Рефераты. Латинская Америка и Испания: взаимоотношения на современном этапе

Структура экономических связей Испании и Латинской Америки в ближайшей перспективе вряд ли подвергнется серьезным изменениям – львиная доля будет по-прежнему приходиться на вывоз капитала и оказание финансовых услуг. Что касается внешней торговли, то ввиду ожидаемого усиления экономического влияния США на континент ей и в дальнейшем будет отводиться подчиненная роль, и доля латиноамериканских стран во внешнеторговом обороте Испании практически не изменится[50].

Вместе с тем, значительных изменений следует, видимо, ожидать в географии внешнеэкономических связей. В настоящее время около 80% ВЭС Испании приходится на три страны – Бразилию, Аргентину и Мексику[51]. Представляется, что в ближайшей перспективе испанские компании и банки будут проводить политику, направленную на деконцентрацию риска. В результате география внешнеэкономических связей Испании со странами региона, станет более сложной, в частности можно ожидать увеличения роли таких государств, как Чили и Куба.

В целом, можно заключить, что Латинская Америка имеет для Испании большое стратегическое значение, являясь как бы «мостом» для продвижения на новые для испанского капитала рынки Азии.

В этой связи в стратегии Испании особая роль отводится Чили – тихоокеанской стране с высокой степенью открытости экономики, наиболее здоровой в регионе финансовой системой и весьма динамичным внешним сектором, в котором азиатский вектор занимает далеко не последнее место (у Чили, например, самая высокая среди латиноамериканских государств доля экспорта в страны Восточной Азии)[52].

Подведем основные выводы настоящей части нашего изложения:

– в области экономики, Латинская Америка развита по большей части неровно. Так, Бразилия, Аргентина и Чили имеют стабильно развивающиеся экономики, а остальные страны региона имеют экспортно-ориентированные экономики. Ряд государств имеют определенный вес как крупные поставщики углеводородов (Венесуэла, Боливия);

Основной внешнеторговой партнер региона – США, что, в целом, создает для государств региона ряд проблем. Основная из них – сильная зависимость национальных экономик от внешней торговли (в первую очередь от экономических взаимоотношений с США). Наиболее зависимыми в области торговых отношений от США являются страны Центральной Америки и Мексика. В этой связи роль контрагентов, которые могут предложить государствам Латинской Америки альтернативные рынки резко возрастает. Это является одним из факторов потенциально определяющих роль Испании в регионе;

– в целом, роль Латинской Америки в мировой экономике довольно скудна и в основном ограничивается ролью экспортера минерального сырья и продуктов сельского хозяйства. При этом Латинская Америка, сегодня, занимает особое место на карте мира, являясь регионом, экономические ресурсы и возможности которого привлекают все ведущие экономически силы;

– современная Испания – высокоразвитая страна. Основные успехи в экономике страной достигнуты в последние десятилетия. Особое значение в экономике Испании занимает внешняя торговля. Основные партнёры во внешней торговле – страны ЕС, США, Латинская Америка. Испания обладает развитыми банковским и производственными секторами и активно проводит политику международных инвестиций;

– внешнеэкономические связи Испании с Латинской Америкой, базирующиеся на исторической, культурной и языковой общности и взаимодополняемости экономических интересов, носят устойчивый и долговременный характер. В то же время их возможный потенциал реализован в настоящее время далеко не полностью.

– внешняя торговля Испании, несмотря на ряд способствующих ей факторов, занимает весьма скромное место в отношениях с государствами латиноамериканского региона. Их доля в испанском экспорте в течение последнего десятилетия практически не менялась, оставаясь в пределах 5 – 7%. Основными контрагентами по экспорту являются Мексика, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и Чили. При этом отметим, что у Испании положительное сальдо внешней торговли с Латинской Америкой;

– латиноамериканский регион остается, прежде всего, рынком сбыта готовой продукции традиционных для Испании отраслей: общего машиностроения, химической и металлургической промышленности, однако отметим, что постепенно увеличивается испанский экспорт технологически сложной наукоемкой продукции;

– в целом, можно заключить, что Латинская Америка имеет для Испании большое стратегическое значение и как направление для внешней торговли «разработано далеко не полностью.

В целом, структура внешнеэкономических связей Испании и Латинской Америки показывает нам, что наиболее перспективная отрасль сотрудничества стран региона – это разнообразные инвестиционные проекты. С основными векторами развития последних мы познакомимся в дальнейшем изложении.


