Проблема предполагаемого дальнейшего увеличения ущерба израильской экономике связана также и с ожиданиями возможного удара США по Ираку (в ходе санкционированной ООН в ноябре 2002 г. проверки наличия у него оружия массового поражения) и зависящего от него обещанного Саддамом Хусейном ответного ракетного обстрела территории Израиля. Как известно, во время войны в Персидском заливе в начале 1991 г. экономическая жизнь в Израиле после обстрела его территории иракскими ракетами «Скад» фактически замерла на несколько месяцев. Памятуя об этом, в нынешних условиях многие иностранные заказчики израильской продукции уже сегодня загодя ищут возможные альтернативные рынки. Поэтому, если нападение США на Ирак состоится, это наверняка скажется негативным образом на состоянии израильской экономики.
Кроме прямого и косвенного экономического ущерба наблюдается увеличение расходов на обеспечение безопасности. Из-за интифады расходы на содержание силовых ведомств (армия, полиция, пограничная служба и др.) возросли в 2001 г. на 4,9 млрд. шек. (рост на 4,2% по сравнению с 2000 г.). Это было вызвано необходимостью дополнительных затрат на развитие производства отдельных видов оружия и боевой техники для ЦАХАЛа, потребностью приоритетного финансирования войсковых и полицейских формирований в зонах прямого противостояния с ПА и «Хизбаллой» (на границе с Ливаном), а также дополнительных расходов на проведение кампаний призыва на военную службу резервистов. С учетом непрекращающихся террористических актов палестинских боевиков против Израиля прогнозировался дальнейший рост этих расходов до конца 2002 г. на 13,2% по сравнению с 2001 г., несмотря на предложенную правительством программу жесткой экономии и сокращения государственных расходов, в том числе и на оборону.
Сектор малого и среднего бизнеса в Израиле является главным рычагом экономического развития страны, создания рабочих мест и одним из основных источников пополнения госбюджета. До начала интифады в Израиле насчитывалось 350 тысяч малых предприятий – 98% от общего количества предприятий в стране, на которых было занято 60% всего трудоспособного населения. Финансовые поступления от этого предпринимательского сектора составляли около 60% государственного бюджета. Вместе с тем именно этот сектор наиболее болезненно реагирует на политические и социально-экономические последствия интифады. Многие предприятия, в особенности те, чей бизнес связан со сферой услуг, торговлей и туризмом, несут значительные убытки. Это привело к резкому сокращению числа малых предприятий. Только за первое полугодие 2002 г. закрылось 30 тыс. таких компаний. Всего за 18 месяцев с начала интифады прекратили свою деятельность около 30% малых и средних хозяйственных единиц. Это привело, как следствие, к существенному снижению финансовых поступлений из сектора малого и среднего бизнеса в государственную казну и заметному росту безработицы.
Значительные убытки потерпела внутренняя торговля. Израильский «праздник потребления» закончился в 2001 г. В 2000 г. уровень потребления на душу населения (качество жизни среднего израильтянина) вырос на 4%, тогда как в 2001 г. его рост еле достиг 0,6%. Покупки новых автомобилей сократились на 10,5%. Объем покупок бытовой электротехники и электроники упал на 10% (после резкого 17%-ного роста в 2000 г.) Атаки террористов вызвали у населения боязнь посещать общественные места. Торговые кварталы и ряды, предприятия общественного питания, увеселительные заведения уже давно не заполнены так, как в недалеком прошлом. Если объем продаж в учреждениях розничной торговли в 2000 г. вырос на 20%, то в 2001 г. его рост вовсе не наблюдался.
Напряженная внутриполитическая ситуация, боязнь и постоянное ожидание все новых террористических актов, неуверенность в завтрашнем дне повлекли за собой повышенную активность израильского населения в сфере страхования, где существенно возросли объемы страхования жизни, имущества, экономических рисков и т.п. В связи с этим на фоне общего экономического спада деятельность страховых фирм выглядит довольно успешной. Самые большие доходы среди 12 крупных страховых компаний, действующих в Израиле, отмечались у страховой компании «Клаль». Они равнялись 1,48 млрд. шек. – рост на 9,1% по сравнению с 2000 г. На втором месте – страховая компания «Мигдаль ахзакот» с доходом в 1,41 млрд. шек. На третьем месте – компания «Арэль» с доходом 1,01 млрд. шек.
