Рефераты. Политика ЕС по отношению к Белоруссии и Украине

Новым направлением для иностранных инвестиций становятся подразделения производственной и рыночной инфраструктуры, особенно создание системы современных телекоммуникаций. По оценкам правительственных экспертов, в предстоящее десятилетие потребуется почти 9,6 млрд. долл. инвестиций, в том числе 2,3 млрд. в ближайшие два года. Эти средства необходимы для создания международной магистральной оптоволоконной линии связи ТАЕ (по трассе украинской части Великого шелкового пути).

В 1992 г. была создана первая совместная компания "УМС" ("Украинская мобильная связь") с участием германского, голландского и датского капиталов. В первые три года деятельности она вложила 72 млн. долл. в создание единой системы связи всех областных центров и автомагистралей республики. С переходом на новый стандарт появилась другая совместная фирма "Голден телеком" с участием американской компании "Джи-Ти-Сей", которая инвестировала около 50 – 60 млн. долл. После приобретения фирмы "Совам телепорт Киев" она получила возможность создать на Украине первую общенациональную цифровую сеть[103].

Затем возникла еще одна совместная компания "Украинские радиосистемы" (с участием американской "Моторолы"), которая объявила о намерении вложить 500 млн. долл. Но украинский инвестиционный климат оказался довольно неблагоприятным. Возможности деятельности для иностранных фирм резко ухудшились (была существенно повышена плата за лицензии, за право использования радиочастот и пр.). Некоторые совместные фирмы вынуждены были прекратить свою деятельность (например, с участием американской "Моторолы").

В рыночной инфраструктуре все большее значение приобретает банковский сектор. Согласно отдельным публикациям, в стране уже действует свыше 15 банков с иностранным капиталом. Их собственность оценивается в 30 – 32 млн. долл., что составляет около 4 – 5 % общей суммы банковских капиталов. Среди них выделяются имеющие собственные дочерние подразделения (например, швейцарский «Свис креди», французский «Креди лионне», голландско-британский «ИНГ-Бэрингс» и др.).

Но преобладает все же стратегия создания совместных банков или приобретения значительного пакета акций в украинских банковских объединениях. Так, например, в Украинском инвестиционном банке участвует также голландский банк "Меес Пирсон". В Киевском инвестиционном банке более половины всех акций (51 %) у ЕБРР (совместно с рядом других иностранных банков). Он же владеет и 17 % акционерного капитала крупнейшего национального банка "Украина". Кстати, этот банк совместно с американской "Эй-Ай-Джи" создал совместное страховое общество. Доля иностранных прямых инвестиций в финансово-кредитную сферу Украины в целом превышает 8,5 %, что равно всем иностранным вкладам в металлообработку и машиностроение республики[104].

Таким образом, Украина предпринимает огромные усилия для повышения своей инвестиционной привлекательности. Регулярно проводятся международные форумы (первый состоялся в Вене 26 – 28 февраля 1996 г.), заседания "круглого стола" (при содействии ЮНИДО), Консультативного совета по вопросам иностранных инвестиций при президенте и т.п. Они посвящены не только анализу условий эффективного вложения капиталов, но также отбору наиболее перспективных инвестиционных проектов. С этой целью создается более благоприятное налоговое законодательство, упрощается система регистрации иностранных компаний, разрабатываются новые формы льгот для предпринимательской деятельности. Как заявил один из руководителей международной консалтинговой группы "Артур Андерсен", "Украина – богатое государство и здесь большие возможности для размещения капиталов"[105].

Однако западные экономисты называют среди причин незначительного притока иностранных прямых инвестиций прежде всего слабое развитие рыночной инфраструктуры, среднего и малого предпринимательства. Группа немецких экспертов (из "Дойче банк рисёрч") изучала в Киеве в течение двух с половиной лет состояние экономики. Они пришли к выводу, что важнейшей проблемой остается необходимость "трансформации крупных государственных многопрофильных предприятий в специализированные конкурентоспособные общества средних размеров"[106].

Большинство украинских экспертов полагает, что такое положение сложилось в результате общественно-экономической нестабильности в стране. Она отражалась в постоянном противоборстве между исполнительной (президентской) и законодательной властями. Большинство правительственных инициатив по привлечению иностранного капитала Верховная Рада сводила на нет. Другой важнейший момент связан с позицией финансово-промышленной олигархии (на Украине их именуют "политическими холдингами"), которая еще недостаточно четко определилась в своих ориентациях. Она по-прежнему заинтересована в сохранении "государственного патернализма", устранении какой-либо иностранной конкуренции для своих неконкурентоспособных предприятий.


2.3 Перспективы в развитии отношений ЕС и Украины


В последние два года крупные иностранные инвесторы обходили стороной украинскую экономику. Но Украина всегда была своего рода "любимчиком" МВФ. В сентябре 1998 г. для нее была открыта трехлетняя программа кредитования (на сумму в 2,2 млрд. долл.). Однако уже в 1999 г. МВФ приостановил ее реализацию из-за невыполнения страной согласованной программы приватизации.

После парламентских и президентских выборов (в 1999 г.) новое правительство во главе с бывшим председателем Национального банка В. Ющенко, который считается на Западе "устойчивым рыночником", готово приступить к консолидации финансовой системы, довести до конца приватизацию и земельную реформу. Украина была намерена, по заявлению президента Л. Кучмы, приступить к конкретным рыночным преобразованиям, иначе не будет притока иностранных прямых инвестиций[107].

МВФ заявил о существенном прогрессе в области реформирования и вскоре возобновит кредитование республики. Всемирный банк предоставил очередной кредит, поскольку Украина вступает в полосу "жестких экономических реформ".

