Рефераты. Латинская Америка и Испания: взаимоотношения на современном этапе

В XV–XIX веках в состав колониальных владений Испании входило большинство современных государств Южной и Центральной Америки (в том числе Мексика, Аргентина, Чили, Боливия, Венесуэла, Куба, Уругвай, часть современных США и т.д.), отдельные территории в Африке (Марокко, Экваториальная Гвинея, Западная Сахара), а также в Азии (Филиппины). Основная часть этой империи (Латинская Америка) получили независимость в XIX веке, оставшаяся часть в веке XX (Испанское Марокко, Западная Сахара, Экваториальная Гвинея и др.). За Испанией остались лишь Канарские острова и некоторые города в Африке.

После такого краткого политико-географического обзора перейдем к непосредственной теме этой части нашей работы.

Итак, испаноязычные страны Латинской Америки освободились от испанского колониального владычества в течение первой половины девятнадцатого столетия, однако религиозные, культурные и национальные связи между метрополией и бывшими колониями не прервались, вплоть до первой половины XX века.

В этот период в Испании происходят определенные события, которые непосредственным образом стали воздействовать в том числе и на латиноамериканскую политику бывшей метрополии. Мы имеем ввиду гражданскую войну 1936–1939 годов, а также установление диктатуры генерала Франко[7].

Как следствие – находившаяся под властью профашистского тоталитарного режима Испания оказалась на долгие десятилетия в международной изоляции. Начиная с 1939 г., то есть с окончательной победы франкистов над республиканцами, Испания с каждым годом все больше и больше оказывалась в вакууме дипломатических и прочих контактов.

После окончания второй мировой войны вся мировая общественность смотрела на режим Франко как на «заповедник тоталитаризма в Европе». Следствием этого стал тот факт, что практически все страны мира, в большей или меньшей степени в период 1945–1975 гг. свели на нет все дипломатические, экономические и общественные контакты с Испанией.

С падением диктатуры Франко в 1975 году положение начинает меняться, однако роль и место Испании в мировой политики стала откровенно второстепенной. Взаимоотношения Испании и Латинской Америки, в этот период ознаменовались новыми тенденциями, которые, в рамках нашей темы, целесообразно кратко рассмотреть.

В новых условиях послевоенного развития и во время «холодной войны» Испании приходилось довольствоваться ролью «младшего» партнера США на европейском континенте. Положение неравноправного участника международных отношений и откровенное оттеснение на вторые роли во внешнеполитических инициативах показывали всю ущербность положения некогда крупнейшей мировой империи.

Ряд крупных провалов во внешней политике привели к полному вытеснению этой страны из русла европейской политической жизни.

Попытки изменить собственный статус неравноправного партнера привели Испанию к активизации своей внешнеполитической деятельности в бассейне Тихого океана (на Филиппинских островах), то есть на территориях бывшей колониальной системы испанского королевства.

Однако здесь произошло столкновение интересов Испании с США, которые после второй мировой войны прочно укрепились в данном регионе, экономически и политически.

Как следствие, внешнеполитическое ведомство Испании оказалось вынуждено «возвратиться» в Латиноамериканский регион, отношения с которым были во многом прерваны еще в 30-е годы XX века.

К середине XX века во многих странах Латинской Америки установились авторитарные режимы, которые были зачастую не признаны мировым сообществом[8]. В подобной ситуации оказалась и Испания после завершения Второй мировой войны. Не признаваемые большинством стран мира Испания и авторитарные режимы Латинской Америки были просто «обречены» на взаимное сближение.

Установление дипломатических контактов и налаживание экономического сотрудничества Испании и латиноамериканских государств активно способствовало ослаблению международной изоляции франкизма во второй половине 40-х – начале 50-х гг.

Особенно наглядно это продемонстрировала Аргентина, которая в обмен на экономическую помощь оказывала активную дипломатическую поддержку франкистской Испании, представляя его интересы в ряде третьих стран[9].

Стремясь сохранить свое пошатнувшееся влияние в регионе, внешняя политика создает образ Испании как «Матери-Родины» латиноамериканских народов[10].

Серьезные попытки использовать недовольство латиноамериканцев экспансией США в регионе предпринимаются во время Карибского кризиса и событий ему предшествовавших.

Испания поддерживает кубинскую революцию наперекор настоятельным просьбам США, а испанские торговые суда продолжают посещать Кубу в период ее блокады американским ВМФ. Столь же активную внешнеполитическую позицию занимает Испания и в отношениях с Чили в период установления диктатуры Пиночета.

В целом, благодаря успехам своей внешней политики в регионе во времена франкистского режима Испании удалось стать полноправным участником Межамериканского банка развития и таких межгосударственных объединений как ОАГ, ЛАСТ (Ассоциации свободной торговли) и Андская группа.

В то же время, несмотря на отдельные успехи внешней политики Испании необходимо признать, что отношения Испании со многими государствами Латинской Америки в этот период, оставляли желать лучшего. Целый ряд «ибероамериканских» государств – таких как Мексика, Венесуэла, Эквадор и другие, в 40-е – 70-е годы вообще не поддерживали никаких контактов с Испанией (не было даже формальных представительств).