По данным Банка Израиля, опубликованным 20 июня 2002 г., в апреле денежные активы населения, привязанные к доллару (облигации, сберегательные программы и банковские вклады) выросли почти на 10 млрд. шек. и составили 179,7 млрд. шек. Этот рост эксперты связывают с девальвацией (падением курса по отношению к доллару) шекеля и возобновлением инфляционного процесса. В то же время активы, не привязанные к иностранной валюте (наличность, краткосрочные вклады), сократились на 5 млрд. шек. и составили в апреле 2002 г. 356 млрд. шек. Также уменьшились почти на 4 млрд. шек. активы населения, играющего на бирже, и достигли в апреле 185 млрд. шек.
Эти данные свидетельствуют о том, что в связи с нестабильной экономической ситуацией израильтяне опасаются инвестировать средства в экономику страны и предпочитают вкладывать деньги за границу. В апреле, например, израильские зарубежные инвестиции выросли на 5,82 млрд. шек. и достигли небывалой суммы в 94,95 млрд. шек. За первые четыре месяца 2002 г. эти инвестиции увеличились на 22,07 млрд. шек. или почти на треть. За семь месяцев 2002 г. частные лица перевели за пределы Израиля около 1 млрд. долл. при 380 млн. долл. за каждый из двух предшествующих годов, что свидетельствует о растущем «бегстве капиталов» из Израиля.
Влияние частного сектора на деловую активность, помимо растущей утечки средств из Израиля, подорвано также сокращением роста иностранных инвестиций в израильскую экономику по причине связанных с интифадой экономических рисков. Если в конце 90-х годов иностранные инвестиции потоком устремились в страну и составили в 2000 г. 11,3 млрд. долл., то за первые восемь месяцев 2002 г. – всего лишь 4,4 млрд. долл. Иностранные инвесторы (например, туристские агентства) ищут более спокойные места для своих капиталовложений. С начала интифады иностранные инвесторы изъяли 1,2 млрд. шек. с Тель-Авивской фондовой биржи. Прямые инвестиции в израильскую экономику (заводы, бизнес, недвижимость) также упали в 2001 г. на 33% до 3 млрд. долл.
Пожалуй, единственной сферой, которая не снизила свои показатели, оставались путешествия израильтян за границу. В 2001 г. в зарубежных поездках побывали 3,6 млн. жителей Израиля – рост на 1% по сравнению с 2000 г. В первом квартале 2002 г. за границей побывало 664 тыс. израильтян, что на 3% выше по сравнению с данными аналогичного периода 2001 г.
Безработица. В Израиле в 2001 г. число работников, получающих жалованье в реальном секторе, уменьшилось на 56 тыс. чел. по сравнению с 2000 г. и достигло к концу 2001 г. 1,62 млн. чел.
Число безработных в 2000 г. составляло 40 тыс. чел., тогда как в 2001 г. оно достигло рекордной величины в 260 тыс. чел. По данным ЦСУ Израиля, опубликованным в августе 2002 г., в конце первого полугодия 2002 г. уровень безработицы достиг 275 тыс. чел. – 10,6% работоспособного населения. К концу 2002 г. он дойдет до отметки в 300 тыс. чел. (10,7%). Сейчас Израиль практически догнал страну с традиционно высокой безработицей – Испанию (где во втором квартале 2002 г. она составила 11,5%), занимающую одно из первых мест по этому печальному показателю среди промышленно развитых стран. Эксперты Министерства финансов оценивали, что к концу 2002 г. уровень безработицы в Израиле превысит 11%, тогда как независимые аналитики считают, что он достигнет 13%, поставив страну на грань «социальной катастрофы».
Однако и для официально имеющих работу израильтян условия труда и его оплаты различны в зависимости от формы собственности предприятий, на которых они трудятся. По сути, в экономике Израиля ныне существуют два абсолютно не связанных между собой сектора – частный и государственный. Первый испытывает серьезные трудности в условиях кризиса, второй функционирует как бы вне сегодняшних политических и экономических реалий, выплачивая высокие и постоянно растущие заработные платы и принимая на работу новых служащих.
