Рефераты. Правовое регулирование международных поставок зерна

Сотрудничество в области торговли зерном всегда поддерживалось основным фактором спроса/предложения: некоторые регионы в мире в состоянии эффективно производить качественное зерно в количествах, превышающих их нужды, в то время как другие регионы полагаются на поставки из-за рубежа и нуждаются в доступе к ним.

Способность производителей вовремя и позитивно реагировать на сигналы рынка и намерения импортеров в области закупок усиливаются при наличии такой независимой и достоверной информации и исследований, которые предоставляются МСЗ.

Открытые и справедливые международные рынки зерна вносят существенный вклад в способность стран к удовлетворению их растущих потребностей.

Благосостояние людей во всем мире, их продовольственная безопасность населений и стабильность мировых рынков зерна будут продолжать зависеть от международного сотрудничества и, в частности, эффективной деятельности таких межправительственных организаций как Международный совет по зерну и Комитет по продовольственной помощи.


2. Правовое регулирование поставок зерна в России


2.1 Участие России в международных поставках зерна


В прошлом веке Россия сыграла свою, важную роль в развитии международного рынка сельскохозяйственных товаров. В последней трети XIX в и в начале XX века Россия была оссия была крупным экспортером зерна, сливочного масла, ряда других продуктов. По объему зернового экспорта Россию тогда обгоняли только Соединенные Штаты. Европа была главным рынком сбыта, потребляя не менее 10 млн т российского зерна ежегодно до 1914 г. Рекордный уровень экспортных поставок российского зерна в то время составил 13 млн. т в год - это как раз соответствует размеру прошлогоднего экспорта зерна из России.

СССР продолжил вывоз за рубеж уже меньших партий зерна, начиная с 1923 г. и в 30-е гг. вплоть до начала 2-ой мировой войны. В конце 40-х и 50-е годы зерно вывозилось прежде всего в дружественные страны, например в государства Восточной Европы, а в 60-е гг. продовольственная помощь оказывалась государствам третьего мира - в основном по политическим причинам.

В период 1972-1994 гг. наша страна уже как крупнейший мировой импортер зерна являлась важным фактором конъюнктуры международного рынка. Во второй половине 90-х гг. размеры зернового импорта примерно уравновешивались экспортом российского зерна, который составлял примерно 2-3 млн т ежегодно. Низкая степень активности России на зерновых рынках не заинтересовывала участников рынка в развитии торгово-транспортной инфраструктуры (порты, терминалы, современные технологии хранения и маркетинга) и не вела к созданию государственно-административных механизмов поддержки экспорта со всем необходимым финансовым инструментарием, что как раз и является характерным для стран - конкурентов (США, Канада, ЕС, Австралия). Поэтому Россия оказалась мало подготовленной к возрастанию ее экспортных возможностей, особенно в 2001 г. В первые 2 года XXI века Россия опять стала крупным экспортером - вывоз зерна в в сезоне 2002/03 г. уже достиг уровня в 13 млн т, что вывело страну по этому показателю на 5-6-ое место в мире. Страны "большой пятерки" - ведущие экспортеры зерна (США, Канада, Аргентина, Франция, Австралия) увидели в России серьезного конкурента. Причем Россия выступает как более либеральный экспортер зерна, поскольку в отличие от перечисленных стран не поддерживает экспорт прямыми и косвенными правительственными мерами.

Риски и барьеры развития экспорта российского зерна имеют внутреннее и внешнее происхождение. Извне на нас оказывается нажим со стороны прежде всего других стран-экспортеров, причем как на двухстороннем уровне, так и на многостороннем - например в ходе переговоров о присоединении России к ВТО эти страны выступают резко против предоставления российским экспортерам государственных субсидий. Еще одним примером такого давления стало решение ЕС ввести квоты на импорт зерна, которые в 2003 г. искусственно ограничивают российский экспорт в 600 тыс. т, что примерно в 5 раз меньше наших текущих экспортных возможностей.

