Внешнеполитическая стратегия Белоруссии должна стать предметом квалифицированного анализа, в том числе с привлечением независимых экспертов, а не быть уделом только правительственных чиновников. В этой стратегии необходимо предусмотреть открытость для разнообразных вариантов, готовность к гибкому реагированию на изменения международной среды.
По настоянию советского руководства, Белоруссия (Белорусская ССР) в 1945 году вошла, наряду с СССР и Украинской ССР, в число первоначальных членов-учредителей ООН.
После распада СССР Белоруссия является членом следующих межгосударственных образований:
- Содружество независимых государств,
- Союзное государство России и Белоруссии,
- Организация договора о коллективной безопасности,
- Евразийское экономическое сообщество,
- Единое экономическое пространство,
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе,
- Программа НАТО «Партнёрство ради мира»,
- Североатлантический совет по сотрудничеству,
- Международный валютный фонд,
- Всемирный банк.
За последнее десятилетие белорусской дипломатии удалось выработать «четкие» внешнеполитические принципы, цели, приоритеты и задачи. Об этом 5 ноября 2003 года в Минске на круглом столе по вопросам развития и деятельности белорусской дипломатии во второй половине ХХ века заявил заместитель министра иностранных дел Белоруссии Александр Герасименко.
По его словам, основополагающими принципами внешней политики Белоруссии являются «прагматизм и многовекторность»[123]. В настоящее время страна признана 159 государствами мира, со 154 из них установлены дипломатические отношения. В Минске аккредитованы посольства 34 государств, в 46 странах мира действуют 52 белорусских дипломатических представительства. Белоруссией заключено более 2 тыс. международных договоров. «Белоруссия стала полноправным, активным и ответственным членом международного сообщества», – подчеркнул Герасименко. Он также заявил, что для внешней политики страны приоритетными являются отношения с Россией, ЕС, СНГ и США[124].
Характеризуя белорусско-российские отношения, Герасименко отметил, что в их основе лежит прагматизм, они лишены конъюнктурных соображений. По его мнению, противоречия, которые наблюдаются в нынешних взаимоотношениях Белоруссии и России, во многом вызваны тем, что партнеры остаются суверенными государствами. «Поэтому, продвигаясь по пути интеграции, наши подходы, особенно в экономической сфере, не всегда совпадают», – отметил белорусский дипломат[125].
3.2 Экономическое взаимодействие Белоруссии и ЕС
Экономика Белоруссии в такой же мере зависит от торговли с ЕС, как и с Россией; на долю каждого из этих торговых партнеров приходится около 40% ее экспорта. Режим испытывает раздвоенные чувства. С одной стороны, он ощетинивается против западных попыток изменить его политическую систему и жалуется на то, что ЕС его избегает, а с другой – он испытывает тревогу по поводу своей зависимости от России, которая 2 года назад на короткое время перекрывала поставки природного газа, противится приватизации промышленных предприятий, опасаясь, как бы российские олигархи не скупили главные белорусские компании, и знает, что западные инвестиции помогли бы его экономике. Поэтому у ЕС все-таки есть определенные рычаги влияния на Белоруссию.
Прекращение торговли, возможно, привело бы к дестабилизации режима, но оно также причинило бы страдания рядовым белорусам, чего ЕС вполне справедливо не желает. ЕС также дает деньги на дезактивацию белорусских земель после Чернобыльской катастрофы, на укрепление безопасности границ Белоруссии и на борьбу с наркотрафиком. Правительство Белоруссии довольно тем, что Брюссель финансирует проекты такого рода. Но ЕС в основном потерпел неудачу в оказании помощи белорусским неправительственным организациям (НПО), которые ставят своей целью укрепление гражданского общества. Установленные "Европейской инициативой по демократии и правам человека" (Commission's Initiative on Democracy and Human Rights) правила настолько сложны и негибки, что мало какие из НПО могут воспользоваться этой помощью. Они заявляют, что американские организации, например, Национальный фонд развития демократии (National Endowment for Democracy), куда лучше справляются с задачей снабжения деньгами тех, кого надо.
Белоруссия предлагает установить переходный период на 2-3 года для гармонизации нормативно-правовой базы торговых отношений со странами, которые с 1 мая 2004 г. станут полноценными участниками ЕС. Об этом сообщил заместитель министра иностранных дел Белоруссии Александр Михневич.
"Экономические потери Белоруссии от расширения ЕС достигнут 120 млн долл в год, если меры нетарифного регулирования на некоторые виды белорусских товаров автоматически начнут применять новые страны-участники", – заявил Александр Михневич. Европейская комиссия требует от стран-кандидатов денонсировать к моменту вступления в ЕС межправительственные договоры с Белоруссией, устанавливающие режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле. В то же время в торгово-экономических отношениях между Белоруссией и ЕС данный торговый режим уже де-факто применяется, отметил замминистра. По его словам, белорусская сторона рассчитывает получить от Евросоюза предложения о его политике по отношению к новым соседям.
Он также выразил мнение, что торговлю Белоруссии со странами ЕС необходимо выстраивать по правилам ВТО. "Если это антидемпинговые санкции, то давайте проводить расследование, давайте признавать Белоруссию страной с рыночной экономикой или хотя бы признавать это в отношении отдельных предприятий", - подчеркнул Александр Михневич[126].
