Рефераты. Прямые иностранные инвестиции Китая

- ДЖЕТРО, вместе с другими организациями и ассоциациями, каждую осень в Осаке проводит японо-китайские экономические конференции, собирая вместе ведущих предпринимателей Японии и Китая. В Конференции 2005 года приняли участие представители более 200 японских и 170 китайских компаний.

- Институт развивающихся экономик ДЖЕТРО и исследовательские институты Китая продолжают сотрудничать в проведении совместных исследований. Распространяя полученную в результате исследований информацию среди делового сообщества и Правительств двух стран, с целью помочь развитию взаимовыгодного сотрудничества между Японией и Китаем.

Среди государственных структур Китая можно выделить Министерство торговли КНР, которое занимается формулировкой торговой политики страны и законов, регулирующих торговлю, экономическое сотрудничество и иностранные инвестиции в Китай. Министерство также ответственно за определение внешнеэкономической политики государства, проведение двусторонних и многосторонних экономических переговоров, подписание договоров и соглашений[95].

Международная Торговая Палата (МТП) объединяет предприятия и организации, представляющие экономические и торговые сектора Китая. Палата является важным институтом, содействующим развитию внешней торговли Китая. Международная торговая палата создана в 1919 году. В настоящее время она объединяет тысячи предприятий, ассоциаций и компаний более чем из 130 стран и регионов мира. Деятельность МТП направлена на решение наиболее актуальных вопросов, среди которых разработка единых правил и стандартов ведения бизнеса и решение задач, связанных с либерализацией международной торговли[96].

На внешнеэкономическую политику КНР оказывает значительное влияние Всемирный форум китайских предпринимателей (ВФКП). ВФКП - это в высшей степени почтенная организация китайской ойкумены, возглавляемая секретариатом. Участвовать в его съездах, созываемых каждые два года, почитают за честь самые именитые люди китайской эмиграции, высшие руководители стран, где они проходят. На съездах анализируется всемирная экономическая ситуация и вырабатываются своеобразные рекомендации по экономической стратегии для китайских предпринимателей всех стран. При этом ВФПК активно работает в направлении увеличения притока иностранного капитала в страну. Скачок инвестиций произошел сразу же после первого съезда ВПФК в 1991 году и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению. Необходимо так же отметить, что в 2007 году съезд ВФКП проводился в Японии, а это значит, что ведущие предприниматели обеих стран имели дополнительную возможность обсуждения и решения существующих проблем в развитии двусторонних отношений.

На открытии Всемирного форума китайских предпринимателей в Пекине в 2006 году член Госсовета КНР Тан Цзясюань заявил что правительство Китая, руководствуясь стратегией «Выхода за границу», готово и впредь решительно поддерживать сотрудничество отечественного и зарубежного бизнеса. Он подчеркнул, что это касается предприятий всех форм собственности. «В период реализации 11-го пятилетнего плана социально-экономического развития страны на 2006 - 2010 гг. правительство и далее будет поддерживать и поощрять предприятия всех форм собственности, налаживающие инвестиционную деятельность за рубежом и осуществляющие транснациональное хозяйство», - сказал он[97].

В целях создания благоприятной для внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий внешней среды, отметил Тан Цзясюань, правительство готово поддерживать со всеми странами отношения дружбы и сотрудничества, добросовестно выполнять взятые при вступлении в ВТО обязательства, совершенствовать финансовую, налоговую, валютную политику и механизм страхования, упрощать формальности и оказывать предприятиям реальную помощь в плане информации, профессиональной подготовки, предупреждения рисков и обеспечения безопасности[98].

Среди совместных организаций можно отметить Японо-китайскую экономическую организацию, которая была учреждена в ноябре 1972 года в Токио, с целью поддержания возрастающего экономического взаимодействия между странами. Основная деятельность организации заключается в содействии развитию взаимопонимания между двумя странами, осуществлению взаимного обмена кадрами, оказании консалтинговых услуг фирмам, ведущих коммерческую деятельность на территории Китая или Японии, оказании содействия в развитии бизнеса в Японии и Китае и т.д. Одним из главных результатов работы Ассоциации явилось подписание правительствами Японии и Китая в январе 1974 года Соглашения о торговле между странами[99].

В 1990 году с целью поощрения и обеспечения взаимной защиты инвестиций были официально учреждены Японо-китайская организация развитии инвестирования и Китайско-японский комитет развития тестирования. Данные организации осуществляют помощь компаниям в решении проблем, связанных с инвестированием в Китай или Японию, ежегодно проводят совместные конференции, семинары, посвященные улучшению инвестиционного климата в обеих странах, проводят исследования в области инвестирования и так далее[100].

Необходимо отметить взаимодействие в рамках АСЕАН, Страны АСЕАН не замыкаются в рамках региональной группировки, ее члены вправе заключать индивидуальные торговые соглашения с третьими странами. Они реализуют и обсуждают договоренности о свободной торговле с Китаем, Японией и другими государствами. Вокруг Ассоциации формируются «лучи» двусторонних преференциальных соглашений, число которых приближается к 70. Среди преференциальных соглашений во всем мире численно двусторонние договоры преобладают. Их удобство для партнеров состоит в достаточно простом механизме достижения компромисса, в отличие от многосторонних, в том числе в рамках ВТО, - длительных и сложных[101].

