Рефераты. Последствия интифады "Аль-Акса" для экономики Израиля

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство испытывает трудности в связи с оттоком палестинских рабочих, что требует их замены в растущих масштабах рабочими из Таиланда и Китая. В 2000 г. в Израиль легально въехали 52,2 тыс. иностранных рабочих, в 2001 г. – уже 74,4 тыс., т.е. их число выросло на 44%. Наличие иностранных рабочих в Израиле оценивается цифрой в 250–300 тыс. чел., что эквивалентно количеству безработных израильтян, причем многие из рабочих-иностранцев не имеют разрешения на работу. Ныне в израильском сельском хозяйстве трудятся 3000 иностранцев, незаконно находящихся в Израиле. Из-за них задерживается легальный приезд в страну 28 тыс. новых работников, в которых нуждаются земледельцы, и которых им разрешило нанять правительство. Министерства финансов, труда и внутренних дел до настоящего времени так и не сумели реализовать свои намерения сократить число иностранных рабочих.

Внешняя торговля, международное экономическое сотрудничество. В 2000 г. израильский экспорт вырос на 24%. В 2001 г. он упал на 13,2%. Во втором квартале 2002 г. объем промышленного экспорта (без учета продукции алмазного бизнеса) сократился на 2,5% по сравнению с показателями первого квартала, вернувшись, таким образом, к показателям конца 2001 г. Среднемесячный уровень промышленного экспорта в первом полугодии 2002 г. ниже средних показателей за 2001 г. Снижение объемов экспорта во втором квартале года объясняется сокращением экспорта продукции высокотехнологического сектора отечественной промышленности. В денежном выражении экспорт в период с января по июнь 2002 г. включительно составил 9,2 млрд. долл. При этом основная его доля приходилась на страны ЕС (31%), на втором месте США (30%). На третьем – страны Азии (14%). Израильский экспорт в арабские страны в результате кампании бойкота сократился с января по апрель 2002 г., по данным Института экспорта Израиля, на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 21,3 млн. долл.

Объем израильского импорта в первом полугодии 2002 г. несколько увеличился по сравнению с 2001 г. и достиг 13 млрд. долл. Главным поставщиком является Европейский Союз (ЕС) – 40% от общего объема импорта, затем США – 24%. (Поставки из США возросли на 18,2% в среднегодовом исчислении). На третьем месте – страны Азии – 14%. Тем не менее, несмотря на этот относительно небольшой прирост импорта, ожидается, что к концу 2002 г. импорт сократится на 2,8%. Торговый дефицит увеличится до 3,5 млрд. долл. по сравнению с 1,9 млрд. долл. в 2001 г.

Программа экономических реформ. В попытках переломить инфляционные тенденции, могущие повлечь за собой повышение процентных ставок на иностранные займы, правительство Шарона еще в начале апреля объявило программу мер строгой экономии. В конце апреля 2002 г. оно приняло так называемую «Программу оздоровления экономики», предложенную министром финансов Сильваном Шаломом и предусматривающую существенные сокращения госбюджета – на 5 млрд. шек. при одновременном увеличении на 5–8 млрд. шек. доходной части за счет налогов.

Основной целью программы является преодоление негативных тенденций спада в народном хозяйстве страны, стабилизация экономики. В качестве инструментов для достижения этой цели предлагается: сокращение доли общественного сектора и дальнейшая приватизация (в частности, таких крупных государственных субъектов, как известная авиакомпания «Эль Аль»); проведение радикальных реформ на рынке труда и капитала, в производственной сфере; продолжение антиинфляционной политики.

