Рефераты. Правовая основа СНГ

Но это только начало, поскольку не прекращается поток заявлений о приеме в российское гражданство. При этом выяснилось, что пока явно недостает консульских учреждений России в странах СНГ и Бал­тии, не хватает квалифицированных кадров, страдает бюджетное фи­нансирование этой важной службы. До сих пор не открыто ни одного консульского учреждения в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и Крыму.


Многие неурядицы у тех, кто хочет получить российское гражданст­во из числа жителей стран СНГ и Балтии, связаны с тем, что в боль­шинстве этих государств не признается право двойного гражданства. Выход видится в наращивании усилий для заключения со странами ближнего зарубежья межгосударственных соглашений, регулирующих вопросы правового положения граждан. К январю 1997 г. такие согла­шения Россия заключила с Грузией, Кыргызской Республикой, Узбеки­станом.


19 января 1996 г. принята Конвенция об упрощенном порядке приоб­ретения гражданства гражданами государств — участников СНГ[14]. Она предусматривает, что каждое государство—участник Конвенции предо­ставит своим гражданам, отбывающим на постоянное жительство на
территорию любой из Договаривающихся сторон, упрощенный (реги­страционный) порядок выхода из гражданства, а также предоставит прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам любой из Договаривающихся сторон право приобрести гражданство в
упрощенном (регистрационном) порядке при наличии одного из следу­ющих условий:


а)        если заявитель в прошлом состоял в гражданстве одной из догова­ривающихся сторон и одновременно в гражданстве СССР, проживал на их территориях на 21 декабря 1991 г. и проживает постоянно до вступ­ления в силу данной Конвенции;


б)        при наличии у заявителя близкого родственника — супруга (суп­
руги), одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внучки или внука — по­стоянно  проживающего  на   территории Договаривающейся   стороны приобретаемого гражданства и являющегося ее гражданином.


Такой порядок распространяется на граждан Договаривающихся сто­рон, постоянно проживающих на территории любой из Договаривающихся сторон, независимо от срока проживания на территории Догова­ривающейся стороны приобретаемого гражданства (ст.1).


Для приобретения гражданства или выхода из него в упрощенном (регистрационном) порядке необходимо представить в соответствую­щие органы государства приобретаемого гражданства следующие доку­менты:


заявление о приобретении гражданства и выходе из него;


копию свидетельства о рождении или другой документ, удостоверяю­щий личность и место рождения гражданина;


документ, подтверждающий наличие одного из условий, предусмот­ренных статьей 1 Конвенции.


Полномочные органы государств-участников осуществляют реги­страцию приобретения гражданства и выхода из него в упрощенном по­рядке в срок не более трех месяцев.


Конвенция подлежит ратификации подписавшими ее государствами. Она вступает в силу на тридцатый день, считая со дня сдачи на хране­ние депозитарию третьей ратификационной грамоты. Конвенция дейст­вует в течение пяти лет со дня вступления ее в силу. По истечении этого срока она автоматически продлевается каждый раз на новый пя­тилетний срок.


Одними из самых острых в странах СНГ являются проблемы бежен­цев, перемещенных лиц, другие формы недобровольного перемещения лиц, проблема возвращенцев. В связи с этим есть смысл обратиться к некоторым результатам Международной конференции по проблемам беженцев и мигрантов в странах СНГ, состоявшейся 30 — 31 мая 1996 г. в Женеве[15]. Она была созвана по инициативе России и Управле­ния Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) ООН. В конфе­ренции приняли участие 75 государств, включая все страны СНГ и Бал­тии, и около 100 межправительственных и неправительственных орга­низаций.


Основными результатами конференции стали принятие Программы действий, разработка совместной стратегии УВКБ ООН и Международ­ной организации по миграции (MOM) до 2000 г., одобрение перечня приоритетов по каждой из стран СНГ.


Как отметил выступивший на конференции тогдашний Генеральный секретарь ООН Б. Бутрос Гали, надежная институционная основа, средства для практических действий, высокая степень готовности, сотрудничество с правительственными и неправительственными организациями — все это создает основу для действенного подхода к проблемам беженцев и мигрантов и для выявления путей предотвращения новых перемеще­ний[16].


Программа действия, принятая на конференции, — это стратегия де­ятельности мирового сообщества по решению проблем беженцев и миг­рантов[17]. В ней указаны причины кризиса, охарактеризованы его послед­ствия для международной безопасности и стабильности. В документе вновь подтверждены международно признанные принципы, касающие­ся перемещения населения. Среди них важнейшее место занимают права; на свободу передвижения; на выбор места жительства в своей собственной стране; иметь гражданство; на гражданство в государстве-правопреемнике.


В Программе действий подтверждены также широкие права мень­шинств и права депортированных народов на возвращение в дома своих предков.


