Рефераты. Правовая основа СНГ

Оговорки Республики Беларусь:


 «1. По статьям 11-15 раздела III "Коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество" Республика Беларусь заявляет, что размещение и применение Вооруженных Сил Республики Беларусь на территории других государств - членов Содружества, равно как

размещение и применение вооруженных сил других государств – членов Содружества на территории республики, без разрешения Верховного Совета Республики Беларусь не допускается.


 2. В статье 16 раздела IV "Предотвращение конфликтов и разрешение споров" выражение "все возможные меры" Республика Беларусь понимает как все возможные меры невоенного характера. Она исходит из того, что споры, о которых идет речь в статьях 17 и 18 Устава Содружества Независимых Государств, будут разрешаться в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права.


 3. Республика Беларусь считает, что положения статей 28 и 29 о Координационно-консультативном Комитете и Секретариате, статьи 30 о Главном командовании Объединенных Вооруженных Сил не в полной мере соответствуют реалиям сегодняшнего дня и требуют уточнений. Эти уточнения должны быть выполнены путем внесения необходимых поправок в Устав Содружества Независимых Государств в соответствии с его статьей 42.».


Республика Молдова также воспользовалась правом, предоставляемым 44 статьей, однако, вызывает вопрос, имела ли она на это права, ведь в соответствии с 7 статьей Устава СНГ Республика Молдова не является государством-учредителем СНГ.


Оговорка Республики Молдова:


 «В соответствии со статьей 43 Устава Содружества Независимых Государств Республика Молдова, как член Содружества, воздерживается от участия в вопросах коллективной безопасности и военно-политическом сотрудничестве (абзац 9 статьи 4 и статьи 11, 12, 13, 14, 15, 30 и 31 Устава СНГ)».


Устав составлен в одном экземпляре на государственных языках государств-учредителей Содружества. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь.

2.      Политическое сотрудничество

Политическое сотрудничество включает в себя деятельность властных структур государств. Прежде всего, речь идет о Совете глав государств и Совете глав правительств стран Содружества. Заседаний Совета глав государств было проведено свыше 40, а заседаний Совета глав правительств — более 50. На них решаются важнейшие стратегические направления сотрудничества в рамках СНГ.


Здесь нет возможности остановиться не только на всех, но и на многих ключевых решениях политического сотрудничества, которые были приняты за истекшие 13 лет. В начале необходимо отметить, что после распада СССР и создания СНГ именно оно стало тем организационно-правовым механизмом, в рамках которого решались все вопросы межгосударственного размежевания. Это тем более важно напомнить, так как события могли бы идти по «югославскому» руслу. Только бла­годаря Содружеству возникавшие при распаде СССР трения и коали­ции не переросли в большую ссору. Доминирующим способом разреше­ния возникающих противоречий в интересах всех стран СНГ стал поиск компромиссов[1].


Анализируя пятилетний срок развития Содружества, можно выде­лить основное: несмотря на объективные и субъективные трудности, в бывших советских республиках шел процесс создания государственнос­ти и рыночных отношений.


В течение этого небольшого исторического срока страны СНГ твердо осознали, что им никто извне не поможет. Рассчитывать необходимо в первую очередь на собственные силы. И второе: всем лидерам Содру­жества стало ясно, что в современных условиях без сотрудничества и интеграции существенных успехов не добиться.


В России, как и в других странах СНГ, интеграции придают все более серьезное значение. Использование преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования в производстве служит общим стратегическим целям стран—участниц СНГ, позволяет преодолеть кризисные явления, мешающие движению вперед.


Относительно международного признания Содружества можно ска­зать, что оно состоялось. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что страны СНГ заняли достойное место в системе международных отношений. Свидетельством этого является, в частности, предоставление Содружеству статуса наблюдателя в ООН.


К весьма важным политическим итогам пятилетнего развития СНГ следует отнести создание организационной структуры Содружества: Совета глав государств и Совета глав правительств, Межпарламентской ассамблеи СНГ. С 1993 г. в Минске действует Исполнительный секретариат Содружества. Кроме того, созданы Совет министров ино­странных дел, Совет министров обороны государств СНГ, органы отраслевого сотрудничества — Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Межправительственный совет по нефти и газу, межправи­тельственные советы руководителей многих других отраслей экономи­ки (всего более 80).


Развитие сотрудничества невозможно без создания соответствую­щей правовой основы.

В 1993г. подписан Договор о создании Экономического союза. Этот документ определил долгосрочные цели СНГ в развитии интеграции, в создании общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы и услуг. Раз­работана концепция последовательного образования зон свободной тор­говли, таможенного и платежного союзов, а в будущем валютного союза, которые послужат общей основой для образования общего рынка Содружества.


Последние несколько лет можно охарактеризовать как этап, когда меня­лась архитектура СНГ. В рамках СНГ сформировался Таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Его ре­зультаты можно уже ощутить реально. Благодаря общему таможенно­му пространству более свободным стало перемещение товаров и капи­талов.