Программа, в частности, предусматривает:

– повышение налога на добавленную стоимость (НДС) на 1% до 18%;

– повышение цен на бензин и табачную продукцию на 10%;

– повышение размера максимальных отчислений в больничные кассы и в счет налога на здравоохранение до 50 тыс. шек.;

– равномерное сокращение расходов государственных министерств и ведомств на 3%;

– сокращение на 25% размеров пособий на детей, чьи родители не проходили армейскую службу (в основном ультрарелигиозные евреи и арабы);

– сокращение размера пособий по безработице и пособий по достижению прожиточного минимума (эта мера рассматривается как стимулирующая к выходу на работу. Право на такие пособия получат граждане, достигшие 21 года. Сейчас им пользуются 18-летние граждане);

– ужесточение правил предоставления пособий по безработице и по старости. Речь идет, в первую очередь, о пожилых людях, имеющих дополнительные источники дохода;

– сокращение заработной платы министров и депутатов Кнессета на 5–10%;

– замораживание уровня зарплаты в госсекторе посредством принятия соответствующего закона;

– сокращение на треть налоговых льгот, которыми пользуются сегодня жители поселений, а также районов Негева и Галилеи.

Министерство финансов также предложило ввести единовременный 5-процентный военный налог на доходы населения и поставило вопрос о введении налога на доходы от сдачи жилья и о сокращении списка субсидируемых лекарств.

Предложенный кабинетом проект экономических мер вызвал оживленные политические дискуссии в стране.

На заседании Кнессета 29 апреля 2002 г. министр строительства Натан Щаранский в качестве одной из возможных областей сокращения государственных расходов назвал непомерно раздутые зарплаты высокопоставленных чиновников госсектора, включая министров и депутатов Кнессета.

В соответствии с этим предложением депутаты фракции «Исраэль ба-Алия» – министр строительства Натан Щаранский, заместитель министра абсорбции Юлий Эдельштейн, Марина Солодкина и Геннадий Ригер передали 5% своей месячной зарплаты представителям Фонда за безопасность Израиля (ЛИБИ) и Союза помощи военнослужащим Израиля. Депутаты подчеркнули, что добровольные пожертвования будут продолжаться ежемесячно до тех пор, пока Кнессет не примет решение о сокращении заработной платы парламентариев и министров. «Депутаты могут убедиться на нашем примере, что можно отказаться от пяти процентов зарплаты и не умереть с голоду», – отметила председатель фракции Марина Солодкина.

Депутаты этой фракции предложили также пересмотреть систему льгот и преференций отдельным категориям населения в сторону их сокращения. Так, например, согласно существующему порядку, семья работников электрической компании «Хеврат-хашмаль» получает бесплатно 24 тыс. кВт электроэнергии в год. Для сравнения: потребность в электроэнергии среднестатистической израильской семьи составляет 6798 кВт в год, высокообеспеченной семьи – 12,524 кВт в год. В соответствии с указанной инициативой депутатов руководство компании рассматривает возможность существенного ограничения бесплатного пользования электроэнергией для своих работников.

Выступая на экономическом форуме в Иерусалиме, министр финансов Сильван Шалом сообщил, что военный бюджет будет сокращен на сумму около 3 млрд. шек., тогда как оборонное ведомство запросило о дополнительных ассигнованиях на сумму 4 млрд. шек. Он также заявил, что «государство не может мириться с ситуацией, когда в стране наряду с трехстами тысячами безработных находятся 350 тысяч гастарбайтеров», и пообещал пересмотреть критерии получения социальных пособий. И действительно, бюджет 2003 г., принятый кабинетом 30 июля, предусматривает сокращение расходов, преимущественно на оборону и социальные пособия бедным слоям населения и безработным. Так, например, доход среднестатистической израильской семьи в результате принятия Кнессетом чрезвычайной экономической программы уменьшится на 1000 шекелей в месяц.

Налоговая политика. Ожидаемые к концу 2002 г. убытки от интифады в размере 8,5% ВВП приведут к потере 14 млрд. шек. налоговых поступлений и увеличат бюджетный дефицит. С учетом этого обстоятельства, руководство страны предприняло ряд мер, направленных на дальнейшие бюджетные сокращения и взимание новых налогов.

В июне 2002 г. правительство в целом одобрило рекомендации так называемой комиссии Яира Рабиновича (налоговое ведомство Израиля) по налоговой реформе, с последующей передачей проекта в Кнессет для доработки в согласительной комиссии. Основная идея реформы: снижение налоговой нагрузки на труд при введении налогообложения операций с капиталом.