Увеличение объемов вывоза зерна в 2002 г. из России, Украины и некоторых других стран может породить угрозу "зерновых войн" типа той, что в начале 80-х гг. вели между собой США и страны ЕС, и которая во многом предопределила начало в 1987 г. Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в ГАТТ. Как известно, в результате переговоров впервые за всю полувековую историю этой организации удалось договориться о сокращении как внутренних, так и экспертных субсидий на аграрную продукцию (так называемое "Сельскохозяйственное соглашение ВТО" от 1994 г.). Такая "война" никому не нужна. Но России надо громче заявлять о своих правах на место среди мировых экспортеров зерна. Постепенно к этому в мире начинают привыкать, чему, в частности, способствует тот факт, что в текущем сезоне руководителем Международного совета по зерну является представитель РФ - Л.С.Чешинский.

Текущий сезон 2002/2003 г. характеризуется сокращением мировых переходящих запасов пшеницы на 30 млн. т и кормового зерна - 31 млн. т, по данным Международного совета по зерну (Лондон). В результате снижения уровня урожая зерновых у пяти ведущих экспортеров (США, Канада, ЕС, Австралия , Аргентина) запасы зерна сократились на 15 и 20 млн. т соответственно. Размер этих сокращений фактически и образовал в 2002 г. экспортную нишу для альтернативных поставщиков. У других стран нетто-экспортеров зерна переходящие запасы пшеницы на конец текущего сезона составят 53 млн. т, что на 20 млн. т больше, чем у "большой пятерки". Ожидается, что производство пшеницы в мире в 2003 г. увеличится почти на 30 млн. т, в том числе в Австралии, Канаде и США. Это приведет к обострению борьбы за экспортные рынки.

В своей зерноэкспортной политике российский поставщики должны учитывать предстоящий рост мирового спроса на зерно. По прогнозу ФАО среднегодовое увеличение размера мирового экспорта зерна в 2000-2010 гг. составит 1,8%, пшеницы - 2,0%. За текущее 10-летие мировой экспорт пшеницы возрастет боле чем на 20%. ФАО прогнозирует, что в этот период важными экспортерами пшеницы будут Россия, Украина и Казахстан. Ожидается также некоторое увеличение доли Аргентины, которая однако также, как Россия сталкивается со значительными колебаниями уровня урожая, поскольку зерновое производство и там и здесь находится в сильной зависимости от погодно-климатических факторов. Наибольшую динамику импортного спроса в текущем десятилетии будут демонстрировать развивающиеся страны - их чистый импорт пшеницы будет увеличиваться на 3,2% ежегодно, по сравнению с 1,4% - в развитых странах. Россия должна быть готова к расширению географии зернового экспорта с учетом растущего импортного спроса в странах АТР, в том числе в Китае. Перспективными останутся рынки стран СНГ и Северной Африки.

Однако зарубежные поставщики зерна имеет огромное преимущество в виде внутренних и экспортных субсидий. По данным ФАО - Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (Рим), страны ОЭСР субсидируют аграрное производство на уровне 31% стоимости валового продукта сельского хозяйства. В отношении пшеницы, риса, сахара, говядины и баранины субсидирование превышает 40% от валовой стоимости товара. Внутренние субсидии ведут к перепроизводству, что в свою очередь вызывает необходимость экспортного субсидирования для сбыта излишков на международном рынке. Несопоставимый с российским потенциал субсидирования сельского хозяйства в ведущих странах - экспортерах зерна делает Россию беспомощной в возможных "зерновых" войнах, в которых главным "оружием являются субсидии.

Продолжается давление на российских экспортеров со стороны стран-потребителей по вопросу стандартов на зерно, что, с одной стороны, вынуждает продавать продукцию по заниженным ценам, а с другой стороны, создает почву для возможных обвинений российских экспортеров зерна в демпинге. Разные стандарты на зерно в России и за рубежом являются серьезным тормозом для роста зернового экспорта и в физическом и в стоимостное объемах. Представляется необходимым привести российские стандарты на зерно к международным.

