Структура экономических связей Испании и Латинской Америки в ближайшей перспективе вряд ли подвергнется серьезным изменениям – львиная доля будет по-прежнему приходиться на вывоз капитала и оказание финансовых услуг. Что касается внешней торговли, то ввиду ожидаемого усиления экономического влияния США на континент ей и в дальнейшем будет отводиться подчиненная роль, и доля латиноамериканских стран во внешнеторговом обороте Испании практически не изменится[50].
Вместе с тем, значительных изменений следует, видимо, ожидать в географии внешнеэкономических связей. В настоящее время около 80% ВЭС Испании приходится на три страны – Бразилию, Аргентину и Мексику[51]. Представляется, что в ближайшей перспективе испанские компании и банки будут проводить политику, направленную на деконцентрацию риска. В результате география внешнеэкономических связей Испании со странами региона, станет более сложной, в частности можно ожидать увеличения роли таких государств, как Чили и Куба.
В целом, можно заключить, что Латинская Америка имеет для Испании большое стратегическое значение, являясь как бы «мостом» для продвижения на новые для испанского капитала рынки Азии.
В этой связи в стратегии Испании особая роль отводится Чили – тихоокеанской стране с высокой степенью открытости экономики, наиболее здоровой в регионе финансовой системой и весьма динамичным внешним сектором, в котором азиатский вектор занимает далеко не последнее место (у Чили, например, самая высокая среди латиноамериканских государств доля экспорта в страны Восточной Азии)[52].
Подведем основные выводы настоящей части нашего изложения:
– в области экономики, Латинская Америка развита по большей части неровно. Так, Бразилия, Аргентина и Чили имеют стабильно развивающиеся экономики, а остальные страны региона имеют экспортно-ориентированные экономики. Ряд государств имеют определенный вес как крупные поставщики углеводородов (Венесуэла, Боливия);
Основной внешнеторговой партнер региона – США, что, в целом, создает для государств региона ряд проблем. Основная из них – сильная зависимость национальных экономик от внешней торговли (в первую очередь от экономических взаимоотношений с США). Наиболее зависимыми в области торговых отношений от США являются страны Центральной Америки и Мексика. В этой связи роль контрагентов, которые могут предложить государствам Латинской Америки альтернативные рынки резко возрастает. Это является одним из факторов потенциально определяющих роль Испании в регионе;
– в целом, роль Латинской Америки в мировой экономике довольно скудна и в основном ограничивается ролью экспортера минерального сырья и продуктов сельского хозяйства. При этом Латинская Америка, сегодня, занимает особое место на карте мира, являясь регионом, экономические ресурсы и возможности которого привлекают все ведущие экономически силы;
– современная Испания – высокоразвитая страна. Основные успехи в экономике страной достигнуты в последние десятилетия. Особое значение в экономике Испании занимает внешняя торговля. Основные партнёры во внешней торговле – страны ЕС, США, Латинская Америка. Испания обладает развитыми банковским и производственными секторами и активно проводит политику международных инвестиций;
– внешнеэкономические связи Испании с Латинской Америкой, базирующиеся на исторической, культурной и языковой общности и взаимодополняемости экономических интересов, носят устойчивый и долговременный характер. В то же время их возможный потенциал реализован в настоящее время далеко не полностью.
– внешняя торговля Испании, несмотря на ряд способствующих ей факторов, занимает весьма скромное место в отношениях с государствами латиноамериканского региона. Их доля в испанском экспорте в течение последнего десятилетия практически не менялась, оставаясь в пределах 5 – 7%. Основными контрагентами по экспорту являются Мексика, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и Чили. При этом отметим, что у Испании положительное сальдо внешней торговли с Латинской Америкой;
– латиноамериканский регион остается, прежде всего, рынком сбыта готовой продукции традиционных для Испании отраслей: общего машиностроения, химической и металлургической промышленности, однако отметим, что постепенно увеличивается испанский экспорт технологически сложной наукоемкой продукции;
– в целом, можно заключить, что Латинская Америка имеет для Испании большое стратегическое значение и как направление для внешней торговли «разработано далеко не полностью.