По итогам 2005 года Евросоюз занимает второе место после России среди торговых партнеров Беларуси. Удельный вес ЕС во внешнеторговом обороте республики составляет 32 %. Впервые объемы белорусского экспорта в ЕС превысили объемы поставок белорусских товаров в Россию. За 4 месяца этого года товарооборот Белоруссии с ЕС по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 36,9 % и составил свыше 4,2 млрд. долл[127].
Есть три главных аргумента в пользу нормального сотрудничества между Белоруссией и Евросоюзом.
Первый — белорусский экспорт в Европу. За январь 2006 года страны ЕС купили белорусской продукции на $695,4 млн., что на 41% больше, чем в январе 2005-го, и составляет 51,9% стоимости всего белорусского экспорта. Основная статья экспорта — весьма востребованные в последнее время нефтепродукты. А рост стоимости белорусского экспорта обеспечивается, в основном, ростом цен на них.
Так, при росте производства химической и нефтехимической продукции Белоруссии всего на 8,2%, экспорт в основные страны-потребители этой продукции — Нидерланды и Великобританию (они скупают 31% всего белорусского экспорта) — вырос, соответственно, на 91,5% и 50,1%.
Примечательно, что даже заклятый враг режима Лукашенко — США — увеличили в январе 2006-го ввоз белорусской продукции аж на 153,9% (в основном, за счет импорта продукции предприятий черной металлургии), оставив далеко позади и Голландию, и Великобританию.
Второй аргумент в пользу нормальных экономических отношений с ЕС — белорусский импорт из Европы. За январь 2006 года Белоруссия купила европейских товаров на $252,9 млн. (это 18,9% всего белорусского импорта), что на 44% больше, чем в январе 2005-го[128]. Сумма, вроде бы, небольшая, но за год это — более миллиарда совсем не лишних для производителей ЕС евро.
Третий аргумент в пользу стабильности белорусско-европейских экономических отношений — это глубокая взаимозависимость экономик Белоруссии, Литвы, Латвии и отчасти Польши. Так, до трети бюджетов соседних балтийских республик формируется благодаря обслуживанию белорусской внешней торговли: транзит и организация морских перевозок товаров белорусского экспорта и импорта.
Торгово-экономическое сотрудничество со странами Евросоюза является одним из приоритетов международных связей Белоруссии, говорится в программе социально-экономического развития республики на 2006-2010 годы.
В документе отмечается, что "развитие интеграционных связей со странами вне СНГ будет направлено на завершение процесса присоединения к ВТО, активизацию сотрудничества с МВФ, Всемирным банком, МФК, ЕБРР с целью привлечения кредитов, займов, технической помощи для решения актуальных проблем развития экономики, углубление сотрудничества с ЕС"[129].
В частности, приоритетным направлением программа называет торгово-экономическое сотрудничество с новыми членами ЕС, обусловленное "их географической близостью и сложившимися взаимовыгодными связями, основанными на взаимных интересах, снятии дискриминационных мер, отмене ограничений торговли в отношении белорусских товаров".
Кроме того, предлагается сформировать "Общее европейское экономическое пространство" и в перспективе подписать соглашение о введении безвизового режима между Белоруссией и ЕС.
Так, 18 июля 2006 г. Белоруссия получила право беспошлинного ввоза на рынок ЕС 700 тыс. т калийных удобрений в год при условии соблюдения минимальной импортной цены (МИЦ).
В случае превышения этой квоты или несоблюдения МИЦ, а также в отношении других видов калийных удобрений, которые Беларусь не поставляет в ЕС, Совет принял решение установить адвалорную пошлину в размере 27,5 % от цены поставки за тонну.
Ранее Белоруссия могла беспошлинно поставлять и поставляла в 10 новых стран ЕС до 730 тыс. т хлоркалия в год.
Установленная новая квота в 700 тыс чуть меньше, но при этом Белоруссия получила возможность продавать удобрения во все 25 стран ЕС, притом, что ранее в страны ЕС действовала фиксированная антидемпинговая пошлина от 19,51 до 48,19 евро/т, в зависимости от вида удобрений.
Итог длившегося 15 месяцев антидемпингового расследования Еврокомиссии заключается в том, что Белоруссия получила возможность фактически беспошлинно ввозить до 1 млн. т калия в страны ЕС.
3.3 Перспективы в развитии отношений ЕС и Белоруссии
26 января 2006 на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) была принята резолюция, осуждающая ситуацию в Белоруссии накануне президентских выборов. Несмотря на активную поддержку российской делегации, Белоруссия вновь не получила статус специально приглашённой в Совет Европы (которого она была лишена в 1997), поскольку не выполнены четыре условия СЕ – расширение полномочий парламента, введение института уполномоченного по правам человека, пересмотр Избирательного кодекса и закона о печати[130].
ПАСЕ призвала ввести против Белоруссии режим международной изоляции, заключающийся в отказе предоставлять визы высокопоставленным белорусским государственным чиновникам и в то же время облегчить выдачу виз простым гражданам. Предложено было также заморозить все банковские счета и другие финансовые активы президента Александра Лукашенко и членов его окружения.
С 26 февраля 2006 на территории Белоруссии в преддверии президентских выборов начали работу независимые европейские теле- и радиостанции, финансируемые из бюджета ЕС и, соответственно, не контролируемые местными властями. Кроме того, независимый российский телеканал RTVi получил европейский грант на подготовку для белорусской аудитории ежедневной 30-минутной политической передачи. Все программы выходят на русском и белорусском языках.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15