Рефераты. Международно-правовой механизм эксплуатации углеводородных месторождений

Глава 2. Международно-правовой механизм эксплуатации углеводородных месторождений: проблемы и пути решения

2.1 Правовое обоснование платности при эксплуатации углеводородных месторождений


На акватории острова Сахалин открыто 9, на территории - 62 нефтега-зоконденсатных месторождения [1 января 1992 года]; прогнозные ресурсы акватории оцениваются в 1916 млн. тонн, территории — в 305 млн. тонн условного топлива (559 и 115 млн. тонн нефти соответственно) [1 января 1988 года], геологические / извлекаемые запасы на территории оцениваются в 96.356 / 68.368 млн. тонн газового конденсата, 1684.854 / 341.007 млн. тонн нефти, 938.61 млрд. м3 природного газа [1 января 2001 года]; на акватории забор пластового флюида производится из 3 / 4 лицензионных участков недр, на территории - из 42 / 34 [1 января 1998 года / 1 января 1999 года]; оформлена 12/21 лицензия на геологоразведку [1 января 1999 года / 1 января 2000 года], 4/51 лицензия на забор пластового флюида [1 января 2000 года]. В лицензиях распределено 86.8 % балансовых запасов газового конденсата, 98.8 % - нефти, 90.4 % — природного газа [1 января 2001 года]; оформлено 43 лицензии на забор, 51 - на сброс, 16 - на забор и сброс воды, 6 - на право пользования участком акватории (191.3 км2) [1 января 2002 года][53].

В ходе исследования выяснилось, что в соответствии с абз. 24 п. 1 «а» Соглашения «Сахалин-2», «Лицензия означает применительно к Пильтун-Астохскому лицензионному участку и к Лунскому лицензионному участку лицензии, выдаваемые компании и предоставляющие ей исключительное право на разведку, разработку и освоение месторождений углеводородов в географических пределах лицензионных участков»[54]. Установлено, что термин «исключительное право компании» не используется ни в законодательных актах РФ о континентальном шельфе, ни в законодательных актах РФ о недрах, и определить содержание «исключительного права компании» на основе законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов РФ в сфере российского горного права невозможно.

Согласно абз. 26, абз. 33 п. 1 «а» Соглашения «Сахалин-2», «Лунский лицензионный участок означает географическую область от поверхности земли до геологического контакта согласно Приложению С-2», «Пильтун-Астохский лицензионный участок означает географическую область от поверхности земли до геологического контакта согласно Приложению С-Г\ Установлено, что, во-первых, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 2395-1, государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и её континентального шельфа, а не «географические области». Во-вторых, в тексте нормативного договора более уместно было бы использование терминов «дно территориального моря РФ» и «дно континентального шельфа РФ», но не термина «поверхность земли». В-третьих, в недрах любой пласт имеет один геологический контакт с надлежащим пластом и один геологический контакт с подлежащим пластом (это наиболее принципиальное отличие пласта недр от почвенного слоя Земли). Таким образом, непонятно, какой именно «геологический контакт» из этих двух имеется в виду? По нашему мнению, научно-обоснованным было бы предположение о том, что в тексте нормативного договора имеются в виду геологические контакты нефтегазоконденсатных залежей с подлежащими пластами.

Формирование нефтегазоконденсатных залежей индифферентно в отношении делимитации территории субъектов РФ, внутренних морских вод РФ, территориального моря РФ, исключительно экономической зоны РФ и континентального шельфа РФ. В процессе исследования хозяйственной деятельности на акватории РФ установлено, что геологическую структуру Одопту пересекает административная граница Сахалинской области, залежи нефтегазоконденсатного месторождения Аркутун-Даги и Пильтун-Астохского нефтяного месторождения пересекает государственная граница РФ. С точки зрения приоритетов хозяйственной деятельности на акватории РФ оконтуривание нефтегазоконденсатных месторождений и лицензирование добычи и транспортировки имеет большее значение, а делимитация территории субъектов РФ, внутренних морских вод РФ, территориального моря РФ, исключительной экономической зоны РФ и континентального шельфа РФ, и установление внешнего предела подводной окраины материка - меньшее.

