Привлекательность Китая как безопасного и стабильного места для инвестирования капитала повысилась после теракта 11 сентября в США.
В настоящее время основная форма инвестирования в китайскую экономику – создание предприятий со 100%-ым участием иностранного капитала. Перспективной формой прямых иностранных инвестиций является привлечение зарубежного капитала в Китай путем слияния и поглощения. Подобная форма прямых иностранных инвестиций находится в русле общемировой тенденции и способствует реформированию государственного сектора, превращению части государственных активов в функционирующий капитал, уменьшению числа убыточных предприятий.
При этом остается ряд проблем, затрудняющих свободный доступ прямых иностранных инвестиций в страну. Среди таких проблем инвесторы выделяют следующие: сложный порядок взимания налогов, отсутствие арбитражной системы разрешения споров, а главное отсутствие защищенности прав инвесторов, прежде всего, недостаточная защита прав на интеллектуальную собственность. Использование ПИИ осуществляется под жестким контролем государства и, одновременно сопровождается усилиями по стимулированию собственной накопительно-распределительной системы и развитию финансовой базы, банковской системы и фондового рынка.
Большие потенциальные возможности кроются в преодолении недостатков, присущих функционированию предприятий с иностранным участием. Необходимо доработать вопрос, связанный с гражданскими правами совместных предприятий, гарантирующими им равные конкурентные условия наравне с госпредприятиями. Необходимо также дополнить и усовершенствовать инвестиционное законодательство Китая, особо поощряя инвестирование в высокотехнологические и новые технологические отрасли. Следует также создать более адекватную целям реформирования социальную среду СП. Наконец, необходимо усилить надзор, руководство и обслуживание СП.
Определяющим фактором для фирм Японии, ориентирующихся на перевод в Китай производств электронной продукции из собственных комплектующих, выступает высококвалифицированная рабочая сила КНР при низкой оплате труда, низкие издержки производства.
В основе японо-китайского инвестиционного сотрудничества лежат многосторонние международные договоры и двусторонние документы. Среди двусторонних документов, регулирующих инвестиционное взаимодействие двух государств, наиболее значимыми являются Соглашение о торговле между Японией и КНР 1974 года, Программа экономического сотрудничества с Китаем 2001 года и другие.
В развитии экономических отношений Японии и Китая принимают участие различные организации и структуры. Среди международных организаций ключевое место принадлежит ВТО, членами которой являются оба государства.
Так же возрастанию экономического взаимодействия между странами способствует деятельность таких совместных структур, как Японо-китайская экономическая организация и Японо-китайская организация развития инвестирования. При этом немаловажная роль принадлежит также правительственным и неправительственным организациям Японии и Китая, среди которых хотелось бы выделить ДЖЕТРО, Всемирный форум китайских предпринимателей, «Ниппон Кэйданрэд» и другие.
Общие направления японской инвестиционной политики, которой придерживаются японские компании при расширении своей деятельности в Китае, отражены в программных документах экономических организаций Японии, (ДЖЕТРО, Кэйданрэн), а также в докладах и исследованиях Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, Банка международного сотрудничества Японии. Наибольший интерес представляют «Белая книга ДЖЕТРО по международной торговле и иностранным инвестициям», «Глобальная экономическая стратегия Японии» 2006 года, «Стратегия освоения быстро растущих рынков БРИК» 2005 года и другие.
На основе этих документов можно выделить основные задачи инвестиционной политики Японии в настоящее время:
- перенос производственных сил в Китай, в страну с меньшими издержками;
- активное завоевание рынков стран БРИК.
Высокий уровень развития инвестиционных отношений Японии и Китая определяет также и политика Китая, разработанная с началом «открытия» экономики, и направленная на активное привлечение прямых иностранных инвестиций в страну.
Китай привлекательнее для Японии наличием в Китае таких преимуществ, как дешевая рабочая сила, дешевое сырье, зоны льготного экономического режима, членство Китая в ВТО, высокие темпа экономического роста, социальная и политическая стабильность, а также открытый доступ к информации в стране.
При рассмотрении основных характеристик японских инвестиции в Китае были выявлены особенности. Так, в структуре японских инвестиций в Китай преобладают прямые инвестиции. С точки зрения регионального размещения прямых иностранных инвестиций Японии в Китае, следует отметить что японские компании наиболее активны в Восточных районах страны, где осуществляют капиталовложения во все отрасли промышленности.
Отличительной особенностью японских инвестиций в Китае является их направленность на экспорт в третьи страны, а также высокая доля реэкспорта в Японию.
С уверенностью можно сказать, что японо-китайское инвестиционное сотрудничество находится на более высокой стадии развития. Это объясняется тесной взаимосвязанностью инвестиционной политики Японии с экономической и внешней политикой государства, а также политикой Китая по привлечению иностранных инвестиций.
Оценивая общий итог практики привлечения ПИИ в Китай можно сделать вывод о том, что в целом экономика Китая получила дополнительный стимул для стремительного роста и развития. Использование ПИИ под строгом контролем государства сыграло заметную роль и в стимулировании открытости китайской экономики, а также восполнило определенный недостаток внутренних накоплений, дало возможность получить определенный доступ к передовому опыту управления и передовым производственным технологиям.
