В ходе парламентского обсуждения Смадар Эльханани, экономический советник финансовой комиссии Кнессета, потребовала внести изменения в проект налоговой реформы, разработанный комиссией Рабиновича. По мнению Эльханани, реформа должна носить более радикальный характер: налог на здравоохранение следует объединить с подоходным налогом, а льготы (которых после реформы станет меньше) сделать едиными, без каких-либо привилегий для наемных работников или частников, мужчин или женщин. Кроме того, советник указала на невозможность финансирования реформы в нынешних условиях, поскольку комиссия Рабиновича исходила из того, что в 2003 г. темпы экономического роста в Израиле достигнут 4% и приток средств в казну позволит быстро провести все необходимые преобразования. Однако в нынешних ухудшившихся условиях, когда даже наиболее оптимистически настроенные эксперты израильского министерства финансов утверждают, что рост составит всего 1%, это означает, что снижение налоговых ставок не будет компенсироваться приростом государственных доходов.
Вместе с тем, не дожидаясь окончательного принятия предлагаемой комплексной налоговой реформы, правительство стало проводить в жизнь более жесткую налоговую и банковскую политику в рамках объявленной в мае-июне 2002 г. программы дальнейшего сокращения бюджетных расходов. Одной из первоочередных сфер повышения налогов стали товары, наносящие ущерб здоровью – сигареты, алкоголь. Например, уже в конце апреля 2002 г. было объявлено об увеличении налога на ввоз сигар на 310%. Однако при этом цены на сигары повысились на 100%. С 15 июня 2002 г. налог на добавленную стоимость повышен до 18%.
Налоговое управление приступило к созданию собственной базы данных о наличии движимого и недвижимого имущества. В соответствии с вступающей в силу в начале 2003 г. налоговой реформой всякое приносящее доход имущество граждан Израиля за границей подлежит обложению подоходным налогом. Первоочередной задачей является выявление принадлежащей израильтянам недвижимости за рубежом с последующим переходом к налогообложению дивидендов, получаемых израильскими гражданами с акций иностранных бирж, процентов на вклады в иностранных банках, гонораров за научную, культурную, спортивную и иную подобную деятельность израильтян за границей.
В соответствии с требованиями ФАТФ (международной организации по борьбе с отмыванием незаконных доходов) в Израиле весной 2002 г. был принят Закон о борьбе с отмыванием капитала, согласно которому клиенты передают банкам право «предоставлять любую информацию о состоянии счета и операциях на нем любому государственному властному учреждению, наделенному полномочиями». Одним из таких учреждений является вновь созданное специальное Управление по борьбе с отмыванием капиталов, имеющее право не принимать во внимание правило соблюдения банками тайны вкладов. До 17 февраля 2003 г. миллионы банковских клиентов должны были подписать со своими банками новые соглашения, в которые включен пункт о праве банков на передачу информации в «компетентные органы».
Повышение банковской учетной ставки, объявленное управляющим Госбанком Давидом Кляйном в начале июня, составило 1,4%. Цель этого повышения – стабилизировать рынок, остановить рост курса доллара . С начала 2002 г. курс шекеля по отношению к доллару понизился на 20%. Это снижение вынудило Банк Израиля повысить ссудный процент на 2,5% в течение августа-сентября, что с начала 2002 г. составило увеличение на 3,9%.
Население Израиля болезненно реагирует на проведение в жизнь налоговых мер правительства, так как они ведут к дальнейшему ухудшению материального положения граждан, снижению их жизненного уровня. По данным социологических опросов, 63% израильтян считают неоправданным введение новых, более высоких налогов на фоне сокращения пособий и роста цен.
При обсуждении экономической программы правительства ее оппоненты указывали, что ужесточение налоговой политики является лежащей на поверхности непопулярной и примитивной мерой, тогда как желаемого эффекта можно было бы добиться путем разработки комплексной программы оздоровления экономики, направленной на улучшение инвестиционного климата для отечественных и зарубежных предпринимателей, сокращение государственных расходов, активизацию частного сектора, дальнейшую приватизацию государственной собственности.
Так, лидер «русской» партии «Наш дом Израиль» (НДИ), депутат Кнессета Авигдор Либерман заявил, что одобряет намерение правительства сократить бюджет на пять миллиардов шекелей. «Он также призвал главу правительства Ариэля Шарона сократить бюджет не на пять, а даже на десять миллиардов шекелей, но не за счет населения, путем урезания социальных пособий и введения дополнительных налогов, а главным образом за счет поощрения частных инвестиций.
Вместе с тем ряд израильских экономистов считает, что предпринимаемые ныне правительством непопулярные меры необходимы. Они полагают, что правительственные ведомства, такие как министерство финансов, налоговое управление, а также другие компетентные структуры должны наладить тесное взаимодействие с деловыми кругами страны через соответствующие общественные организации, в частности, Объединение промышленников, Федерацию торговых палат Израиля и др., в усилиях по выводу экономики страны из нынешней, во многом навязанной интифадой, кризисной ситуации. В частности, государство может установить контроль за ценами на важнейшие продукты и услуги, стимулировать рост занятости в частном секторе, поддерживать сферу «хай-тек», осуществлять инфраструктурные проекты с привлечением частного капитала.