В рамках проекта «Сахалин-1» доход России, Сахалинской области и муниципальных образований от реализации Стадии I обустройства и добычи прогнозируется в размере 12 млрд. $, от реализации Стадий II - IV обустройства и добычи — в размере 40 млрд. $. В систему платежей при недропользовании входят: (а ) бонус на начальную дату (15 млн. $), (а ) бонусы за начало сбыта углеводородов для рентабельных нефтегазоконденсатных месторождений (например, Одопту - 10 млн. $, Чайво - 15 млн. $, Аркутун-Даги - 20 млн. $), (а3) платежи в Фонд развития Сахалинской области (100 млн. $); (Ь) возмещение затрат на поисково-разведочные работы (71 млн. $); (с1) выплаты за право ведения геологических изысканий (150 - 225 $ / км2 в год), (с2) выплаты за право использования акваторией (50 - 400 $ / км2 в год); (с3) платежи роялти (8 % углеводородов или стоимости добытых углеводородов); (d) налог на прибыль (32 % отчисляется в бюджеты, например, России - 70 %, Сахалинской области - 23 %, муниципальных образований — 7 %). Единый социальный налог, налог с доходов, полученных иностранными организациями от источников в РФ, подоходный налог с физических лиц и экологические сборы при реализации проекта «Сахалин-1» образуют 16 % отчислений в бюджет Ногликского района и 30 % - в бюджет Охинского района.[55]

В рамках проекта «Сахалин-2» доход России, Сахалинской области и муниципальных образований от реализации Этапов I - II при цене на нефть 16 - 20 $ / баррель прогнозируется в размере 39 - 49 млрд. $ (например, бонусы - 200 млн. $, доля в прибыли - 8 млрд. $, налог на прибыль - 24 млрд. $, платежи роялти - 7 млрд. $). В систему платежей при недропользовании входят: (а[56]) бонус на начальную дату (15 млн. $), (а2) бонусы за начало разработки нефтегазоконденсатных месторождений (например, Пильтун-Астохское — 15 млн. $, Лунское - 20 млн. $), (а3) платежи в Фонд развития Сахалинской области (100 млн. $); (Ь) возмещение затрат на поисково-разведочные работы (80 - 160 млн. $ в зависимости от рентабельности проекта); (с) платежи роялти (6 % углеводородов или стоимости добытых углеводородов); (d) налог на прибыль (32 % отчисляется в бюджеты, например, России - 70 %, Сахалинской области — 23 %, муниципальных образований — 7 %

Модели назначения платежей при недропользовании в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» принимают во внимание то обстоятельство, что затраты и риски при недропользовании на акватории РФ в пределах и вне пределов государственной территории имеют аналогичный состав и структуру, а их величину следует определять аналогичным методикам, и не принимают во внимание то обстоятельство, что одни нефтегазоконденсатные месторождения залегают в трансграничных пространствах РФ, а другие - в территориальном море РФ. Модели назначения платежей при недропользовании в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» являются обоснованными с экономической точки зрения и не противоречат нормам и принципам российского горного права. Поэтому допустимо учреждение в горном и налоговом законодательстве РФ комплексных режимов налогообложения и взимания платежей при недропользовании для всех видов акватории РФ.