В целом, структура внешнеэкономических связей Испании и Латинской Америки показывает нам, что наиболее перспективная отрасль сотрудничества стран региона – это разнообразные инвестиционные проекты. С основными векторами развития последних мы познакомимся в дальнейшем изложении.
В инвестиционных отношениях Латинской Америки и Испании последняя традиционно выступает донором, первая соответственно реципиентом. В связи с этим дадим краткую характеристику инвестиционной составляющей экономического развития Латинской Америки.
Для региона, в целом, характерна зависимость экономического развития региона от иностранных инвестиций, что в целом, дестабилизирует экономику стран Латинской Америки. Сегодня эта зависимость является одним из основных факторов, определяющих рост хозяйственной неустойчивости в латиноамериканских странах.
На рубеже XX–XXI веков, положение транснационального капитала в Латинской Америке определялось следующими ключевыми тенденциями:
Во-первых, это быстрое наращивание прямых иностранных инвестиций. За 1991–2008 гг. общая их сумма превысила 700 млрд долл. и далеко превзошла объем накопленных иностранных инвестиций к началу 90-х годов[53]. Более подробно о движении иностранных инвестиций свидетельствуют цифры таблицы 7 и 8.
Таблица 7. Динамика прироста иностранных инвестиций в Латинской Америке в 1991–2008 годах
Годы
Объем (млрд. долл.)
1991–1993
20,92
1994–1997
10,15
1998–2000
20,8
2001–2003
60,5
2004–2005
121,3
2006–2007
113,8
2008
98,6
Таблица 8. Основные виды иностранных инвестиций в экономику Латинской Америки
Общий объем
Прямые
Портфельные
Прочие
Млрд. долл.
%
100
88
2,4
9,6
52,1
1,0
47,9
67,1
1,1
31,8
30,5
0,6
68,7
43,4
5,5
51,1
28,6
1,6
69,8
44,6
0,3
55,1
Во-вторых, заметное расширение отраслевой базы транснационального капитала. В дополнение к традиционным отраслям (горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, сельскому хозяйству) на основе скупки приватизируемых государственных предприятий были осуществлены крупные инвестиции в сферу производственных и непроизводственных услуг (электроэнергетика, телекоммуникации, банковское дело, оптовая и розничная торговля). В 1996–2006 гг. эта сфера стала основной областью приложения иностранного капитала: на ее долю приходилось 57% всех осуществленных инвестиций[54].
Позиции иностранных компаний на рынке услуг заметно расширились. В продажах ста ведущих предприятий этой сферы доля иностранных компаний возросла с 10% в 1990 г. до 37% в 2006 г[55].
Особенно большое значение с точки зрения укрепления позиций иностранного капитала имело крупномасштабное проникновение в Латинскую Америку крупнейших транснациональных банков. В начале 90-х годов их роль там была минимальной, а в 2006 г. из сотни ведущих банков региона 35 принадлежали иностранному капиталу.
Общая сумма активов последних превысила 250 млрд долл., и по этому показателю они практически сравнялись с национальным банковским сектором. Но по своей реальной мощи иностранные банки далеко превосходят местных конкурентов, ибо они были представлены такими могущественными финансовыми группами, как американские «Ситибанк» и «Джи Пи Морган-Чейз», испанскими «Сантандер» и «Банко Бильбао Бискайя», английским «Ллойдс» и др.[56].
В-третьих, значительно увеличился круг иностранных инвесторов. Хотя корпорации США сохранили лидерство (их доля в общей сумме инвестиций составила 32%), их активными конкурентами стали крупнейшие транснациональные компании и банки Испании (19%), Голландии, Франции и других западноевропейских стран.
В-четвертых, произошли существенные подвижки в соотношении сил основных групп предприятий, оперирующих на латиноамериканском рынке.
Если в начале 90-х годов в группе из тысячи ведущих предприятий лидерство принадлежало национальному частному капиталу (37,7% общего объема продаж) и государственным предприятиям (32,5%), а иностранные компании занимали последнее место (29,9%), то в 2007 году они выдвинулись на первое место (41,6%), резко потеснив местные государственные предприятия (17,1%) и обогнав местные частные компании (41,3%)[57].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11