8. Содействие структурным изменениям в области сельского хозяйства посредством:
- программ, осуществляемых для оказания содействия работникам сельского хозяйства в прекращении ими своей деятельности в сфере товарного сельскохозяйственного производства;
- программ, осуществляемых с целью выведения сельскохозяйственных ресурсов, например, земли, скота, из сферы товарного сельскохозяйственного производства;
- инвестиций, предназначенных для оказания помощи по реструктуризации деятельности товаропроизводителей;
9. Платежи по программам охраны или сохранения окружающей среды;
10. Платежи по программам оказания помощи регионам, находящимся в неблагоприятных условиях;
II. Меры "голубой корзины". К ним относятся меры, представляющие субсидии в форме прямых выплат по программам ограничения сельскохозяйственного производства, которые не подпадают под обязательства по сокращению внутренней поддержки, если:
- такие выплаты привязаны к фиксированным площадям сельскохозяйственных угодий или урожаям; или
- такие выплаты производятся за снижение уровня производства, которое должно составлять не менее 15% от базового уровня; или
- выплаты в области животноводства производятся за фиксированное поголовье скота;
III. Меры "желтой корзины". Такие меры подлежат включению в обязательства по сокращению внутренней поддержки. К ним относятся все меры, принимаемые государством по поддержке отечественных сельхозпроизводителей, за исключением мер "зеленой" и "голубой" корзин.
В соответствии с Соглашением для каждой страны - члена ВТО устанавливается максимально допустимый уровень общей внутренней поддержки, который в течение "периода выполнения" должен быть снижен на определенный согласованный процент.
Общий уровень внутренней поддержки определяется на базе агрегатной меры по поддержке (АМП), в которую не включаются меры "зеленой корзины". АМП означает годовой уровень поддержки в денежной форме, оказываемый производителям какого-либо основного сельскохозяйственного продукта. АМП рассчитывается по каждому основному сельскохозяйственному продукту, в отношении которого:
- оказывается поддержка в форме гарантирования рыночных цен на этот продукт. В этом случае объем поддержки рассчитывается как разница между фиксированной внешней справочной ценой, устанавливаемой на основе цен в базовом периоде 1986-1988 гг., и применяемой управляемой (гарантируемой) ценой, умноженная на произведенное количество продукта, в отношении которого действует управляемая цена; производятся прямые выплаты, которые не исключены из обязательств по снижению поддержки. В случае если эти выплаты зависят от разницы в ценах, то объем выплат рассчитывается или с использованием разницы между фиксированной справочной ценой, устанавливаемой на основе цен в базовом периоде 1986-1988 гг. и, как правило, являющейся фактической ценой, используемой для определения размеров выплат, и применяемой управляемой ценой, умноженной на произведенное количество продукта, или с использованием данных о бюджетных расходах. Если же выплаты основываются на факторах иных, чем цена, то объем выплат определяется с использованием данных о бюджетных расходах; или предоставляются субсидии, которые не исключены из обязательств по снижению поддержки.
Размер субсидий, включая субсидии на приобретение материальных ресурсов, расходуемых в процессе производства, определяется с использованием данных о бюджетных расходах либо, когда использование данных о бюджетных расходах не отражает в полной мере размер субсидии - на основе разницы между ценой субсидируемого товара или услуги и репрезентативной рыночной ценой на аналогичный товар или услугу, умноженной на количество такого товара или на объем такой услуги;
- или годовой уровень поддержки, не связанной с каким-либо конкретным продуктом и оказываемой всем сельхозпроизводителям в целом. Такая поддержка выражается одной АМП в суммарном денежном выражении, не связанной с конкретными продуктами.
В случае если для какого-либо основного сельскохозяйственного продукта, в отношении которого оказывается поддержка в форме гарантирования рыночных цен, расчет годового уровня поддержки в соответствии с приведенной выше методикой АМП неосуществим, то для такого продукта рассчитывается эквивалентная мера по поддержке, которая означает годовой уровень поддержки, предоставляемой в отношении такого продукта путем применения одной или нескольких мер иных, чем меры "зеленой корзины". Для таких продуктов базовый уровень для выполнения обязательств по сокращению внутренней поддержки состоит из:
- компонента поддержки в форме гарантирования рыночной цены, выраженного в эквивалентных мерах по поддержке, рассчитываемых на потоварной основе для всех таких основных сельскохозяйственных продуктов путем использования применяемой управляемой цены, умноженной на соответствующее количество продукта, или, когда это невыполнимо, данных о бюджетных расходах, направленных на поддержание цены производителей; а также
- если по отношению к таким продуктам применяются такие меры, как прямые выплаты или другие субсидии на потоварной основе, которые включены в обязательства по сокращению поддержки, то из таких же расчетов, как для соответствующих компонентов АМП.
После расчета отдельных АМП определяется общая АМП, которая означает общий объем внутренней поддержки, оказываемой отечественным производителям, и рассчитывается как сумма всех АМП по каждому сельскохозяйственному продукту, всех АМП, не связанных с конкретными продуктами, и всех эквивалентных мер по поддержке. Для каждого года периода выполнения или после него рассчитывается текущая общая АМП.
