Рефераты. Латинская Америка и Испания: взаимоотношения на современном этапе

Такие, довольно активные действия Испании в Латинской Америке, свидетельствуют о том, что Испанией предпринимаются попытки координировать политику ибероамериканских стран на международной арене, а также можно расценивать как определенные, первые шаги по организационному оформлению ибероамериканского сообщества.

В контексте нашего изложения отметим, что активная политика Испании в регионе вызывает множество вопросов у традиционно доминирующего здесь лидера – Соединенных Штатов Америки, официальные власти которой крайне скептически относятся к нарождающемуся ибероамериканскому сообществу.

Американские власти проводят в этом смысле довольно активную пропагандистскую политику, основной лейтмотив которой-то, что с помощью ибероамериканских встреч на высшем уровне создаются условия для испанской экономической экспансии в Латинской Америке[24].

На рубеже XX–XXI веков Испания, фактически возвращает себе, утраченную некогда роль арбитра проблем Латинской Америки. Роль ее в урегулировании внутриполитических конфликтов в странах Латинской Америки в конце ХХ – начале ХХI веков довольно велика. Разные источники по разному оценивают эту роль, однако неоспоримым является тот факт, что Испания способствовала достижению политической стабильности в таких странах как Эквадор, Колумбия, отчасти Венесуэла, Ямайке и т.д.

В целом, можно отметить, что опираясь на внеблоковую позицию, используя лозунги единства испоноязычных наций, мадридское правительство стало проводить в Латинской Америке политику наведения «мостов доверия», значительно расширила политический диалог со странами региона.

Напомним также, что Испания, с начала 60-х годов вела довольно независимую политику в отношении Кубы, причем эта политика явным образом контрастировала с общей позицией стран НАТО в целом и США в частности[25].

Активность Испании, в этом направлении, не нашла поддержки у правительства США, которое было вынуждено надавить на Испанию, чтобы она ужесточила свою политику в отношении «острова свободы», что было расценено независимыми аналитиками как серьезная уступка и даже провал независимой латиноамериканской политики Испании.

В этом плане перед нами вырисовывается общая проблема современной Испании – это государство пытается проводить независимую внешнюю политику при доминировании одной сверхдержавы (США) в системе международных отношений. Так как ресурсы и значение Испании в современном мире ограничены, то ее политика в Латиноамериканском регионе, при несомненных положительных тенденциях может быть признана, в достаточной мере, половинчатой.

Нельзя сказать, что позиции стран Латинской Америки и Испании в настоящее время абсолютно идентичны. Это не так. Между государствами Латинской Америки и Испании и сейчас случаются довольно острые политические кризисы и мнение их по ряду вопросов не совпадает.

В качестве примера можно привести, например ситуацию с арестом Аугуста Пиночета – диктатора Чили, который был арестован в Британии по инициативе Испании, которая обвиняла, к этому времени уже престарелого диктатора в убийстве ряда своих граждан. В отношениях Чили с Великобританией и Испанией возникла ощутимая напряженность, поскольку дипломатическая неприкосновенность чилийского гражданина была, по мнению чилийской, стороны, нарушена.

Также отметим, что Испания в отношении спора о принадлежности Фолклендских островов, который приводил даже к вооруженным столкновениям Британии и Аргентины, поддерживает Великобританию[26].

Имея тесные исторические связи с Аргентиной, Испания оказалась не в состоянии оказать какую-либо помощь этому государству, что в значительной мере ухудшило контакт между странами. Еще более способствовало охлаждению агрентино-испанской дружбы присоединение Мадрида к эмбарго оружия и военного сырья, введенного Великобританией и Соединенными Штатами Америки по отношению к Аргентине. Оказавшись на распутье, перед выбором позиции, Испания в ущерб национальному и религиозному единству, сделала ставку на партнерство в НАТО и не оказала Аргентине полноценной помощи, ограничившись дипломатическими нотами и призывами.