В частном секторе в нынешних условиях экономического кризиса все чаще применяется отправка работников в принудительный неоплачиваемый отпуск, снижаются размеры вознаграждения административных и инженерно-технических работников, находящихся на окладе. В общественном же секторе, наоборот, растет число оплачиваемых нерабочих дней даже по поводу второстепенных праздников и памятных дат. Экономика страны несет существенный ущерб из-за участившихся забастовок работников государственных учреждений. Несмотря на объявленное замораживание штатов, численность сотрудников государственных учреждений и компаний продолжает расти. Парадоксально, но факт: число наемных работников в общественном секторе увеличилось в течение первого квартала 2002 г. на 4,2%. В то же время число занятых в частном секторе сократилось на 1,2%. В промышленности этот показатель снизился на 6,7%.
По утверждению министра финансов Израиля Сильвана Шалома, каждый процент экономического роста добавляет в стране 20 тыс. рабочих мест. Принимая во внимание запланированный правительством показатель экономического роста к концу 2002 г. в 2% и прогнозируемый многими авторитетными израильскими и международными организациями (Банк Израиля, Объединение промышленников Израиля – ОПИ, Международный валютный фонд и др.) 1%-ный и даже нулевой экономический рост, сокращение безработицы на 10–15 тыс. чел. представляется нереальным на фоне ожидаемого увеличения числа безработных к концу года до примерно 300 тыс. чел. Это свидетельствует об отсутствии в стране продуманной долгосрочной программы обеспечения занятости населения.
Заработная плата. По данным ЦСУ Израиля, только за семь месяцев 2002 г. средняя заработная плата наемных работников общественного и частного секторов экономики сократилась на 4,5% по сравнению с 2001 г.
Уровень зарплаты руководителей предприятий за прошедшие два года после начала интифады снизился на 5,5%. Расходы на зарплату директора компании в государственном секторе составляли в среднем 113 тыс. шекелей в месяц. В частном секторе 52,9% директоров получают менее 50 тыс. шекелей и только 15,8% – свыше 100 тыс. шекелей в месяц.
По данным ЦСУ Израиля, средняя зарплата «брутто» в народном хозяйстве в апреле 2002 г. уменьшилась по сравнению с предыдущим месяцем на 378 шекелей и составила 6826 шекелей. Относительно высокий заработок отмечался в банках и страховых компаниях (12256 шекелей) и в органах местной власти (9651 шекель). Заработки в сельском хозяйстве составляли в среднем 4189 шекелей. В строительстве зарабатывали в среднем 6067 шекелей, в сфере просвещения – 5364 шекеля. Меньше всех в апреле зарабатывали работники сферы питания и гостиничного бизнеса – их средняя зарплата составила 3459 шекелей. Средняя зарплата по всем отраслям промышленности находилась в апреле на уровне 8723 шекеля.
Инфляция. Продолжается рост инфляции. Индекс стоимости жизни только в июле 2002 г. повысился на 0,6%, угрожая тем самым уровнем годовой инфляции выше 7%. Объединение профсоюзов Гистадрут объявило 12 августа 2002 г. трехчасовую предупредительную забастовку, которая практически парализовала работу предприятий госсектора страны и сигнализировала о растущей в обществе социальной напряженности в связи с ростом цен. Гистадрут требовал возобновления достигнутого полгода назад соглашения о частичной индексации заработной платы в зависимости от роста инфляции, угрожая более масштабной забастовкой в сентябре, если требования рабочих не будут удовлетворены.
Израильские исследовательские организации и МВФ прогнозировали годовой уровень инфляции к концу 2002 г. в пределах 6,2–7,0%. В то же время управляющий Банком Израиля Давид Кляйн в октябре 2002 г. завил, что инфляционные ожидания на ближайшие 12 месяцев повысились с 2,5% до 3,5%; этот рост в общем укладывается в контрольные цифры правительства по инфляции на 2003 г. (1–3%). Однако многие эксперты находят подобную оценку слишком оптимистической, исходя из реальной динамики цен с сентября 2001 г. по сентябрь 2002 г. включительно. За этот период цены выросли (в %): на массовые продукты питания – на 5–15; на бензин – около 15; на электроэнергию – около 20; на воду – около 10; на лекарства – около 8; на услуги общественного транспорта – на 5; на услуги банков – около 8. Кроме того, наблюдается постоянное снижение качества продуктов и услуг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6