Среди основных стран-экспортеров капитала достаточно четко выделяется первая пятерка (на октябрь 2006 г.): США (570,6 млн. долл.), Нидерланды (297,8 млн.), Россия (288,1 млн.), Германия (240,5 млн.) и Великобритания (238,5 млн.). Сравнительно "скромное инвестиционное присутствие" корпораций США в условиях особого "стратегического предпочтения" объясняется просто.

Как отмечалось в германском издании "ФВД-ГУС републикен", "американская администрация стремится преодолеть недостаточно благоприятный климат путем предоставления финансовой помощи, масштабы которой зависят от прогресса в этой области". Украинское руководство пытается убедить США, что страна нуждается не столько в "финансовой помощи" (ежегодно около 195 – 225 млн. долл.), сколько в притоке частных прямых инвестиций, с которыми связано поступление новой технологии и менеджмента. Американский посол на Украине в ноябре 1998 г. официально уведомил, что сенат США может не рекомендовать американским фирмам вкладывать ресурсы в украинскую экономику[108].

Германская стратегия по отношению к Украине ориентирована, по образному определению немецкого журнала "Шпигель", на "создание своеобразного Гонконга в преддверье ФРГ". Прежде немецкие компании активно осваивали южно-европейский регион (Испанию, Португалию, Грецию), теперь наступила очередь республик постсоветского пространства, среди которых ключевая роль отводится Украине. Неслучайно разработка основных концепций хозяйственных реформ осуществляется в тесном взаимодействии с германскими экспертами.

В ноябре 2003 г. Германия приступила к созданию на Украине научно-исследовательского института (группа немецких экспертов-консультантов там уже работает). Следует отметить, что для инвестиционной активности германских компаний на Украине существуют особые объективные предпосылки. В сфере формирования эффективной обрабатывающей промышленности они безусловные лидеры в современном мире.

Особое внимание на Украине уделяется реализации совместного управления, а не владения собственностью предприятия. Так, после трехлетнего перерыва в переговорах Украина предлагает новое решение проблемы финансирования всей системы магистральных газопроводов, проходящих по территории республики (их протяженность – 22,8 тыс. км, ежегодно прокачивается 206,6 млрд. куб. м газа, в том числе 131,6 млрд. куб. м газа в Европу). Предполагается создание совместного общества, которому будет передан в управление на 40 лет весь комплекс магистральных газопроводов. При этом контрольный пакет этого общества (50 % плюс одна акция) сохранится в собственности Украины, по 15 % получат два крупнейших международных концерна – "Газпром" и "Шелл" (остальные акции будут проданы на фондовой бирже).

Наиболее солидно российские инвестиции представлены в топливно-энергетическом комплексе. Компания "ЛУКойл" через свою дочернюю фирму "ЛУК-Синтез ойл" (совместно с английской "Синтез", которой принадлежит 40 % акций) приобрела контрольный пакет (51,9 %) Одесского НПЗ. Она активно создает собственную систему автозаправочных станций, особое внимание уделяя украинским аэропортам. Долгое время "ЛУКойл" вел переговоры о приобретении акций Херсонского НПЗ. Но в 2000 г. Украина приняла решение передать его в управление фирме "Казахойл", с возможной продажей в собственность 56 % акций (при участии российской "Группы альянс")[109].

Пятый по счету проект Евросоюза по снижению газовой зависимости от России в январе 2007 года стал предметом пристального внимания украинского руководства. Президент Виктор Ющенко в ходе своего визита в Румынию, а за ним премьер-министр Виктор Янукович в Турции в один голос заявили о намерении Украины принять участие в дорогостоящем энергетическом проекте. В Анкаре украинский премьер, в частности, подчеркнул: «Мы будем использовать все наши возможности и принимать участие в таких проектах, как «Набукко».

Украинские специалисты уже провели консультации с нефтегазовыми ведомствами Грузии, Турции, Азербайджана и Ирана по вопросу совместного участия в этом проекте. Газопровод протяженностью 3300 км, мощностью около 30 млрд. кубометров и стоимостью 5 млрд. долл. должен обеспечить поставки в Европу каспийской нефти через Турцию в обход России. Строительство трубопровода осуществляют ведущие газовые компании Турции, Австрии, Венгрии, Румынии и Болгарии. Менеджером проекта в августе 2005 года стал голландский ABN AMRO Bank, осуществивший расчеты капиталовложений учредителей. Австрийская государственная нефтегазовая корпорация OMV обязуется предоставить 35% общей суммы проекта, еще 20% составляют долгосрочные кредиты ABN AMRO. Остальные средства на строительство выделяют газовые компании стран-участниц.

Пока сложно сказать, как воспримут нового партнера – Украину – участники проекта. Но эксперты говорят о двух возможных сценариях: полная интеграция «Набукко» в газотранспортную систему Украины либо строительство перемычки между «Набукко» и украинской ГТС мощностью не более 10 млрд. кубометров. Первый вариант лишает газопровода Болгарию и Румынию, которые вряд ли согласятся остаться без газа. Второй вариант хотя и не такой масштабный, как первый, позволяет рассчитывать на диверсификацию поставок газа на Украину и снижение энергетической зависимости от российского «Газпрома». Впрочем, эксперты советуют не спешить с оптимистичными прогнозами. Во-первых, пока не известно, чей газ, по какой цене и в каких объемах будет прокачиваться по «Набукко». Во-вторых, создание конкурентного трубопровода ведет к появлению конкурентных потребителей, которые готовы покупать газ по заоблачным для Украины ценам. Например, Австрия уже заявила о готовности платить за среднеазиатский газ по 200 – 250 долл. за тысячу кубометров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.