и т.д. есть следствие принципиального изменения всего международного контекста в конце ХХ века, когда были многократно нарушены принципы ОБСЕ и подвергнут серьезной дискредитации авторитет ООН.

В данной конкретной ситуации Россия должна определиться с тем, насколько она готова пойти по американскому пути установления нового мирового порядка, основанного на праве сильного. При этом страна должна реально оценить свои возможности, поскольку у нет свиты пророссийских режимов по всему миру, которые готовы голосовать как надо во всех структурах от ВТО до Совета НАТО. Вашингтон хотел бы оставить за собой эксклюзивное право военных акций за пределами национальных границ. Двойные стандарты - есть реальность международной политики и, определяя свои приоритеты в Панкиси, Россия должна четко представлять себе как она будет расплачиваться за то, что европейские государства и США закроют глаза на игнорирование Россией устава ООН в Грузии. Конечно, приоритеты Европы и Америки в Грузии разные, так же как они отличаются в глобальном масштабе, но в конкретной ситуации России придется иметь дело с объединенным фронтом защитников суверенитета Грузии в лице стран ЕС и НАТО. Шансы побороться как на юридическом, так и на военно-политическом поле есть, так как мировой терроризм - это реальная угроза, а Россия в качестве союзника для Запада все же ценней, чем Грузия, но для этого требуется иной подход, нежели чем попытка обосновать свою политику статьей 51 Устава ООН. Россия должна сконцентрировать основные усилия на том, чтобы грузинская элита оказалась на нашей стороне, что гораздо проще, а также честнее, важнее и эффективней, чем пытаться использовать внешнее сходство ситуации в США после 11 сентября и в России после 23 октября для давления на Тбилиси через Вашингтон и Брюссель. Это бесполезно, пока у власти в Грузии стоит прозападное лобби.

За жесткой антироссийской позицией Грузии последних лет стоят ресурсы Турции и США. Это также стимулирует конфликт: Грузия считает для себя неприемлемым пойти на тот вариант решения проблемы Панкиси, которые предлагает Россия. Она может себе это позволить именно потому, что опирается на мощь стран НАТО. Российскую сторону это, естественно раздражает, но так или иначе, ей приходиться действовать через Вашингтон и Брюссель, что крайне неприятно. Иными словами свою ограниченность в ресурсах и возможностях Грузия и Россия компенсируют предельно жесткой риторикой адресованной собственной общественности. Конечно, такая ситуация политически выгодна не только Вашингтону и Анкаре, но и европейским столицам. Когда еще в истории последних веков Россия была не в состоянии самостоятельно решать свои проблемы в Закавказье.

Политически конфликт в Панкиси выгоден, прежде всего, США и Турции, так как ослабляет влияние России в регионе, а экономически России, Ирану и странам Персидского залива, так как замедляет процесс строительства нефтепровода Баку-Джейхан.

Кроме того, несомненно, в России и Грузии есть организации и люди, которым нужен этот конфликт. В России - военному ведомству, которое за счет давления на Грузию отвлекает внимание руководства страны от чеченской войны, а также позволяет части генералитета и государственной бюрократии перевести ответственность за свои ошибки на происки внешних сил. При этом подчеркну, что сказанное ни в коей мере не умаляет достоинство российской армии как таковой, которая в тяжелейших условиях отечественного социально-экономического кризиса честно выполняет свой долг, во многом спасая Россию от развала и криминального беспредела по чеченскому образцу. Кроме того, как уже говорилось, нестабильность в Грузии выгодна российским нефтяным и энерготранспортным кампаниям, стремящимся монополизировать транзит ресурсов Каспийского региона на Запад. Сказанное не означает, что российские нефтяники создали этот конфликт. Несомненно, лишь то, что они используют его в своих интересах и были бы не против его контролируемого тления на годы вперед. В Грузии панкисская проблема также нужна многим и, прежде всего проамериканским и протурецким силам в органах государственного управлении, армии, спецслужбах, СМИ и т.д., для которых антироссийская деятельность стала modus vivendi поведения, а также важным источником существования (по некоторым данным бюджет Грузии на две трети состоит из гуманитарной помощи США) [34].

На институциональном уровне в российско-грузинских отношениях участвуют также широкие общественные массы. Они организационно не оформлены, но играют значительную роль в качестве целевой аудитории для представителей политических и общественных институтов, которые часто действуют не в целях урегулирования конфликта, а в целях получения политических или материальных дивидендов от него. Влияние масс, таким образом, носит опосредованный, но весьма существенный характер, т.к политические деятели и чиновники принимают конкретные решения исходя в частности из того, что публичная интерпретация их поступков может быть использована во внутриполитической борьбе против них. Факторы подковерной борьбы а элитах двух стран часто доминируют в целеполагании конкретных действующих лиц, принимающих решения по поводу казалось бы формально внешнеполитического сюжета - российско-грузинского конфликта вокруг Панкисского ущелья.


