Рефераты. Латинская Америка и Испания: взаимоотношения на современном этапе

Несмотря на существующие трудности, Испания и латиноамериканские государства вступили в XXI век с определенными резервами для расширения взаимовыгодного сотрудничества.

Такова предыстория современных взаимоотношений Испании и Латинской Америки.

Обратимся к изучению тенденций современных политических контактов. Для этого дадим краткий обзор политической ситуации латиноамериканского региона.

Отметим, что подавляющее большинство независимых государств региона – республики. В XX веке, в большинстве из них были установлены авторитарно-олигархические режимы и военные диктатуры, которые во многом определяли отношение к региону со стороны мирового сообщества, как к крайне нестабильному.

Отдельный момент, на котором необходимо остановиться – политические кризисы, которые характерны для данного региона

В целом, постоянные политические конфликты и кризисы составляют неотъемлемую часть политической жизни региона.

На протяжении XX века в регионе имели место быть также частые военные конфликты. Кроме того, ряд стран региона (Никарагуа, Панама, Гондурас) в XX веке подверглись американской оккупации. В настоящее время Латиноамериканские страны практически завершили переход от диктатур к конституционной представительной демократии, к укреплению институтов гражданского общества[18].

В настоящее время. в регионе в целом, преодолены военно-политические конфликты, и хотя нельзя недооценивать новые угрозы стабильности (возможность взрывов социального недовольства из-за ухудшения условий жизни низов, экспансию наркомафии, коррупцию, деформации, вызываемые формированием экономико-политических клановых структур), сегодня конституционная преемственность демократических институтов в Латинской Америке представляется в определенной мере обеспеченной[19].

В Латинской Америке на настоящий момент действуют несколько межгосударственных организаций (например, Организация Иберо-американских государств, или Меркосур – общий рынок Южной Америки) и проводится определенная интеграция между различными государствами в рамках региона.

В то же время в мировой политике Латинская Америка представлена слабо. Ни одна из стран региона не входит в число постоянных членов совета безопасности ООН, а активную внешнюю политику, выходящую территориально из региона Северной и Южной Америк, проводят лишь Бразилия, Аргентина, Чили, Венесуэла, Боливия и отчасти Куба и Мексика.

Получив эти знания, вернемся к изучаемой тематике.

Наиболее наглядными и интересными для изучения в описываемый период выступают внешнеполитические контакты Испании с Чили, Аргентиной и Мексикой. Со всеми этими государствами Мадрид связывает тесное экономическое сотрудничество, которое является залогом политических контактов между правительствами стран.

В большей или меньшей степени, но все государства Латинской Америки являются экономическими партнерами Испании, как в сфере промышленного производства, так и в финансово-деловых инновациях и экспериментах.

Все теснее вливаясь в сотрудничество с Европейским Союзом, Испания с начала 2000-х годов берет на себя роль посредника в развитии связей Европейского союза со странами Латинской Америки.

Положительные тенденции прослеживаются в посреднической деятельности Испании между Европейским союзом с МЕРКОСУР (Общий рынок Южного конуса).

В целом, за первое десятилетие XXI века произошли заметные сдвиги в отношениях между странами Латинской Америки и их бывшей метрополией, они достигли значительного уровня и образовали автономное направление во внешнеполитической деятельности, как Испании, так и большой группы латиноамериканских стран[20].

Развитию отношений во многом способствовали их взаимные интересы. Активность испанского правительства была вызвана ускорением экономического развития Испании, которое служило стимулом к поискам новых рынков сбыта. Активность ряда латиноамериканских правительств (особенно Аргентины, Чили, Мексики) обуславливалась схожими причинами.

Выбор латиноамериканского направления как одного из приоритетных во внешнеполитической стратегии Испании (наряду с ее взаимоотношениями со странами Европы) определялся также наличием определённой базы, в частности, культурно-историческими традициями, общностью религии и языка.

Это создавало возможности для складывания новых форм отношений между Испанией и латиноамериканскими странами, которые рассматривали их как важный канал для укрепления своего сотрудничества с западной Европой, видели в них один из возможных путей преодоления односторонней зависимости от США.

Значительно возросла роль Испании в разрешении проблем стран латиноамериканского континента и в процессах, связанных с урегулированием региональных конфликтов в этом районе земного шара.

Опираясь на внеблоковую позицию, используя лозунги единства испоноязычных наций, мадридское правительство стало проводить в Латинской Америке политику наведения «мостов доверия», значительно расширила политический диалог со странами региона. Испании удалось добиться успехов в сближении с региональными организациями в Латинской Америке. Правительство Испании выступило с инициативой создания Иберо-американского сообщества наций[21].

Выступая за развитие разностороннего, в том числе экономического и политического сотрудничества, участники иберо-американских встреч особое внимание уделили разработке совместных проектов в области образования, культуры, здравоохранения, развития индейских народов, за которыми признавалась важная роль в формировании иберо-американской общности.