В целом, серьезные внутриполитические проблемы в Испании, начавшиеся в 60-е годы XX века и вызванная этим стагнация экономики негативно ударили по отношениям франкистской Испании с третьими странами, в том числе и латиноамериканскими[11].

Несмотря на ряд попыток активизации экономического сотрудничества между странами и проведение так называемых «ибероамериканских конгрессов» в 60-е – 70-е годы, структурный кризис тоталитарных режимов, охвативший как латиноамериканские государства, так и Испанию не позволил осуществить данные начинания в задуманном варианте.

С падением франкистского режима в 1975 году начался новый этап в истории Испании. В исторической литературе он получил название «постфранкистский период» или «период демократизации»[12].

Процесс демократизации политической жизни Испании затронул все аспекты, в том числе и внешнюю политику страны. Новые политические силы, пришедшие к власти, выдвинули в качестве основной задачи выход их международной изоляции.

Происходит восстановление дипломатических отношений с Мексикой, и другими Латиноамериканскими странами. Испания выходит из международной изоляции и начинает активно бороться за достойную роль и место в мировом сообществе.

Создаются благоприятные условия для активизации испанской внешней политики, в том числе для проникновения испанских капиталов экономику Латинской Америки, которые были связаны с повышением темпов экономического развития отдельных стран Латинской Америки (Чили, Аргентина), сопровождавшегося процессом индустриализации, что порождало необходимость поиска новых рынков и источников финансирования.

Правительства и военные режимы, правившие в Латиноамериканских государствах во второй половине двадцатого века, были заинтересованы в развитии национальной промышленности, для чего было необходимо постоянное вливание в экономику крупных финансовых средств[13].

Испания в этом плане была весьма привлекательно – она хотя и не обладала подобными свободными капиталами, но могла брать их у других стран Европы на благоприятных условиях и при минимальной процентной ставке.

Интерес латиноамериканских стран к расширению сотрудничества с Испанией также был обусловлен поисками рынков сбыта для своих товаров.

Активизация отношений с Испанией также отвечала задачам диверсификации внешних связей, надеждам латиноамериканских стран ослабить одностороннюю зависимость от США.

Учитывая «традиционную» дружбу с Испанией, латиноамериканские страны рассчитывали на то, что их взаимоотношения будут носить более равноправный характер, чем в отношения с США и больше строиться на учёте баланса интересов.

Латиноамериканский курс Испании в постфранкистский период в своём развитии прошёл два главных этапа.

На первом этапе (в основном соответствует периоду правления правительств Союза демократического центра: июль 1976 – октябрь 1982 годов) правительства активно использовали внеблоковую политику для прорыва международной изоляции и расширения отношений со странами Латинской Америки. Новым содержанием наполнилось идеологическое обоснование латиноамериканского курса Испании.

Основная концепция внешней политики Испании этого периода – идея о закономерностях экономического, политического и духовного сближения всех испаноязычных народов, был положен тезис об их объединении в рамках Иберо-американского сообщества наций, защите прав человека и мирном переходе к демократии[14].

К концу этого этапа произошло усиление европейского и атлантического направления во внешней политике Испании, страна вступила в НАТО. Правительство СДЦ во главе с Л. Кальво Сотело (1981–1982 гг.) во внешней политике главное внимание стало уделять укреплению позиций Испании в Западной Европе, ослабив активность в Латинской Америке и в других регионах мира.

Второй этап начался в 1982 году и продолжался, в целом, до второй половины 90-х годов. Приход к власти Испанской социалистической партии (октябрь 1982 года) явился важной вехой в истории постфранкистской Испании, ознаменовал сдвиг влево в политической жизни страны.

Социалисты одержали победу на выборах, выступив с критикой пронатовской политики своих предшественников. Они выдвинули программу борьбы за разрядку и ядерное разоружение. Важное место в их программе занимали вопросы расширения сотрудничества с латиноамериканскими странами.

Главное отличие латиноамериканского курса испанских социалистов от политики их предшественников состоит в том, что они выступили в пользу признания права латиноамериканских народов на освободительную борьбу, на свободу официально-политического выбора и своими политическими делами продемонстрировали намерение способствовать осуществлению этого права[15].

Активность Испании на латиноамериканском направлении нарастала более медленными темпами, чем на западноевропейском и атлантическом направлениях.

В результате значение во внешнеполитической деятельности Испании латиноамериканского направления и, естественно, его эффективность относительно уменьшаются. В частности, Испании не удалось добиться реальных уступок Западной Европы латиноамериканским странам, как в области ликвидации финансовой задолженности, так и в области торгово-экономических отношений.

Все больше и больше вливаясь в структуры НАТО, Испания оказывается вынужденной в значительной мере корректировать свою внешнюю политику в угоду интересам альянса[16].

Однако, несмотря на ослабление военного, и государственного участия Испании в делах Латинской Америки бурно развивается всевозможное экономическое сотрудничество.

Испанское государство оказывается поставленным перед необходимостью дипломатическими путями поддерживать финансовую и экономическую экспансию испанского капитала в латиноамериканском регионе. Это приводит к заключению ряд серьезных двухсторонних испано-латиноамериканских договоров, которые позволили иберийским предпринимателям оказаться в привилегированном положении по отношению к их конкурентам из Европы и стран Азии[17].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.