Следует отметить, что в текущую общую АМП:
- не включаются меры "зеленой корзины";
- исключаются меры "голубой корзины";
- не включается внутренняя поддержка, оказываемая по какому-либо конкретному основному продукту, если ее объем не превышает 5% от общей стоимости производства этого продукта в течение соответствующего года (для развивающихся стран - 10%);
- не включается внутренняя поддержка, не связанная с конкретными основными продуктами, если ее объем не превышает 5% от стоимости произведенной в стране - члене ВТО сельскохозяйственной продукции (для развивающихся стран - 10%);
- развивающиеся страны - члены ВТО не включают меры по предоставлению государственной помощи по содействию сельскохозяйственному развитию, предусмотренные в программах развития этих стран, в форме:
• инвестиционных субсидий, которые обычно предоставляются в этих странах в области сельского хозяйства;
• субсидий на приобретение потребляемых в процессе сельскохозяйственного производства факторов, которые обычно предоставляются сельхозпроизводителям, имеющим низкий уровень доходов или не имеющим в достаточном объеме необходимых ресурсов.
Согласно статье 6 Соглашения ВТО по сельскому хозяйству из обязательств по сокращению внутренней поддержки могут быть исключены внутренние меры поддержки на основе критериев, изложенных в Приложении 2 к указанному Соглашению. Так согласно пункту 1 Приложения 2, "Меры внутренней поддержки, в отношении которых запрашивается освобождение от обязательств по сокращению, должны отвечать важнейшему требованию: не оказывать или оказывать как можно меньшее неблагоприятное воздействие на торговлю или производство. Соответственно, все меры, в отношении которых запрашивается освобождение, должны соответствовать следующим основным критериям:
(а) данная поддержка предоставляется на основе финансируемой из государственного бюджета правительственной программы, а не за счет средств потребителей; и
(b) данная поддержка не имеет следствием поддержание цен производителей";
а также конкретным критериям и условиям, изложенным в Приложении 2.
В частности, к таким условиям относятся:
- создание государственных резервов для обеспечения продовольственной безопасности;
- финансовое участие правительства в программах страхования и обеспечения безопасности доходов;
- выплаты по программам региональной помощи.
Экспортные субсидии оказывают негативное воздействие на многостороннюю систему торговли сельскохозяйственной продукцией, т.к. повышают конкурентоспособность продуктов, которые бы в противном случае было невозможно реализовать на внешних рынках. Однако, несмотря на это, страны - члены ВТО не могут пока отказаться от их использования. В связи с этим в Соглашении определено, что страны - члены ВТО могут предоставлять в области сельского хозяйства определенные категории экспортных субсидий в соответствии с положениями Соглашения и обязательствами по их сокращению, указанными в их национальных перечнях уступок.
Категории экспортных субсидий в области сельского хозяйства, которые страны - члены ВТО включают в обязательства по сокращению и могут предоставлять отечественным сельхозпроизводителям в соответствии с положениями Соглашения по сельскому хозяйству:
- прямые субсидии, условием предоставления которых является осуществление поставок для экспорта;
- продажа государством сельскохозяйственных продуктов из некоммерческих запасов по ценам более низким, чем сопоставимые цены на подобные продукты для покупателей на внутреннем рынке;
- выплаты при экспорте сельскохозяйственного продукта, которые финансируются на основании правительственного решения, независимо от того, привлекаются ли для этого государственные средства или нет, включая выплаты, которые финансируются за счет поступлений от сбора, введенного на указанный продукт или на сельскохозяйственный продукт, из которого изготовлен экспортный продукт;
- субсидии в отношении сельскохозяйственных продуктов в зависимости от их включения в экспортные продукты;
- предоставление субсидий для снижения расходов сельхозпроизводителей на услуги по продвижению сельскохозяйственных продуктов на экспорт, включая расходы на погрузочно-разгрузочные работы, повышение качества и другие расходы по обработке, расходы, связанные с международными перевозками и фрахтом;
- тарифы на внутренние перевозки и фрахтование при экспортных поставках, устанавливаемые или контролируемые государством, на условиях более благоприятных, чем при внутренних поставках.
Страны - члены ВТО не должны превышать уровни, закрепленные в их перечнях уступок. Следует отметить, что в течение периода выполнения развивающиеся страны могут без всяких ограничений предоставлять экспортные субсидии двух последних категорий из указанных выше.
3. Проблемы повышения эффективности участия России в международных поставках зерна
3.1 Современное состояние и перспективы сотрудничества России со странами СНГ в поставках зерна
Большинство стран СНГ не предоставляет прямых экспортных субсидий, поэтому правила об экспортной конкуренции повлияют на них только в том случае, если определение экспортной субсидии будет расширено для включения всех механизмов поддержки экспорта. Например, в странах СНГ широко применяется налогообложение экспорта сырья для стимулирования производства и экспорта переработанных продуктов питания. Россия, например, использует систему дифференцированных экспортных пошлин, в рамках которой экспорт масличных семян облагается большим налогом, чем экспорт масла или муки. Эта налоговая разница может попасть в категорию субсидируемого экспорта.
В целом по государствам Сообщества следует отметить отсутствие четкого механизма и критериев, определяющих меры государственной поддержки сельхоз производителей. Последние, в свою очередь, носят зачастую декларативный характер.
В Республике Беларусь государственное регулирование сельского хозяйства и, соответственно, особенности поддержки производителей зерна, регламентируется следующими законодательными актами:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9