2.2 Инвестиционная политика: векторы развития, основные проекты


В инвестиционных отношениях Латинской Америки и Испании последняя традиционно выступает донором, первая соответственно реципиентом. В связи с этим дадим краткую характеристику инвестиционной составляющей экономического развития Латинской Америки.

Для региона, в целом, характерна зависимость экономического развития региона от иностранных инвестиций, что в целом, дестабилизирует экономику стран Латинской Америки. Сегодня эта зависимость является одним из основных факторов, определяющих рост хозяйственной неустойчивости в латиноамериканских странах.

На рубеже XX–XXI веков, положение транснационального капитала в Латинской Америке определялось следующими ключевыми тенденциями:

Во-первых, это быстрое наращивание прямых иностранных инвестиций. За 1991–2008 гг. общая их сумма превысила 700 млрд долл. и далеко превзошла объем накопленных иностранных инвестиций к началу 90-х годов[53]. Более подробно о движении иностранных инвестиций свидетельствуют цифры таблицы 7 и 8.

Таблица 7. Динамика прироста иностранных инвестиций в Латинской Америке в 1991–2008 годах

Годы

Объем (млрд. долл.)

1991–1993

20,92

1994–1997

10,15

1998–2000

20,8

2001–2003

60,5

2004–2005

121,3

2006–2007

113,8

2008

98,6

Таблица 8. Основные виды иностранных инвестиций в экономику Латинской Америки

Годы

Общий объем

Прямые

Портфельные

Прочие


Млрд. долл.

%

%

%

%

1991–1993

20,92

100

88

2,4

9,6

1994–1997

10,15

100

52,1

1,0

47,9

1998–2000

20,8

100

67,1

1,1

31,8

2001–2003

60,5

100

30,5

0,6

68,7

2004–2005

121,3

100

43,4

5,5

51,1

2006–2007

113,8

100

28,6

1,6

69,8

2008

98,6

100

44,6

0,3

55,1


Во-вторых, заметное расширение отраслевой базы транснационального капитала. В дополнение к традиционным отраслям (горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, сельскому хозяйству) на основе скупки приватизируемых государственных предприятий были осуществлены крупные инвестиции в сферу производственных и непроизводственных услуг (электроэнергетика, телекоммуникации, банковское дело, оптовая и розничная торговля). В 1996–2006 гг. эта сфера стала основной областью приложения иностранного капитала: на ее долю приходилось 57% всех осуществленных инвестиций[54].

Позиции иностранных компаний на рынке услуг заметно расширились. В продажах ста ведущих предприятий этой сферы доля иностранных компаний возросла с 10% в 1990 г. до 37% в 2006 г[55].

Особенно большое значение с точки зрения укрепления позиций иностранного капитала имело крупномасштабное проникновение в Латинскую Америку крупнейших транснациональных банков. В начале 90-х годов их роль там была минимальной, а в 2006 г. из сотни ведущих банков региона 35 принадлежали иностранному капиталу.

Общая сумма активов последних превысила 250 млрд долл., и по этому показателю они практически сравнялись с национальным банковским сектором. Но по своей реальной мощи иностранные банки далеко превосходят местных конкурентов, ибо они были представлены такими могущественными финансовыми группами, как американские «Ситибанк» и «Джи Пи Морган-Чейз», испанскими «Сантандер» и «Банко Бильбао Бискайя», английским «Ллойдс» и др.[56].

В-третьих, значительно увеличился круг иностранных инвесторов. Хотя корпорации США сохранили лидерство (их доля в общей сумме инвестиций составила 32%), их активными конкурентами стали крупнейшие транснациональные компании и банки Испании (19%), Голландии, Франции и других западноевропейских стран.

В-четвертых, произошли существенные подвижки в соотношении сил основных групп предприятий, оперирующих на латиноамериканском рынке.

Если в начале 90-х годов в группе из тысячи ведущих предприятий лидерство принадлежало национальному частному капиталу (37,7% общего объема продаж) и государственным предприятиям (32,5%), а иностранные компании занимали последнее место (29,9%), то в 2007 году они выдвинулись на первое место (41,6%), резко потеснив местные государственные предприятия (17,1%) и обогнав местные частные компании (41,3%)[57].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.