Признавая, что проблемы и перспективы государств СНГ будут и впредь зависеть в первую очередь от них самих, УВКБ, Международная организация по миграции и ОБСЕ обязались помочь странам СНГ пре­творить и жизнь указанную Программу действий. Эти три участника конференции — организация системы ООН, международная организа­ция, не входящая в эту систему, и региональная организация — дают пример новаторской международной солидарности и приверженности, открывая новые перспективы на благо всех.


В странах СНГ самой многочисленной является российская диаспо­ра. В результате распада СССР и образования новых независимых го­сударств миллионы наших соотечественников оказались отделенными от России государственными границами. Во многих случаях они вынуж­дены жить и определять свою дальнейшую судьбу в сложной полити­ческой, экономической, социальной, культурной и психологической си­туации. Эти люди нуждаются в помощи и поддержке как со стороны го­сударств постоянного проживания, так и со стороны России.


Российская Федерация вступила на путь практической поддержки соотечественников за рубежом. Основные принципы и цели государст­венной политики России в отношении ее диаспоры определены в Указе Президента от 11 августа 1994 г. «Об основных направлениях государ­ственной политики Российской Федераций в отношении соотечествен­ников, проживающих за рубежом» и постановлении Правительства Рос­сии от 31 августа 1994 г. № 1064 «О мерах по поддержке соотечествен­ников за рубежом».


Россия исходит из того, что соотечественники должны иметь свободу выбора страны проживания и гражданства, причем страны их постоян­ного проживания несут ответственность за обеспечение всего комплек­са гражданских, политических, экономических, социальных и культур­ных прав этих лиц. Россия готова помочь правительствам новых неза­висимых государств в решении этих задач, а в случае ущемления прав соотечественников намерена использовать все международно признан­ные меры для их защиты.


Опыт работы по выполнению названного постановления Правитель­ства России показал, что проблемы соотечественников достаточно полно охарактеризованы в Указе Президента РФ от 11 августа 1994 г., однако осуществление этого Указа на практике затруднено вследствие отсутствия механизмов реализации предусмотренных мер по поддерж­ке соотечественников за рубежом. На устранение разрыва между целя­ми государственной политики, сформулированных в упомянутых выше документах, и их практической реализацией направлена Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом от 17 мая 1996 г.[18]


Общие рамки допустимых средств реализации Программы очерчены международно-правовыми нормами, законами страны проживания со­отечественников, Конституцией Российской Федерации и действую­щим законодательством.


Программой предусматриваются:


заключение многосторонних и двусторонних правительственных и межведомственных соглашений между странами СНГ и государствами Балтии по проблемам соотечественников за рубежом и обеспечение их реализации;


разработка новых и корректировка действующих законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, направленных на более полный учет интересов соотечественников и расширение возмож­ностей оказания им необходимой поддержки;


привлечение внимания международных организаций к фактам нару­шения прав и ограничения свобод российских соотечественников;


финансовая поддержка образовательных, культурных и других про­грамм общественных организаций соотечественников за рубежом;


оказание консультативной и научно-методической помощи общест­венным организациям соотечественников;


проведение мониторинга и научных исследований положения сооте­чественников за рубежом и создание информационного банка данных;


координация деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в первую очередь пригранич­ных), российских общественных организаций и деловых кругов по ре­шению проблем соотечественников за рубежом;


совершенствование организационно-управленческого механизма реа­лизации мер, предусмотренных Программой.


Следует отметить, что в соответствии с постановлением Правитель­ства РФ от 26 июня 1995 г. № 607 при посольстве Российской Федера­ции за рубежом может учреждаться представительство федеральной миграционной службы России[19]. Штатная численность представительст­ва устанавливается в количестве 3—4 человек.


Основными задачами представительства являются:


осуществление взаимодействия и сотрудничества с миграционными властями государства пребывания;


сбор и анализ информации о миграционной ситуации в государстве пребывания и проводимой им миграционной политике;


разработка предложений по расширению сотрудничества с государ­ством пребывания по вопросам вынужденной миграции и предотвраще­ния неконтролируемой миграции;


изучение опыта государства пребывания в решении миграционных проблем в целях его использования в деятельности федеральной мигра­ционной службы России.


10 февраля 1995 г. на заседании Совета глав государств СНГ было принято Решение о создании Межгосударственного фонда помощи бе­женцем и вынужденным переселенцам и утверждено положение о нем[20]. Основными задачами фонда являются:


аккумулирование финансовых и материальных средств для оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам;


распределение средств между государствами—участниками Согла­шения, принимающими беженцев и вынужденных переселенцев, в целях организации их переселения и обустройства;


содействие государственным органам и общественным организациям государств—участников Соглашения в защите гражданских, экономи­ческих и социальных прав беженцев и вынужденных переселенцев;


пропаганда идей милосердия, справедливости, привлечение внимания общественности к проблемам беженцев и вынужденных переселенцев.


Для решения возложенных на него задач фонд выполняет следующие функции:


открывает в установленном порядке текущие и расчетные счета в уч­реждениях банков государств—участников Соглашения для размеще­ния и накопления средств фонда;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.