2.2 Совершенствование налогообложения при эксплуатации углеводородных месторождений

В целях налогообложения при недропользовании в исключительной экономической зоне РФ и на добычи и транспортировки углеводородов из морских пространств РФ применяется пакет документов, в который входят: законодательные акты РФ[57], подзаконные нормативно-правовые акты, изданные Государственной Думой Федерального Собрания РФ[58]; подзаконные нормативно-правовые акты, изданные Правительством РФ[59]; подзаконные нормативно-правовые акты, изданные Министерством РФ по налогам и сборам[60]; подзаконные нормативно-правовые акты, изданные Министерством финансов РФ[61]; подзаконные нормативно-правовые акты, изданные Государственным таможенным комитетом РФ[62], (с) законодательные акты приморских субъектов РФ (например, Сахалинской области),[63] (d) подзаконные нормативно-правовые акты приморских субъектов РФ (в Сахалинской области отсутствуют).

Недропользование на акватории Земли и недропользование на территории Земли принципиально отличаются. Например, 90 % стоимости нефте-газопромыслового оборудования на акватории Земли - стоимость МНГС, на территории Земли - стоимость скважин; буровые установки на акватории Земли - стационарные, на территории Земли — мобильные; стоимость буровых работ на акватории Земли составляет 1000 - 10000 % стоимости буровых работ на территории Земли (на акватории Земли применяются водолазные работы по обустройству, эксплуатации и ремонту МНГС и скважин, результаты специфических инженерно-геологических изысканий); стоимость геофизической разведки на акватории Земли составляет 33 - 50 % стоимости геофизической разведки на территории Земли (на акватории Земли не применяется бурение структурно-поисковых скважин малого диаметра)[64].

Согласно пп. «а» - пп. «и» п. 4 Приложения А Соглашения «Сахалин- 2», «Затраты Компании и Родственных ей Организаций в связи с Сахалинским Проектом возмещаются ей путем выделения части Углеводородов, выручки от реализации Углеводородов и Дополнительной Выручки согласно пункту 14 Соглашения при условии, что они были произведены в соответствии с утвержденными Сметами или положениями Соглашения, дающими Компании право производить Затраты. В состав Затрат включаются, без ограничения, платежи по следующим статьям:...» арендные платежи, приобретение недвижимого имущества, материалы и оборудование, платежи подрядчикам, выплаты персоналу, командировочные расходы и расходы на связь, страхование, судебные издержки и оплата юридической помощи, оплата услуг советников и консультантов, взносы в фонд развития инфраструктуры, расходы в связи с участием в конкурсе, налоги (за исключением налога на прибыль), земля и прочее имущество, ущерб и гибель имущества, офис, посёлки, объекты, обмен валюты, подготовка кадров, персонал родственных ей организаций вне России, оплата услуг Компании, родственных ей и сторонних организаций, управленческие накладные расходы, прочие расходы.

Например, в рамках проекта «Сахалин-2» на 1 сентября 2002 года цена всех договоров Sakhalin Energy Investment Co. Ltd. с юридическими лицами, зарегистрированными на территории РФ составила 800 млн. $. Цена договора Sakhalin Energy Investment Co. Ltd с ОАО «Амурский судостроительный завод» на изготовление модуля заводнения и основания МСП «Molikpaq» — 9 млн. $ и 35 млн. $ соответственно, с ФГУП «Дальморнефтегеофизика» на проведение сейсморазведки 3 D - 21 млн. $, с ООО «Сфера-Айока»; ЗАО 'Трансстрой Шельф»; ООО «Гренада», Ferguson Simek Clark Co. Ltd. о строительном подряде - 50 млн. $, 5 млн. $ и 50 млн. $ соответственно, с ОАО НК «Роснефть-Сахалинморнефтегаз», ICB и SBM об аренде ПНХ «Оха» и ОЯП -100 млн. $, с ЗАО «Дальневосточная морская компания» об аренде буровой установки - 28 млн. $, с ООО «Sakhalin Support Services» об аренде береговой базы - 26 млн. $, с ОАО «Сахалин Шельф Флот» о фрахте морские суда - 34 млн. $, с ОАО НК «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» о фрахте морского судна - 14 млн. $, с Институтом экономики природопользования о межевание земли для регистрации в земельном кадастре - 5 млн. $.'

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.