Рефераты. Прямые иностранные инвестиции Китая

Серьезным стимулом быстрого развития торгово – экономических связей между странами – соседями стали проводимые КНР с 1979 года экономические реформы, направленные на осуществление политики «открытых дверей», которая подразумевала развитие всесторонних внешнеэкономических связей, открытость для иностранного капитала и активизацию экспорта продуктов Китая.

В 1998 году подписана Совместная японо-китайская декларация о дружбе и сотрудничестве ради мира и развития, в которой руководители двух стран выразили готовность к «партнерству в духе дружбы и сотрудничества» в 21 веке. Обе стороны убеждены, что, основываясь на принципах равенства и взаимной выгоды, они будут строить долгосрочные и стабильные экономические и торговые отношения, и в дальнейшем будут развивать сотрудничество в таких сферах, как высокие технологии, информация, охрана окружающей среды, сельское хозяйство и инфраструктура. В данной Декларации Япония заявила о том, что будет продолжать сотрудничать и оказывать помощь экономическому развитию Китая, и намерена поддерживать попытки Китая во вступлении в ВТО[82].

В этом же 1998 году в ходе официального визита Президента КНР в Японию было сделано Совместное заявление об усилении японо-китайского сотрудничества, устремленного в 21 век[83]. В Документе обе стороны заявили, что с целью дальнейшего развития диалога на высшем уровне между двумя странами, лидеры Японии и КНР ежегодно поочередно будут наносить визиты друг другу, а также, что установлена горячая телефонная линия между правительствами двух стран. Кроме этого, в заявлении обозначены основные принципы и направления двустороннего сотрудничества. Среди основных направлений экономического сотрудничества отмечаются такие, как развитие сотрудничества в области научных и промышленных технологий (сотрудничество в данных областях должно расширяться посредством как государственных, так и частных каналов), в области инвестирования (китайская сторона выразила намерение продолжать прилагать усилия для содействия дальнейшему инвестированию японскими корпорациями в экономику Китая), в области развития центральных районов КНР (японская сторона намерена содействовать промышленному сотрудничеству в этих регионах путем тесного взаимодействия государства с частным сектором.)[84].

В октябре 2001 года МИД Японии была опубликована «Программа экономического сотрудничества с Китаем». В документе говорилось о значимости этого сотрудничества, и оно увязывалось с необходимостью сохранения международной обстановки, обеспечения стабильности и процветания в Восточной Азии, безопасности и благоденствия Японии. В качестве программной цели выдвинуто достижение взаимопонимания между двумя странами. В Программе определена «базисная концепция» ОПР Китаю на пятилетие, основные направления экономического сотрудничества для приоритетных областей, а также существующие между двумя странами проблемы. ОПР Японии Китаю, которая традиционно ориентировалась на создание инфраструктуры в прибрежных районах, перенесет акцент на такие области, как охрана окружающей среды в связи с ее сильным загрязнением в КНР, повышение жизненного уровня населения и социальное развитие внутренних районов страны, развитие человеческих ресурсов, строительство институтов и передача технологий[85]. Для контроля за реализацией программы и подготовки принципиальных рекомендаций была учреждена Оценочная комиссия, состоящая из частных экспертов[86].

В апреле 2002 года на встрече глав правительств лидеры Японии и Китая договорились о проведении японо-китайских консультаций по экономическому партнерству, с целью определения возможных разногласий по экономическим вопросам на начальной стадии и предотвращения уже возникших конфликтов и трудностей. В декабре 2005 года на уровне министров состоялась четвертая встреча в рамках консультаций, в которой принимали участие также соответствующие министерства и агентства. В ходе консультаций стороны активно обсуждали такие вопросы, как права на интеллектуальную собственность (включая ущерб от поддельных товаров), трудности, возникающие при инвестировании в Китай, антидемпинговые меры, принимаемые Китаем и другие вопросы[87].

В 2002 году Япония и Южная Корея заключили Двустороннее инвестиционное соглашение, обеспечивающее равные права инвесторам двух стран на территории друг друга. Углубление отношений между Японией и Южной Кореей подтолкнуло Китай активнее включиться в процесс институционализации регионального экономического сотрудничества. На встрече на индонезийском о. Бали в 2003 году лидеры Китая, Японии и Республики Корея приняли совместное заявление о стремлении трех стран развивать сотрудничество по всем направлением, включая экономику (которой отдается приоритет). Образован специальный комитет, призванный осуществлять мониторинг сотрудничества, подгатавливать и контролировать решения, выносимые на саммитах лидеров, а также реализацию совместных программ[88].

С 19 по 20 декабря 2006 года в Пекине проходила пятая встреча в рамках консультаций, в ходе которой затрагивались такие темы, как эффективность проводимых консультаций, развитие инвестиционной и бизнес сферы в КНР и Японии, сотрудничество между малыми и средними компаниями, сотрудничество в области энергосбережения и охраны окружающей среды. В кратком содержании встречи в разделе «Конкретные результаты встречи» зафиксировано следующее: Были отмечены положительные ответы с китайской стороны в ответ на требования Японии по разным вопросам, включая вопросы, касающиеся эффективности консультаций (система обмена требованиями и ответами между двумя странами, фиксируемых в соответствующих документах), возможности заключения трехстороннего инвестиционного соглашения между Японией, КНР и Республикой Корея. Также стороны, впервые на межправительственной встрече официально обсуждали иностранную помощь Японии Китаю. Обе стороны отметили возможность взаимного сотрудничества в этой области в будущем[89].

