Доля металлообработки и машиностроения в отраслевой структуре иностранных прямых инвестиций остается очень небольшой – около 8,5 – 9% (порядка 250 – 350 млн. долл.). Наиболее крупные капиталовложения сделал шведско-швейцарский электротехнический концерн "АСЕА-Броун-Бовери" ("АББ"). На базе трех совместных предприятий (в Киеве, Харькове, Ровно), на которых занято около 1,5 тыс. человек, концерн организовал производство современной электротехнической продукции[91].
Считается, что этот концерн достаточно успешно реализует собственную модель приспособления к существующим общественно-хозяйственным и правовым реалиям. К ним относятся и гибкая организационная автономия, интенсивное внедрение принципов западного предпринимательства и производственной культуры, формирование вертикальной интеграции производства на базе кооперации с местными продуцентами, проведение активного маркетинга на внутреннем и внешнем рынках. Особый акцент делается на поставки части комплектующих изделий на материнскую компанию (они обычно на 40 % дешевле), что обеспечивает более быстрый выход на мировые рынки.
Аналогичной "модели инвестирования" придерживаются и некоторые другие крупные зарубежные производители этого сектора. Это, например, шведская компания "Тетра-Пак", создавшая совместную компанию в Киеве для выпуск, упаковочных материалов; известный шведский шарикоподшипниковый концерн "СКФ", который приобрел контрольный пакет акций крупнейшего украинского предприятия в этой отрасли в Луцке и пр.
В других отраслях тяжелой индустрии условие для привлечения иностранных прямых вложений менее благоприятны. Инвестиционные потребности металлургии оцениваются в 7 млрд. долл., химической и нефтехимической – в 3,5 млрд. Иностранные капиталы в эти секторы имеют форму кредитно-финансового содействия. На таких условиях, например, австрийская "Фёст Альпине" модернизировала комбинат "Азовсталь". Аналогичное положение в химии, хотя известно, что еще в середине 90-х годов американская "Доу кемикл" приобрела контрольный пакет акций украинской компании "Азот"[92].
По оценке Госкомгеологии республики, прогнозируемые нефтегазовые запасы страны составляют около 5 млрд. т (в том числе на морском шельфе – около 30 %). Но разведано пока 1,4 млрд. т (на 300 месторождениях), при этом глубина залегания нефтеносных пластов на многих месторождениях достигает 6 км. Поэтому реальные запасы нефти незначительны (около 200 млн. т), ежегодный уровень ее добычи составляет 4 млн. т. Однако весьма существенны газовые запасы – 2 трлн. куб. м при ежегодной добыче примерно 18 млрд. куб. м[93].
Первой иностранной фирмой, которая создала два совместных предприятия по добыче нефти и газа под Полтавой, стала небольшая британская компания "Джей Кей Экс ойл энд гэс". Осенью 1997 г. к проекту присоединилась другая английская фирма "Рэмко". В 1999 г. было подписано дополнительное соглашение о расширении деятельности этого "самого крупного иностранного инвестора" в нефтегазовом секторе (около 10 – 12 % всей национальной добычи).
Создано еще несколько совместных предприятий для разработки месторождений: Донецко-Днепровско-Прикарпатского (совместно с англо-американской "Шелл-Пектен"), Свиридовского (с американской "МАРАТОН"), Западного района (с американской "Фаунтин ойл") и др. Некоторые из них, однако, уже прекратили свою деятельность.
Но основное внимание уделяется разработке морского шельфа. Созданная еще в 1993 г. совместная "Крымская нефтяная компания" (с участием английской "Джей-Пикенни") ведет разведку на черноморском шельфе (месторождение "Дельфин"). Победителем международного тендера на разработку нового месторождения (севернее "Дельфина") стала "Шелл-Пектен" (она намерена вложить 1 млрд. долл.)[94].