Государство целенаправленно использовало привлекаемые ПИИ в национальных интересах Китая. Этим обстоятельством объясняется и общий итог их деятельности в Китае, который можно оценить положительно. Особенно ценным оказался опыт хозяйствования, современный менеджмент и маркетинг, организация бизнеса, новые технологи и т.д.
Сложившаяся в начале XXI века благоприятная инвестиционная среда в стране после вступления Китая в ВТО способствовала переориентации потоков иностранного капитала, что позволило КНР выйти на первое место в мире по темпам прироста прямых иностранных инвестиций. Несмотря на спад мировой экономики в последние годы, китайская экономика стабильно растет, поэтому Китай стал выгодным местом вложения иностранных инвестиций.
Книги и монографии
1. Бажанов Е.П. Китай: От Срединной империи до сверхдержавы XXЙ века. – М.: Известия, 2007.
2. Балакин В.И. инвестиционная стратегия США, Японии и ЕС в отношении КНР. – М.: ИДВ РАН, 2002.
3. Ван Ин. Присоединение Китая к ВТО: условия и последствия. – М.: МГИМО – Университет, 2007.
4. Гудошников Л.М. Современное законодательство КНР. Сборник нормативных актов. – М.: Зерцало, 2004
5. Дай Юэ. Формирование инвестиционного климата в КНР: тенденции, проблемы, перспективы: Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2004.
6. Великомыслов Ю.Я. Иностранные инвестиции. Международно-правовое и внутригосударственное регулирование деятельности предприятия с иностранными инвестициями. – М., 2005.
7. Девятов А. Китай и Россия в 21 веке. – М.: Алгоритм, 2002.
8. Златопольский Д.Л. Государственное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии. Учебник для вузов. – М.: Зерцало, 1999
9. Институт Дальнего Востока РАН, «Китайская народная республика в 2006 г. Политика, экономика, культура», Москва, 2007.
10. Лузянин С.Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Ближний Восток» (2004-2008 гг.). – М.: АСТ: Восток – Запад, 2007
11. Лю Чжаньли. Прямые иностранные инвестиции в экономику Китая: Автореф. дис. … канд. экон. наук. М.,2003
12. Милонов В.С. Открытие Китая внешнему миру: временной и пространственный аспекты (этапы, особенности): науч.-аналит.обзор. – М, 1996.
13. Мукимджанова Р.М. Страны Центральной Азии: Азиатский вектор внешней политики. Монография. – М.: Научная книга, 2005.
14. Потапов М.А. Внешнеэкономическая политика Китая: проблемы и противоречия. – М.: ИСПИ РАН, 1999.
15. Потапов М.А., Салицкий А.И., Шахматов А.В. Экономика современной Азии: Учебник. –М.: Международные отношения, 2008.
16. Селищев А. С., Селищева Н. А. Китайская экономика в XXI веке. – СПб.: Питер, 2004.
17. Современные международные отношения и мировая политика: Учебник / Отв. ред. А.В. Торкунов - М.: Просвещение, 2004.
18. Экономическая реформа в КНР: на рубеже веков / Сост.: П.В. Каменов. - М.: ИДВ РАН, 2008.
Статьи
19. Архипов В. Австралокитай набирает обороты // Азия и Африка сегодня. – 2007. - № 6. – С. 7
20. Бергер Я. Большая стратегия Китая в оценках американских и китайских исследователей // Проблемы Дальнего востока. – 2006. - № 1. – С. 34
21. Бергер Я. Итоги 10 пятилетки и становление новой модели экономического роста в КНР // Проблемы Дальнего Востока. – 2006. - № 3. С.
22. Бергер Я. Китай – глобальная держава XXI века // Азия и Африка сегодня. – 2006. - № 8. – С. 2
23. Бони Л. Китай принимает вызов мирового рынка // Проблемы Дальнего Востока. – 2003. - № 6
24. Боян А. Ведущие тенденции развития международных отношений // Международная жизнь. – 2004. №4/5. – С. 172
25. Гельбрас В. Цена экономических успехов Китая // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. - № 9. – С. 26
26. Губайдуллина Ф. ПИИ, деятельность ТНК и глобализация // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. - № 2. – С. 42
27. Делюсин Л. Китай. XVI съезд КПК: старые проблемы – новые надежды // Азия и Африка сегодня. – 2003. - № 2. – С. 2
28. Зюзин А. Китай. Как сохранить природу при быстром экономическом росте? // Азия и Африка сегодня. – 2002. - № 7. – С. 28
29. Экономическая реформа в КНР: На рубеже веков / Сост.: П.В. Каменов. М.: Ин-т Дальнего Востока РАН, 2008
30. Карчаева А. перспективы дальнейшей интеграции // Азия и Африка сегодня. – 2003. № 1. – С. 3
31. Кузнецов А. Прямые иностранные инвестиции. Эффект соседства // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - № 9. – С. 40
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13