В связи в возрастающей взаимозависимостью экономик Японии и Китая, а также важностью японо-китайских отношений для стабильности всего азиатского региона, в декабре 2007 года была проведена первая в истории двусторонних отношений встреча на высшем уровне, посвященная экономическим отношениям Японии и Китая. В переговорах приняли участие министры различных ведомств государств. В ходе переговоров обсуждались вопросы сотрудничества в области энергетики, защиты окружающей среды, а также вопросы торговли и инвестиций. Повышенное внимание было уделено вопросам защиты прав на интеллектуальную собственность в Китае. Обе стороны договорились продолжать развивать двустороннее сотрудничество на основе пересмотра Китаем основных законов и постановлений, касающихся прав на интеллектуальную собственность. Кроме того, обсуждались вопросы сотрудничества между малыми и средними предприятиями государств, сотрудничество в научно-технической сфере[90].

В местечке Боао провинции Хайнань проходит ежегодный Боаоский азиатский форум. В 2009 году он проводится под девизом «Экономический кризис и Азия: вызовы и перспективы». В форуме принимает участие премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, главы государств и правительств стран Азии, представители деловых кругов[91].

В мае 2008 года находившийся в Японии с государственным визитом председатель КНР Ху Цзиньтао провел переговоры с премьер-министром Японии Ясуо Фукудой. Стороны подписали Китайско-японское совместное заявление по всестороннему содействию стратегическим отношениям взаимного благоприятствования, чему японские СМИ дали положительную оценку. Японская газета «Асахи симбун» распространила комментарий, указав, что в совместном заявлении подчеркивается, что две страны несут ответственность за мир и развитие всего мира, они должны укрепить координацию в важных международных проблемах. Это свидетельствует о том, что в поле зрения двух стран находятся не только дружба и урегулирование двусторонних отношений, но и сотрудничество в международных делах. В совместном заявлении отмечается, что мир и дружба являются единственным выбором для обеих сторон. Стороны не представляют угрозу друг для друга[92].

Если говорить об организациях, содействующих расширению инвестиционного сотрудничества Японии и Китая, то значительное влияние на развитие двусторонних отношений между Японией и Китаем оказывают международные организации, полноправными членами которых эти государства являются. К таким организациям относятся ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), МТП (Международная Торговая Палата), ВОИС (Всемирная организация по охране интеллектуальной собственности), МБРР, МВФ и некоторые другие.

Главная роль в регулировании мировых торгово-экономических отношений принадлежит ВТО. В ноябре 2001 года КНР стал полноправным членом ВТО, что, безусловно, оказано положительное влияние на двусторонние экономические отношения. Членство Китая в ВТО предполагает постепенную либерализацию импортного таможенного режима, устранение практики двойного ценообразования, квотирования и лицензирования импорта и многие другие обязательства, необходимые для либерализации внешнеторгового режима[93]. А это в свою очередь приводит к расширению двусторонней торговля, привлечению инвестиций в Китай из Японии. Ежегодно проводятся консультации между Японией и Китаем по вопросам соответствия экономической политики Китая требованиям ВТО. С 1999 года Министерство экономики, торговли и промышленности Японии выпускает Доклад «О несоответствии торговой политики ведущих торговых партнеров системе ВТО», в числе торговых партнеров обозначен и Китай. Так, в Докладе 2006 года в главе, посвященной торговой политике Китая, представлен широкий обзор обязательств Китая, связанных со вступлением в ВТО, сделан анализ произошедших за последний год изменений в экономической политике государства, а также указаны существующие проблемы и предложены способы их решения. Также в Докладе подчеркивается значительная роль Японии, выступающей в качестве инструктора, наблюдающей за соблюдением Китаем взятых обязательств[94]. Таким образом, можно сказать, что ВТО в настоящее время стимулирует экономические преобразования в Китае, что открывает широкие возможности не только для самого Китая, но и для Японии.

К структурам Японии, способствующим развитию инвестиционных отношений Японии с другими странами, в том числе с Китаем относятся Министерство финансов Японии, ДЖЕТРО (Организация содействия развитию внешней торговли Японии), Японское международное кооперативное агентство (ДЖИКА), Японское коммерческое объединение «Ниппон Кэйданрэн» и другие.

В настоящее время учреждено несколько представительств ДЖЕТРО в Китае, в городах Пекин, Шанхай, Далянь и Гуанчжоу. Председатель и главный исполнительный директор ДЖЕТРО в своем основном докладе «О роли ДЖЕТРО в развитии японо-китайских отношений», представленном на Симпозиуме 2006 года в Пекине, который был посвящен вопросам японо-китайских предпринимательских союзов, выделяет следующие основные направления деятельности ДЖЭТРО в Китае:

- ДЖЕТРО продолжает всесторонне поддерживать усилия японских компаний, в особенности малых и средних предприятий, стремящихся к расширению своей коммерческой деятельности в Китай. Представительства ДЖЕТРО также оказывают широкую поддержку японским фирмам. консультируя их по вопросам, касающимся местных правовых актов, налогообложения, интеллектуальной собственности и других.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.