В марте 1996 г. государства — члены Таможенного союза подписали договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной об­ластях. В апреле 1996 г. произошло историческое событие в жизни на­родов России и Белоруссии — подписан Договор о создании Сообщест­ва двух стран.


Таким образом, архитектура Содружества изменилась: в ней образо­валось своего рода центральное ядро — основа для дальнейшего разви­тия стран СНГ.


С точки зрения политической для стран СНГ весьма важным является Меморандум о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств, который был подписан 10 февраля  1995 г. Алма-Ате главами всех 12 государств[2].


Государства СНГ заявили о том, что они будут воздерживаться от военного, политического, экономического и иных форм давления друг на друга.


Страны Содружества намерены пресекать в соответствии со своим национальным законодательством создание и деятельность на своих территориях организаций, групп или отдельных лиц, направленную против независимости, территориальной целостности и неприкосновенности границ либо на обострение межнациональных отношений, а также на посягательства извне на государственное устройство государств, подписавших Меморандум.


Государства СНГ подтвердили нерушимость существующих границ друг друга и выступили против любых действий, подрывающих их незыблемость, и намерены решать все споры, возникающие по вопросам границ и территорий, только мирными средствами.

           

В случае возникновения ситуации, затрагивающей интересы безопасности какого-либо государства, подписавшего Меморандум, оно может обратиться к другим государствам—участникам СНГ с просьбой безотлагательно провести консультации.

           

Государства должны воздерживаться от любого прямого или косвенного вмешательства во внутренние дела другого государства-участника а также воздерживаться от участия в союзах или блоках, направленных против любой из стран СНГ.


Государства Содружества на своих территориях в соответствии с национальным законодательством и международными нормами будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма национализма, шовинизма и фашизма. Они будут содействовать объективному освещению общественно-политических процессов в других государствах СНГ.

           

Государства обязуются не поддерживать на территории других государств Содружества сепаратистских движений, а также сепаратистские режимы, если таковые возникнут; не устанавливать с ними политических, экономических и других связей; не допускать использование ими территорий и коммуникаций государств СНГ; не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи. Государства будут поддерживать усилия друг друга по дальнейшему укреплению мер доверия и безопасности между ними.


Следует отметить, что государства Содружества приняли немало документов в политической области. Многие из них будут рассмотрены в соответствующем разделе, в котором речь пойдет о сотрудничестве в сфере обеспечения коллективной безопасности.






3.        Сотрудничество в области обеспечения коллективной безопасности

После распада Советского Союза каждое государство стало создавать свои собственные вооруженные силы. При этом никто, кроме России, не спешил включать свою армию в какую-либо коллективную систему[3]. Однако не все смогли позволить себе создавать собственные вооруженные силы.


На всем постсоветском пространстве армию создали не многие государства. Азербайджан и Армения в ходе войны за Карабах вынуждены были заняться созданием боеспособных воинских отрядов. Таджикистан также вел внутреннюю и внешнюю борьбу за выживание. Вероятно, он не сумел бы создать организованные вооруженные отряды, если бы не дислокация на его территории 201-й российской дивизии и российских пограничных войск. Не первый год пытается создать армию Грузия, но события, связанные с действиями вокруг Абхазии и Южной Осетии, показывают, что практически боеспособной армии в Грузии нет.

Таким образом, если говорить об армии в ее действительном облике, то таковая в более или менее профессиональном качестве сохранилась лишь в России. Правда, что-то приемлемое в этом плане пытается со­здать на остатках базирующихся на ее территории частей Советской Армии Украина.


Прошедшие года показали, что строительство своих вооруженных сил государства СНГ проводят как бы в несколько этапов. На пер­вом, сразу после распада Советской Армии, в этих государствах зани­мались не столько организацией боеспособных воинских подразделе­ний, сколько формированием командных структур. На втором этапе под эти командные структуры постепенно начали создаваться воинские под­разделения. Везде это происходило по-разному, но схема была для всех общей.


Однако каждому государству СНГ, судя по всему, было все же не­уютно чувствовать себя совершенно незащищенным. Поэтому многие пошли навстречу России в ее стремлении создать систему коллектив­ной обороны на всем постсоветском пространстве.


В сравнительно короткое время был подписан ряд документов, в том числе Договор о коллективной безопасности, созданы такие органы, как Совет министров обороны стран—членов СНГ, Штаб по координации их военного сотрудничества, коллективные миротворческие силы.


Следует отметить, что в коллективных мероприятиях оборонного ха­рактера участвуют не все государства. В стороне от них стоят такие го­сударства,  как Украина,  проводящая свою особую  политику, Туркмения, заявившая о своей политике нейтралитета, Молдова и некоторые другие страны.          


И тем не менее ряд государств Содружества довольно активно сотрудничают в сфере обеспечения коллективной безопасности. В подтверждении этого остановимся на некоторых документах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.