Чрезвычайно активизировались усилия по реализации крупного инвестиционного проекта, связанного со строительством нефтепровода Одесса – Броды, который вступил в строй в середине 2001 г. Новая нефтяная магистраль стала продолжением грузино-азербайджанского трубопровода Баку – Супса для вывоза каспийской нефти в Западную Европу. В Одессе был создан нефтяной терминал (9 – 10 млн. т ежегодно) общей стоимостью около 420 – 450 млн. долл. (одним из участников проекта является ЕБРР)[95].
Особые надежды возлагаются на привлечение иностранных партнеров в электроэнергетический комплекс. Стратегию "большого прорыва" начали осуществлять еще в 1998 г. Все проекты зависли в воздухе из-за противодействия левого большинства в парламенте. Электроэнергетические компании остаются в списках "стратегических", хотя "государство абсолютно не справляется с управлением своей собственностью"[96].
После парламентских и президентских выборов (в 1999 г.) началась массовая приватизация электроэнергетического комплекса. По соглашению с ЕБРР осуществляется подготовка к важному международному тендеру ценных бумаг 6 – 7 энергоснабжающих обществ. От их продажи иностранным партнерам Украина надеется получить в 2007 г. около 120 млн. долл. Вместе с тем для успешного решения проекта "большого прорыва" необходимо отрегулировать законодательную (и нормативную) базу, что вполне осуществимо в рамках нового состава украинского парламента.
Формирование крупномасштабного экспорториентированного производства не встречало противодействия со стороны левого большинства парламента. Так, было одобрено приобретение корейской автомобильной компанией "Дэу" украинского "АвтоЗАЗа" (число занятых почти 16 тыс.) после того как руководители "Дэу" пообещали не сокращать персонал. Корейцы предполагали довести выпуск автомашин до 300 тыс. в год и больше половины экспортировать в Россию и другие страны СНГ. Объем инвестиций должен был составить до 1,3 млрд. долл. в течение 4-х лет[97].
Однако после двух лет работы совместного предприятия оно оказалось на грани банкротства (в марте 1999 г. было даже остановлено производство). Не оправдались надежды на экспортный успех (из 30 тыс. автомобилей, произведенных в 1998 – 1999 гг., в Россию и другие страны СНГ было продано лишь несколько сотен). Корейская модель оказалась слишком дорогой. Наконец, сама «Дэу» фактически обанкротилась.
Тем не менее, привлечение иностранного капитала в украинское автостроение продолжается. В 1999 г. блокирующий пакет акций (25,01 %) кременчугского автозавода ("АвтоКрАЗ"), специализирующегося на выпуске грузовиков-самосвалов, был приобретен малоизвестной германской фирмой "Мега-Моторс" (за 14 млн. долл., с последующим вложением в модернизацию предприятия еще 52 млн. долл.)[98].
Более успешно иностранный капитал действует в импортзамещающих производствах и сфере услуг. По данным Госкомитета статистики, на них приходится более половины всех зарубежных прямых инвестиций. На первом месте находится пищевая промышленность (около 20 – 21 %), затем розничная и оптовая торговля (16 – 17 %), общественное питание и т.д. По западным оценкам, наиболее масштабным было вторжение иностранного капитала в табачную индустрию (около 300 – 350 млн. долл., что означает контроль над 70 – 80 % всего рынка). Здесь представлены подразделения большинства международных лидеров. Список возглавляет американская "Рейнольдс" (которая недавно вошла в состав японской "Джапан тобэко"), владеющая контрольным пакетом акций (по 70 %) двух крупных табачных фабрик (во Львове и Кременчуге). Они выпускают около 18 – 20 млрд. сигарет (20 – 25 % местного рынка). Американский "Филип Моррис" приобрел за 20 млн. долл. значительный пакет акций Харьковской табачной фабрики (ежегодное производство – 7 – 8 млрд. шт.) и начал строительство крупнейшего табачного комбината в Крыму (объем инвестиции – около 200 млн. долл.).