3.4 Перспективы развития российско-грузинских отношений


Провозглашенный президентом страны Михаилом Саакашвили стратегический приоритет - добиться территориальной целостности Грузии - вновь поставлен под угрозу.

Грузинский президент М. Саакашвили отслеживает развитие событий на Балканах, связанных с предоставлением независимости Косово. И все более возрастает его тревога: у Соединенных Штатов и Евросоюза, поддерживающих предоставление Косово независимости, есть все шансы реализовать свой сценарий. Как заявил министр иностранных дел Сербии и Черногории В. Драшкович, Сербия не желает управлять Косово и не имеет ничего против самостоятельности края. По его словам, Белград готов к тому, что Косово будет "двигаться в направлении интеграции в евроатлантические структуры собственным, параллельным Сербии путем".

Завершение косовской проблемы - это основная головная боль М. Саакашвили. Ибо он хорошо помнит позицию России, которую в свое время озвучивал Президент В. Путин, а на днях повторил спикер Совета Федерации С. Миронов. Суть этой позиции состоит в том, что если Косово будет предоставлен статус независимого государства, то в международной практике будет создан прецедент, который можно будет учитывать при решении аналогичных ситуаций в других регионах. В том числе в Южной Осетии и Абхазии. Более того, М. Саакашвили знает, что Грузия юридических прав на Южную Осетию и Абхазию не имеет, ибо они по соответствующим договорам изначально и всегда входили в состав России. Других договоров, юридических документов, подтверждающих право Грузии на территорию Южной Осетии и Абхазии просто нет. Но зато есть стремление, желание людей, проживающих сегодня в Южной Осетии и Абхазии, быть в составе России, а не в составе Грузии. И решение косовской проблемы, надо полагать, ускорит реализацию настроений населения Южной Осетии и Абхазии в решении вопроса присоединения этих республик к России.

Но, тем не менее, М. Саакашвили заявляет, что руководство Грузии "никогда не согласится с отделением Южной Осетии и Абхазии". Грузинского президента вдохновляет, прежде всего, то, что президент США Дж. Буш и его администрация "безоговорочно поддерживают суверенитет и территориальную целостность Грузии".

Руководство Грузии продолжает проводить политику на дальнейшую конфронтацию с Россией, в том числе в экономической сфере. Премьер-министр Грузии Э. Ногаидели обратился к международной группе по борьбе с финансовыми преступлениями с призывом применить санкции в отношении российской банковской системы в связи с якобы незаконными действиями российских банков в абхазском регионе. В письмах, которые направлены ряду западных стран, утверждается, что через российские банки происходит перечисление денег от реализации наркотиков и оружия, торговли людьми на территории Абхазии. При этом российские банки якобы сотрудничают с нелегальными абхазскими финансовыми институтами, не имеющими лицензии Национального банка Грузии.

В то же время грузинские власти "очень обиделись" на Россию за запрет ввоза в РФ грузинских вин: в грузинских винах обнаружено присутствие примесей тяжелых металлов, причиняющих вред здоровью человека.

Однако президент М. Саакашвили разглядел на дне бутылок с грузинским вином не осадок из металлов, а политическую подоплеку. "Это политический вопрос... Это атака на культурное наследие Грузии и наши многовековые отношения с Россией"[35], - заявляет М. Саакашвили. Раньше об этих исторических отношениях грузинский президент предпочитал не вспоминать. Наоборот, из сознания грузин вытравливается все, что было хорошего в наших вековых отношениях, вдалбливается идея о порабощении Россией Грузии и многовековой ее оккупации.

В 2005 году в Россию из Грузии было вывезено более 50 млн. бутылок вина. Это почти две трети всех поставок этой грузинской продукции за рубеж. Сегодня же дыра в бюджете Грузии получается приличная и, главное, ничем не восполнимая. А это зарплата бюджетников, пенсии, которые и так маленькие. Поэтому-то М. Саакашвили и настроен так решительно. "Это вопрос, за который Грузия будет бороться до конца на любой международной арене и на любом уровне", - заявляет президент.

Спикер парламента Нино Бурджанадзе призвала Россию в срочном порядке решить проблему с грузинским вином. "В противном случае, - сказала госпожа Бурджанадзе, - Тбилиси будет считать этот вопрос попыткой объявления политической и экономической блокады Грузии со стороны России". Грузия рассчитывает, что ее морально поддержат миллионы россиян, которые "уже давно оценили качество "напитка из кавказской солнечной лозы".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.