Определенные меры в этом направлении уже предпринимаются. Так, в попытках преодолеть кризисную ситуацию в отрасли министерство туризма намерено инвестировать в развитие инфраструктуры отрасли 134 млн. шек. в течение ближайших четырех лет. При этом уже в 2002 г. на развитие инфраструктуры туризма предполагалось выделить 14 млн. шек. Адаптируясь к сложившейся сложной ситуации в туристическом комплексе страны, министерство планирует сократить за рубежом те его учреждения, которые не приведут к активизации туристического бизнеса в обозримом будущем, в частности сворачивая маркетинговую деятельность в Германии, Италии, Испании и Японии. Деятельность по привлечению туристов извне будет сосредоточена в трех направлениях: еврейские общины диаспоры; христианская общественность, испытывающая симпатии к Израилю; паломничество к истокам христианства. Что касается поддержки туристических предприятий Израиля, то уже выработаны условия предоставления им льгот и различных видов помощи. Это, в частности, выделение кредитов, частичное субсидирование муниципального налога, создание фонда маркетинга для отелей.
В июне должен был начать работать Фонд поддержки малых бизнесов с объемом капитала в 200 млн., шекелей – один из двух, образованных правительством при министерстве промышленности и торговли в июле 2001 г. Однако до июня 2002 г. оба фонда так и не начали функционировать из-за того, что не нашлось банка, который был бы готов работать с ними.
Правительство Израиля приняло экспериментальный план решения проблемы пособий по прожиточному минимуму, в рамках которого 14 тыс. чел. (речь идет о тех людях, чья зарплата не достигает минимальной планки в 3266 шекелей) будут направлены на курсы переквалификации. Сегодня количество израильских граждан, получающих пособие по прожиточному минимуму, достигает 150 тыс. чел. Стоимость проекта составляет около 80 млн. шек. Кроме оплаты стоимости обучения государство поможет слушателям также в частичной оплате содержания их детей в детских садах и компенсации транспортных расходов. Те, кто по окончании курса устроятся на работу по новой специальности, смогут получить также и другие дополнительные льготы. Комментируя данный план правительства, депутат Кнессета от партии Шинуй профессор Виктор Браиловский заявил: «Я от души приветствую такое решение и считаю, что время для него созрело уже давно. Чем бесконечно кормить людей рыбой, лучше снабдить их удочками и научить ловить ее самостоятельно».
В марте 2002 г. Министерство промышленности и торговли при содействии ОПИ провело кампанию, направленную на стимулирование покупки товаров отечественных производителей с целью их поддержки в нынешних кризисных условиях. На эту акцию было выделено 3 млн. шек. Она мотивируется тем, что объем импорта в тендерах, проводимых правительственными ведомствами и компаниями, достигает 2,5 млрд. долл. в год, то есть государство предпочитает покупать продукцию зарубежного производства, тратя при этом гигантские суммы на поддержку израильских предприятий, которые из-за отсутствия спроса на их товары оказываются на грани краха. Президент ОПИ Одед Тира отметил, что если бы в Израиле стали производить всего лишь 20% от нынешнего объема импортируемых потребительских товаров, то можно было бы трудоустроить 35 тысяч безработных.
Израильские экспортеры получат денежную помощь в размере 50% от суммы расходов по сбыту продукции, но эта сумма не должна превышать 200 тыс. долл. Такое решение принял фонд поощрения сбыта израильской продукции за границу при министерстве торговли.
На фоне наблюдаемых ныне антиизраильских настроений и связанного с ними бойкота израильской продукции на рынках мусульманских и некоторых европейских стран Министерство иностранных дел Израиля развернуло в странах Европы широкую пропагандистскую кампанию, которая направлена против бойкота европейским рынком товаров израильского производства. Она уже дает определенные результаты.
Например, из МИД Дании было получено официальное письмо, в котором датское правительство гарантирует, что будет пресекать попытки бойкота товаров из Израиля на территории своей страны. Президент Германской ассоциации промышленников Людольф фон Вартенберг при встрече с израильской делегацией во время ее визита в Берлин в мае 2002 г. сообщил, что ни одна германская компания не объявила Израилю бойкот, все заключенные соглашения неукоснительно выполняются. Сообщила о возобновлении закупок израильской сельскохозяйственной продукции и Норвегия, отказывавшаяся ранее по политическим причинам закупать израильский картофель. Объем пищевой продукции, закупаемой Норвегией у Израиля, восстановится до величины, предшествовавшей бойкоту.
Лояльность по отношению к Израилю проявляют президенты торгово-промышленных палат (ТПП) 40 стран Европы. Это было продемонстрировано на прошедшем в октябре 2002 г. в Антверпене экономическом конгрессе, где Кристоф Лайтель, глава организации «Еврочэмберс», объединяющей 1500 ТПП, 15 миллионов бизнесменов и 100 млн. трудящихся Европы, от ее имени выразил поддержку Израилю в его борьбе с террором и в усилиях по выводу национальной экономики из нынешней сложной ситуации.
Как отмечает израильский экономист профессор Анатолий Поляк, «на международные займы Израилю сейчас трудно рассчитывать, но возродить традицию частных еврейских пожертвований, прежде всего из Северной Америки, в данной ситуации – самое время». В этом контексте следует отметить визит в Израиль по линии израильского МИД в июне 2002 г. американской делегации, ставящей своей целью распространение в США, главным образом среди бизнесменов еврейского происхождения, израильских ценных бумаг (ориентировочный объем покупок – 1,5 млрд. долл.). Американское объединение еврейских общин (UJC), представляющее 189 еврейских федераций и 400 независимых общин Северной Америки, мобилизовало 119 млн. долл. в рамках кампании по сбору средств для Израиля, начатой 8 апреля 2002 г.
Меры по мобилизации американских и иных финансовых ресурсов в помощь Израилю имеют ныне, как и ранее, большое значение и должны опираться, по мнению израильских экспертов, на соответствующую программу действий. Она должна быть скоординирована израильскими министерствами финансов, иностранных дел и другими заинтересованными учреждениями, как государственными, так и общественными, с Всемирным еврейским конгрессом, американскими сионистскими организациями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6