Двусторонние соглашения охватывают разные группы товаров и услуг, в них предусмотрены разные сроки либерализации торговли, инвестиций и доступа на рынок услуг, различаются масштабы снижения тарифов и т.д. Иначе говоря, они лучше, чем в случае многосторонних договоров учитывают конкретные особенности хозяйств партнеров, изменения международной конъюнктуры, те или иные политические цели. Двусторонние соглашения все чаще рассматриваются как более эффективное средство содействия торговле и экономическому сотрудничеству, чем многосторонние. Так, Япония заявила о том, что она обеспокоена разницей в уровне экономического развития между странами - членами АСЕАН и намерена заключать с ними индивидуальные двусторонние соглашения. С 2005 г. идут переговоры между АСЕАН и Японией.

Китай подписывает отдельные соглашения с целью достижения договоренностей по широкому кругу вопросов. В 2005 г. вступило в силу соглашение о создании зоны свободной торговли между Китаем и АСЕАН, о подготовке которого стороны объявили в конце 2001 г., незадолго до вступления КНР в ВТО. Соглашение не ограничивается либерализацией взаимной торговли и включает обязательства в отношении стимулирования инвестиций, сотрудничество в области услуг, меры по упрощению торговых операций.

Япония также значительно активизировала политику в отношении «десятки». На саммите Япония-АСЕАН в 2003 году Токио объявил о своих планах предоставить Ассоциации в течение трех лет 1,5 млрд. долл. на развитие трудовых ресурсов, в том числе на программу повышения уровня профессиональной подготовки специалистов в области электроники, банковского дела, страхования и т.д. Еще 1,5 млрд. долл. Япония предоставила на субрегиональные проекты освоения бассейна реки Меконг. КНР, как известно, оказывала финансовую поддержку членам Ассоциации, пострадавшим во время кризиса 1997-1998 гг. Пекин готов участвовать в крупных совместных инвестиционных проектах в бассейне реки Меконг, а также в сооружении железной дороги, которая свяжет страны АСЕАН с Китаем. Соглашение с КНР не без оснований считают важным катализатором углубления сотрудничества, в том числе и с Японией[102].

Япония делает ставку на индивидуальные торговые соглашения с членами АСЕАН, а также на проекты зон свободной торговли, в которых страны Ассоциации будут иметь дело с несколькими партнерами -«АСЕАН+3» (под тройкой имеются в виду Япония, Республика Корея и Китай). Переговоры в рамках этих объединений, способствуя расширению сотрудничества между азиатскими странами, в частности достижению договоренностей о взаимной поддержке в случае повторения валютно-финансовых кризисов, пока не привели к созданию более крупных группировок. В 2006 г. лидеры стран Ассоциации заявили, что формат «АСЕАН+1» будет основным в развитии преференциального экономического сотрудничества с другими государствами[103].

Соглашение о сотрудничестве при отражении спекулятивных наступлений на валюты друг друга было заключено на встрече министров финансов стран группы «АСЕАН+3» в мае 2000 г. в Чиангмае (Таиланд) и получило название Чиангмайской инициативы. Участники соглашения договорились о создании расширенной региональной системы конвертации национальных валют и формировании сети двусторонних соглашений о валютных своп-операциях. Чиангмайская инициатива имеет важное значение, снижая риски возникновения финансового кризиса и резких девальваций национальных валют. В конечном счете инициатива реализовалась в двусторонних соглашениях центральных банков о взаимной поддержке на случай кризисов[104].

На сессии Азиатского банка развития в 2005 году был сделан еще один шаг к повышению координации валютной политики азиатских стран: достигнуто трехстороннее соглашение о создании финансового совета Северо-Восточной Азии, в котором будут участвовать КНР, Япония и Республика Корея.

На основе вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

 В основе японо-китайского инвестиционного сотрудничества лежат многосторонние международные договоры и двусторонние документы. Среди двусторонних документов, регулирующих инвестиционное взаимодействие двух государств, наиболее значимыми являются Соглашение о торговле между Японией и КНР 1974 года, Межправительственное соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций 1988 года, а также Программа экономического сотрудничества с Китаем 2001 года.

 В развитии экономических отношений Японии и Китая принимают участие различные организации и структуры. Среди международных организаций ключевое место принадлежит ВТО, членами которой являются оба государства. Возрастанию экономического взаимодействия между странами способствует деятельность таких совместных структур, как Японо-китайская экономическая организация и Японо-китайская организации развития инвестирования. При этом немаловажная роль принадлежит также правительственным и неправительственным организациям Японии и Китая, среди которых хотелось бы выделить ДЖЕТРО, имеющую пять представительств в Китае, Всемирный форум китайских предпринимателей, Японское коммерческое объедининение Ниппон Кэйданрэн и другие.

2.2 Прямые иностранные инвестиции Японии в КНР

Говоря об инвестиционной политике Японии в отношении Китая, необходимо отметить принятую Японией в 2006 году «Глобальную экономическую стратегию Японии», в которой отражены основные направления внешнеэкономической политики государства, в том числе в отношении сотрудничества с Китаем. В данном документе подчеркнуто, что в последнее время были улучшены отношения с Китаем, вес которого огромен как в двусторонней торговле, так и в инвестиционном сотрудничестве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.