Рефераты. Прямые иностранные инвестиции Китая

Региональное размещение иностранных инвестиций характеризуется преимущественной ориентацией зарубежных инвесторов на восточные районы страны как наиболее экономически развитые и способные в связи с этим предоставить наиболее комфортные условия инвестирования и дальнейшей деловой активности. В 2006 году по результатам проведенного Государственным статистическим управлением КНР рейтинга «Ста городов с лучшим инвестиционным климатом» 71% составляют города восточных регионов Китая, 16% - города центральных, 13% - города западных регионов. Налицо, таким образом, очевидное преимущество Восточного Китая в плане обеспечения так называемой мягкой инвестиционной среды. Не случайно, по состоянию на конец 2005 года, сюда поступило более 80% иностранных инвестиций, при этом особенно выделяются провинции Гуандун (2004-2005 гг. - 21,7% годового притока иностранных инвестиций), Цзянсу (17,0%), Шаньдун (5,3%) и город Шанхай (13,2%). Одновременно 7,6% иностранных инвестиций поступило в провинции Центрального Китая, 6,7% - в провинции Северо-Востока. Что касается отдаленных и экономически отсталых районов Западного Китая, занимающих 2/3 территории страны, то, несмотря на наличие здесь богатых запасов сырья, они хронически выпадают из поля зрения иностранных инвесторов[73]

Не привела к заметному улучшению ситуации и принятая в 2000 году очередная государственная программа освоения западных районов КНР, предусматривающая, среди прочего, существенные региональные льготы и преференции для иностранных вкладчиков капитала. Результаты предпринимаемых усилий вызывают пока, главным образом, разочарование. В последние годы средние темпы прироста используемых иностранных инвестиций в провинциях и автономных районах Западного Китая составили лишь 0,3% в год против 4,5% в Центральном и 7,9% в Восточном Китае. В результате, если к концу 2000 года районы Западного Китая привлекли в общей сложности около 6% прямых иностранных инвестиций, то к концу 2005 году этот показатель сократился до 4,5%[74].

В последние годы вырос интерес к Центральному Китаю, экономически менее развитому: сюда начали перемещать производственные мощности из развитых стран и регионов мира, из приморских и восточных районов Китая. Эту тенденцию специалисты связывают прежде всего с подорожанием в последнее время рабочей силы и с ресурсным фактором. В Ухани, например, в течение трех лет рост притока инвестиций составляет не менее чем 30 процентов, в городе открыли бизнес свыше 70 корпораций из числа мировых 500. Третья инвестиционно-торговая ярмарка Центрального Китая в г. Ухань - административном центре провинции Хубэй, проходившая в апреле 2008 года стала «рекордсменом» по масштабам: в ее работе приняли участие около 60 тыс. предпринимателей и официальных представителей из 113 стран и регионов мира, а также из других районов Китая. Были заключены инвестиционные договора на общую сумму свыше 300 млрд. юаней (около 43 млрд. долл. США). На ярмарке были заключены 673 договора о привлечении прямых иностранных инвестиций на общую сумму в 16,2 млрд. долл., по инвестициям из других районов Китая заключены 766 договоров в размере 245 млрд. долл. США, которые касаются почти всех приоритетных в Центральном Китае отраслей, например, высокотехнологичная отрасль, охрана окружающей среды, финансово-банковский сектор, автомобилестроение[75].

В этих условиях решение застарелой проблемы неравномерности развития различных районов страны требует концентрации максимально возможных экономических ресурсов в течение длительного времени. В частности, беспрецедентный по своим масштабам проект «поворота рек» с переброской стока вод р. Янцзы (9,5 млрд. куб. м в год) на расстояние в 3000 км на север и объединением бассейнов четырех главных рек Китая (Янцзы, Хуанхэ, Хуайхэ, Хайхэ) в целях оптимизации водоснабжения в общегосударственном масштабе потребует инвестиций в 500 млрд. ю. Около 1,2 трлн. ю. необходимо для реализации национальной программы строительства 12 новых шоссейных дорог протяженностью 35 тыс. км, призванных связать в единое целое транспортные системы севера и юга страны. Примерно 117 млрд. ю. намечено инвестировать в строительство современной скоростной железнодорожной магистрали Ухань-Гуанчжоу (протяженность - около 1000 км), что позволит существенно нарастить грузо- и пассажиропотоки в стране. Проект «энергетического моста» с крупномасштабной переброской электроэнергии из энергоизбыточного Западного Китая в энергодефицитные восточные провинции оценивается в 116 млрд. ю. Для сооружения пересекающего всю страну с запада на восток стратегического газопровода длиною в 4200 км потребуется в общей сложности 300 млрд. ю.[76]. Далеко идущие планы руководства КНР по оптимизации распределения национальных экономических ресурсов и созданию необходимых условий для всестороннего развития внутреннего рынка страны имеют долгосрочный характер и отнюдь не исчерпываются перечисленными инвестиционными проектами и программами.

Инвестиции из развитых стран в целом все в большей мере ориентируются на сферу услуг. В то же время КНР остается приверженной привлечению ПИИ в обрабатывающую промышленность и строительство (свыше 80% вложений в 2005 году). Такое разделение труда еще более укрепляет индустриальный статус Китая[77].

Китай предоставляет преференции для инвестиций в секторах, стремится к развитию, в том числе транспорт, связь, энергетика, металлургия, строительные материалы, машиностроение, химическая промышленность, фармацевтика, медицинское оборудование, защита окружающей среды, энергосбережения, а также электроники.