Британский табачный концерн "БАТ" приобрел контрольный пакет акций (65 % за 22 млн. долл.) Прилукийской фабрики (8,5 млрд. шт.) и приступил к выпуску сигарет с украинскими наименованиями ("Козак", "Отоман", "Гетьман"). А германская "Реемтсма" купила контрольные пакеты (по 65 % за 40 млн. долл.) двух табачных фабрик в Киеве и Чернигове с ежегодной мощностью в 15 – 20 млрд. шт. Кроме того, она приступила к строительству нового табачного комбината в Киеве (мощностью до 8 млрд. шт., но с возможностью увеличения до 30 млрд.)[99].
Основная задача привлечения иностранных производственных инвестиций – сокращение импорта табачных изделий. Но в ходе реализации проектов возникли возможности для структурной перестройки всей отрасли, к тому же все более обретающей экспорториентированный характер (ежегодно в Россию вывозится около 20 млрд. шт. сигарет). Вероятно такая модель устранения "структурных недугов" украинской экономики может оказаться более перспективной.
Аналогичным путем идет проникновение иностранного капитала в пивоварение. Консорциум скандинавских фирм "Балтик беверидж холдинг" (владелец известного российского завода "Балтика") уже контролирует около 40 % пивоваренного производства республики. Повышенную активность проявляет бельгийская пивоваренная фирма "Интербрю" (она занимает 4-е место в мире по объему производства). После приобретения контрольного пакета акций пивоваренного завода "Десна" (Чернигов) она приступила к реализации и других проектов.
Быстро укрепляет свои позиции в выпуске прохладительных безалкогольных напитков американская "Кока-кола". После ввода в строй в Киеве (февраль 1999 г.) крупнейшего в Европе комбината по производству этого напитка (объем капиталовложений – около 100 млн. долл.) эта фирма стала самым крупным иностранным инвестором в Украине. За четыре года компания построила целые производственные комплексы во Львове и других городах (общий объем инвестиций – 270 млн. долл.)[100].
Скромнее представлены иностранцы в других отраслях пищевой промышленности. Германская "Аннус фляйш" купила блокирующей пакет акций (26 % за 28 млн. долл.) Луганского мясокомбината. Другая немецкая фирма "Тинокс тирцухт" создала собственный мясомолочный комплекс (под Киевом). Американский инвестиционный фонд "Украина" ежегодно вкладывает около 4 млн. долл. в создание малых и средних предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Офшорная фирма "Лодам оверсиз мэнеджмент" выпускает куриные окорочка (под Киевом), вложив в создание этого предприятия около 1 млн. долл.
В кондитерской промышленности действует швейцарская фирма "Крафт-Якобс-Сухард", которая приобрела контрольный пакет акций (88 % за 25 млн. долл.) крупнейшей шоколадной фабрики "Украина". Увеличивает капиталовложения американская компания "Марс". Попытки масштабного привлечения иностранного капитала в сахарную промышленность закончились менее успешно. Из выставленных на международном тендере 44 сахарных предприятий западные инвесторы проявили интерес только к акциям Полтавского завода (они были куплены за 13 млн. долл.). Семь предприятий было приобретено американской фирмой "Рамзай"[101].
Особый интерес проявляют иностранцы к текстильной промышленности. Среди них выделяется германская "Биллербек интернэшнл", которая приобрела контрольные пакеты акций двух производственных объединений (в Киеве и Чернигове) и создала собственную торгово-сбытовую систему. Общее количество занятых на всех подразделениях этой фирмы достигло почти 430 человек.
В последние годы иностранный капитал активно проникает в систему общественного питания. Так, "Макдоналд’с" особое внимание уделяет освоению Крыма (уже открыты крупные объекты в Симферополе, строятся предприятия в Севастополе и Ялте). Компания "Росинтер" (Венесуэла) создает ресторанную сеть "Ростикс"[102].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15