Основные выводы по настоящей части нашего изложения таковы:

– политические отношения Испании и Латинской Америки имеют длительную и непростую историю, которая непосредственным образом воздействует на современные тенденции двухсторонних взаимоотношений;

– испаноязычные страны Латинской Америки освободились от испанского колониального владычества в течение первой половины девятнадцатого столетия, однако религиозные, культурные и национальные связи между метрополией и бывшими колониями не прервались, вплоть до первой половины XX века;

– гражданская война в Испании 1936–1939 годов, а также установление диктатуры генерала Франко привели к тому, что Испания оказалась на долгие десятилетия в международной изоляции, что непосредственным образом повлияло на ее взаимоотношения с бывшими колониями в Америке, которые в 30-е годы практически сошли на нет;

– ряд крупных провалов во внешней политике Франкистского правительства в 40-е – 50е годы XX века, привели к полному вытеснению этой страны из русла европейской политической жизни. Как следствие, внешнеполитическое ведомство Испании оказалось вынуждено «возвратиться» в Латиноамериканский регион;

– в целом внешняя политика режима Франко по отношению к отдельным государствам Латинской Америки (ЧИЛИ, Аргентина) была относительно удачной. Благодаря ее успехам Испании удалось стать полноправным участником Межамериканского банка развития и ряда межгосударственных объединений, значимых в условиях Латинской Америки;

– с падением франкистского режима в 1975 году начался новый этап в истории Испании. Испания выходит из международной изоляции и начинает активно бороться за достойную роль и место в мировом сообществе. Создаются благоприятные условия для активизации испанской внешней политики в том числе и в Латинской Америке;

– в настоящее время все государства Латинской Америки являются экономическими партнерами Испании (в большей или меньшей степени), как в сфере промышленного производства, так и в финансово-деловых инновациях и экспериментах;

– за первое десятилетие XXI века произошли заметные сдвиги в отношениях между странами Латинской Америки и их бывшей метрополией, они достигли значительного уровня и образовали автономное направление во внешнеполитической деятельности, как Испании, так и большой группы латиноамериканских стран. Развитию отношений способствовали их взаимные интересы, а также ряд таких причин, как культурно-исторические традиции, общность религии и языка.


1.2 Позиции Испании и государств Латинской Америки по важнейшим проблемам современности: сходство, различия, особенности


Дадим краткий обзор позиций Испании и государств Латинской Америки по важнейшим проблемам современности.

Как мы убедились в предыдущем изложении тесные политические контакты Испании и стран Латиноамериканского региона обусловлены рядом объективных причин. Среди них можно назвать культурную общность, общую историю, отдельные экономические моменты, на которых мы еще остановимся в дальнейшем изложении.

Положительная динамика политических контактов способствует тому, что в ряде случаев (довольно часто) у Испании и государств Латинской Америки совпадают мнения по ряду политических вопросов, как регионального характера, так и мирового значения. Рассмотрим каждую из этих групп подробнее.

Испания и Латинская Америка, в политическом контексте, в основном контактируют в сфере решения региональных политических проблем латиноамериканского региона. Исходя из этого соображения, необходимо подробнее ознакомиться с ролью Испании в современном латиноамериканском регионе.

Активное участие Испании в делах Латинской Америки обусловлено также тем, что Испании удалось стать полноправным участником Межамериканского банка развития и ряда межгосударственных объединений, значимых в условиях Латинской Америки. Кроме того, как было замечено выше, Испания традиционно занимала в этом регионе роль некоего «международного арбитра».

Рассмотрим эту сторону отношений подробнее.

В 80-е годы стало очевидно, что политическое сотрудничество Испании со странами Латиноамериканского региона обретает «второе дыхание» после периода относительного охлаждения отношений в годы франкистского режима. Испания начинает направлять экономическую и гуманитарную помощь в ряд «проблемных» государств региона, что содействует мирному урегулированию политических конфликтов в Никарагуа и Сальвадоре[22].

Динамика оказалась положительной, и Испанское руководство активно начинает контактировать с различными политическими кругами Латинской Америки. Важным в контексте нашей работы служит тот факт, что Испания начинает контактировать со странами Контадорской группы (в настоящее время «Группа Рио»)[23].

Последняя представляла собой постоянно действующий механизм политических консультаций для согласования единых латиноамериканских позиций по ключевым региональным и международным проблемам, включающий в себя ежегодные совещания президентов стран-членов, периодические встречи на уровне министров иностранных дел и, при необходимости, контакты министров по другим направлениям.

Фактически группа Рио, в которой Испания имеет статус наблюдателя, Карибское сообщество, где Испания также имеет постоянное представительство – это те механизмы, через которые Испанское правительство имеет возможность доводить свою позицию по проблематике региона.

Отметим также, что по инициативе Испании и Мексики начинают проводиться ибероамериканские конференции, которые, начиная с 1991 года, проводятся ежегодно и представляют собой съезд президентов и других представителей более чем 20 государств, так или иначе связанных с иберо-романской культурой. До недавнего времени в саммите участвовали, в основном, представители испано – и португалоязычных стран Европы и Латинской Америки. Эти конференции – еще один инструмент по координации общих позиций стран региона.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.