Ныне около 40% израильских граждан освобождены от уплаты налога. Наиболее обеспеченные израильтяне несут вполне приемлемое налоговое бремя. Они до сих пор не платили налог с капиталовложений. Основной груз налогов приходится на представителей средних слоев населения. Реформа призвана облегчить эту нагрузку, по возможности справедливо перераспределив ее на другие группы населения.

Основные новшества – налогообложение рынка капитала, биржевых операций, банковских вкладов и сберегательных программ; налогообложение доходов, полученных израильтянами в любой точке планеты; постепенное, рассчитанное на несколько лет снижение подоходного налога на заработки работающих по найму. Основные послабления коснутся среднеобеспеченных слоев населения: речь идет о зарабатывающих от 18 до 35 тыс. шек. брутто в месяц. В 2008 г. все они будут получать больше в пределах до 19% за счет снижения налогов.

Рекомендации комиссии Рабиновича в основном предусматривают следующее:

– 15-процентный налог на реальную прибыль от вкладов и программ, привязанных к индексу цен и доллару, 10-процентный налог на номинальную прибыль от шекелевых программ и вкладов;

– в 2003 г. будет взиматься однопроцентный налог с оборота на сумму, полученную от продажи акций и ценных бумаг. С 2004 г. реальная прибыль от биржевой игры будет облагаться 15-процентным налогом (с учетом компенсации ущерба);

– налогообложение прибыли с капитала (биржа, вклады и сберегательные программы) не будет иметь обратной силы, а распространяется на прибыль, полученную только после объявленной даты введения соответствующих налогов. (Это обстоятельство очень важно, так как многие израильтяне опасались потерять часть прибыли от открытых ранее программ вкладов);

– краткосрочные облигации начнут облагаться налогами только с 2004 г.;

– налог на прибыль с биржевой игры не будет взиматься с новых репатриантов в течение 20 лет с момента их приезда в страну. Не будут облагаться налогом и компенсации из Германии;

– иностранные инвесторы и иностранные граждане освобождены от налога на прибыль, как это принято во всем мире;

– налогообложение рынка капитала будет носить прогрессивный характер. Семья, глава которой получает зарплату в размере 4000 шек. в месяц, получит освобождение от налога на сумму в 5000 шек. в год. Аналогичное освобождение получат и лица пенсионного возраста: прибыль от программ в объеме 5000 шек. в год не будет облагаться налогом;

– с переходом на персональную систему налогообложения израильтяне начнут платить налог со всех без исключения доходов, полученных в стране и за ее пределами. Что касается иностранных граждан, то налог будет взиматься только с доходов, полученных ими в Израиле;

– вводится 10-процентный налог на прибыль от вкладов израильских граждан в иностранных банках. Налог на дивиденды достигнет 25% – именно такой налог на дивиденды взимается в Израиле. Доходы от сдачи в аренду квартиры, находящейся в иностранном государстве, будут облагаться 15-процентным налогом (за вычетом амортизации).

Налоговую реформу предполагается начать в 2003 г. и завершить в 2008 г. По подсчетам комиссии Рабиновича, в результате налоговых послаблений реальная зарплата (то есть нетто) возрастет на сумму от 40 шек. для получателей наиболее низких зарплат до 2660 шек. для среднеобеспеченных трудящихся.

В отличие от предложений предшественников (Шохата, Неэмана, Бен-Басата) рекомендации Рабиновича представляются более адресными, дифференцированными по объектам налогообложения, размерам доходов, а также по времени реализации налоговых мер. Сторонники предложений комиссии Рабиновича отмечают тщательность их проработки, тогда как оппоненты указывают на трудность их практического применения, чрезмерную длительность намеченного периода внедрения реформы: лишь в 2008 г. предполагается снизить максимальную ставку подоходного налога (с начислениями на социальное и медицинское страхование) до 49% вместо нынешних 60%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.