В целом, на общенациональном уровне отраслевая и региональная структура инвестиций выглядит более сбалансировано, нежели в секторе иностранного предпринимательства, что является результатом активной и достаточно продуманной инвестиционной стратегии государства. В интересах поддержания устойчивых темпов и высокого качества экономического роста, а также для достижения более сбалансированного развития страны и сохранения единого национального экономического (а в конечном итоге - и политического) пространства в обозримой перспективе Китаю придется поддерживать достаточно высокий уровень государственного участия в стимулировании инвестиционного процесса. Первостепенное значение сохранят внутренние источники формирования инвестиций. При этом предполагается безусловное последовательное расширение сферы действия рыночных механизмов в китайской экономике, равно как и использование дополнительных стимулирующих импульсов иностранного предпринимательства.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

В ходе проведения реформ Китай достиг больших успехов в привлечении зарубежного капитала в экономику страны. Однако размещение прямых иностранных инвестиций по регионам неравномерно. Среди трех больших экономических регионов Китая (Восточный, Западный, Центральный), Восточный регион имеет абсолютное преимущество в использовании иностранных инвестиций.

Неравномерность размещения иностранных инвестиций по регионам Китая объективно вытекает из уровня их развития. Восточный регион, где сложились мощные отраслевые комплексы, развитая инфраструктура и сформировалась адекватная конкурентная среда, характеризуется значительными объемами прямых иностранных инвестиций. В Западном и Центральном регионах Китая:

- доминируют предприятия с узкой отраслевой направленностью, с высокой долей государственного участия;

- низкий уровень развития рыночных отношений сдерживает приток иностранного капитала.

Отсталая экономика Центрального и Западного регионов (превалирование государственных предприятий (80%), отсутствие надежного рыночного механизма, гипертрофированное развитие тяжелой промышленности) не стимулирует иностранных инвесторов вкладывать средства в эти регионы.

Выявлена тенденция к расширению географии зарубежных инвестиций: возрастает объем вложений капитала за пределами специальных экономических зон Китая.

По отраслевому размещению для инвесторов наибольший интерес представят обрабатывающая промышленность (где китайские преимущества в себестоимости и объеме внутреннего рынка будут сочетаться с зарубежными преимуществами в технологии и управлении) и сфера услуг (оптовая и розничная торговля, финансы).

Таким образом можно сказать, что инвестиционная стратегия КНР включает в себя множество компонентов, с помощью которых КНР стремится привлечь ПИИ в экономику страны. Для увеличения объемов поступлений прямых иностранных инвестиций в страну Китай проводит всестороннюю реформу законодательной базы в области инвестиционной деятельности, благодаря растущей экономике, деятельности по либерализации политики в отношении иностранных предприятий, улучшающемуся инвестиционному климату и политике открытия национальных отраслей для инвестиций, Китай остается привлекательным для иностранных инвесторов.

2. Сотрудничество в сфере прямых иностранных инвестиций Китая и Японии

 

2.1 Концептуальные основы и механизмы реализации сотрудничества в инвестиционной сфере Японии и КНР

Инвестиционное сотрудничество государств регулируемся нормами внутреннего и международного права. При рассмотрении инвестиционных связей Японии и Китая также необходимо учитывать, что оба государства являются полноправными членами Всемирной торговой организации (ВТО), соответственно это накладывает определенные обязательства, связанные с необходимостью соблюдать требования этой организации, требования многосторонних договоров, таких как Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Генеральное Соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС) и другие.

Для Китая укрепление долгосрочного партнерства с Японией обеспечивает расширение доступа китайских товаров на внешние рынки, а также увеличение притока капиталов и технологий из Японии, повышает роль КНР как одного из основных архитекторов регионального экономического сотрудничества[78].

В основе экономических отношений Японии и Китая лежит Соглашение о торговле между Японией и КНР, подписанное в январе 1974 года. Соглашение способствовало улучшение климата двусторонних экономических отношений.

12 августа 1978 года в Пекине между Японией и Китаем был подписан Договор о мире и дружбе, который подвел международно – правовую основу под отношения двух стран. Стороны обязались решать все спорные вопросы мирными средствами, без применения силы и угрозы силой. Наиболее реальные перспективы договор открывал для развития отношений в торгово – экономической области. Он устанавливал что «договаривающиеся стороны будут стремится к дальнейшему развитию экономических отношений в духе добрососедства и следуя принципам равенства, взаимной выгоды и невмешательства во внутренние дела друг друга»[79].

В 1979 году Япония начала осуществлять экономическую помощь Китаю, большей частью поступавшей в рамках программы «Официальная помощь развитию» (ОПР). С этого времени ОПР стала важной составляющей частью двусторонних дружественных отношений. Со времени начала предоставления ОПР в Китае были реализовано несколько иеновые кредитные программы: 1979-1983, 1984-1989, 1990-1995 и 1996-2000 годов[80]. ОПР должна способствовать расширению экономической экспансии японских предприятий за рубежом. За счет программ ОПР Япония создает в странах-реципиентах условия для формирования рыночной экономики, важнейшим из которых является наличие зрелой инфраструктуры. При этом с помощью ОПР Япония как бы «подтягивает» эти страны до уровня, на котором они смогут принять у себя японские инвестиции и стать эффективными внешнеэкономическими партнерами Японии. Выделяются следующие виды японской ОПР: 1) финансовые гранты; 2) техническая помощь; 3) низкопроцентные «иеновые кредиты»; 4) взносы в бюджет и участие в работе международных организаций, занимающихся помощью развитию [81].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.