На многостороннем уровне страны ВТО стремятся лишить Россию права применять экспортные субсидии при вывозе зерна и других сельскохозяйственных товаров и продовольствия. Поскольку экспортные субсидии в прямом виде Россия за последние 10 лет не применяла, поддержке требования российской стороны на право применения экспортных аграрных субсидий помогло бы скорейшее использование реального экспортного субсидирования.

Решению внешних проблем развития российского экспорта зерна способствовала бы более активная переговорная позиция российской стороны. Причем это должно стать установкой не только для Министерства сельского хозяйства, но и для других ведомств: Минэкономразвития, МИДа, Минфина. В отличие от других стран (США, государств ЕС, Китая и проч.), для России и ее правительственных структур, поддержка экспорта еще не превратилась в важный приоритет внешней и внутренней политики.

Правительство должно более решительно решать внутренние проблемы развития экспорта.

В стране необходимо создать систему продвижения и поддержки экспорта продовольствия. Элементами этой системы должны быть: государственные учреждения, структуры деловых кругов и отраслевых союзов, законодательное и финансовое обеспечение, научно-исследовательские центры. Целесообразно значительно усилить департамент внешних связей Минсельхоза - кадрами, техникой, расширением числа зарубежных представителей.

Что касается направлений господдержки экспорта, то они должны быть по форме прямыми и косвенными. Это могут быть экспортные субсидии, экспортные кредиты или гарантирование государством частных экспортных кредитов, финансирование выставочной деятельности и продвижение российских "брэндов" за рубеж, участие в поставках по межгосударственным соглашениям, информационная поддержка. Надо решать проблему возврата экспортерам НДС, который зачастую происходит с большими задержками по времени, подрывающими конкурентоспособность российских поставщиков в сравнении зарубежными.

Важным представляется строительство новых экспортных портов и терминалов. Пока мощность российских портов позволяет вывозить не более 5-6 млн т зерна в год - т.е. как минимум вдвое меньше размера реального экспорта в 2002 г. Надо подумать о возможных льготах частному бизнесу, решившему строить новые экспортные терминалы. Однако с учетом колебаний урожая и размеров экспорта излишние терминальные мощности в портах будут в отдельные годы простаивать. Нужна более гибкая тарифная политика на транспорте, чтобы эффективно использовать портовые возможности в соседних странах - в Украине, Эстонии.

Серьезная проблема - нехватка подъездных железнодорожных путей к отечественным морским портам. Сказывается и нехватка вагонов. Пока неясно будущее вагонного парка вследствие грядущей реформы МПС. Мешает делу и нецелевое использование железнодорожных зерновозов, взимание сборов за возврат порожних вагонов.

Не менее важным является установление приемлемого уровня транспортных тарифов для провоза экспортируемого зерна по территории России. Кстати на таком праве - применения транспортных субсидий при аграрном экспорте - настаивает российская делегация в ходе переговоров о присоединении к ВТО. В настоящее время действует льготный железнодорожный тариф на поставки зерна, действие которого может закончится к 1 апреля текущего года. Время показало, что такая 20%-ная льгота (введенная в сентябре 2002 г.) заметно повлияла на улучшение перевозок зерна по стране. Надо также учитывать, что в соседней стране - Украине транспортные тарифы заметно ниже, чем в России.

В плане ресурсном устойчивое развитие зернового производства в стране предполагает обновление машинного парка, проведение мелиораций, расширение применения минеральных удобрений, использование современных методов хранения зерна. Это задачи долгосрочного плана, без решения которых уже лет через 5-10 России будет трудно рассчитывать на стабильное производство зерновых, не говоря уже об их экспорте.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.