В то же время нельзя не признать, что в настоящее время у Испании и Латинской Америки, в настоящее время присутствует определенный механизм координации позиций по важнейшим проблемам региональной и мировой значимости.

Перейдем к позициям Испании и стран Латинской Америки по основным проблемам современности. Единства позиций, как такового, здесь также нет. Многие экономически и политически слабо развитые страны региона пользуются помощью Испании в отстаивании каких-либо своих интересов. Другой вопрос, что роль Латиноамериканского региона и Испании в современном мире достаточно ограничены и позиции этих стран принимаются во внимание лишь отчасти.

Ни одна из стран Латиноамериканского региона, а также Испания не входят в число постоянных членов Совета безопасности ООН, что не позволяет им непосредственным образом влиять на мировую политику.

В то же время, несмотря на указанные факторы, Испания последовательно придерживается линии на выработку, где это возможно, согласованных позиций по международным проблемам с государствами Латинской Америки. В связи с этим показательно усилие Испании в период ее председательства в ЕС по увеличению капиталовложений Европейского инвестиционного банка в экономику стран Латинской Америки.

Отметим также, что вопреки распространенному мнению о том, что многие наименее развитые страны Латинской Америки проводят свою внешнюю политику с оглядкой, с одной стороны на США, с другой на Испанию, последняя довольно корректна в своих «пожеланиях» к правительству стран региона.

Испания является последовательным сторонником наращивания интеграционных процессов в Латинской Америке. В Мадриде полагают, что углубление латиноамериканской интеграции отвечает национальным интересам каждой из стран, служит стабилизации их политических и финансово-экономических структур, содействует укреплению общей тенденции на демократические преобразования на континенте[27].

Данная позиция соответствует стремлению Испании укрепить и расширить свое политическое и экономическое присутствие в одном из наиболее динамично развивающихся регионов планеты, который традиционно входит в зону приоритетного внимания Мадрида.

При этом испанцы исходят из того, что именно крупные региональные блоки будут в значительной мере определять характер грядущего экономического порядка. Отдавая приоритет интеграционным процессам в торгово-экономической области, в Мадриде ясно осознают, что образование новых экономических союзов и укрепление старых в Латинской Америке повлечет за собой усиление политического взаимодействия этих стран, повлияет на содержание их концепции национальной безопасности и долгосрочные ориентиры развития[28].

Таким образом, следует отметить, что подход испанцев к проблемам Латинской Америки отличается высокой степенью учета интересов государств континента. Мадрид активно поддерживает там становление и упрочение демократических структур, приветствует углубление интеграционных процессов, является одним из проводников идей сотрудничества Европейского Союза с латиноамериканскими странами.

Подведем основные итоги настоящего параграфа. Итак:

– положительная динамика политических контактов, сложившаяся в последние годы, способствует тому, что в ряде случаев (довольно часто) у Испании и государств Латинской Америки совпадают мнения по ряду политических вопросов, как регионального характера, так и мирового значения;

– активное участие Испании в делах Латинской Америки обусловлено также тем, что Испании удалось стать полноправным участником Межамериканского банка развития и ряда межгосударственных объединений, значимых в условиях Латинской Америки. Кроме того, как было замечено выше, Испания традиционно занимала в этом регионе роль некоего «международного арбитра»;

– в настоящее время странами Латинской Америки и Испании создан своеобразный механизм, по координации позиций по основным проблемам региона и мира. Этим механизмом является «Группа Рио», «Меркосур» и ряд других организаций. Определенную роль также играют ежегодно проводимые саммиты «ибероамериканского сообщества»;

– в то же время нельзя сказать, что позиции стран Латинской Америки и Испании в настоящее время абсолютно идентичны. Это не так. Между государствами Латинской Америки и Испании и сейчас случаются довольно острые политические кризисы и мнение их по ряду вопросов не совпадает. В то же время нельзя не признать, что в настоящее время у Испании и Латинской Америки, в настоящее время присутствует определенный механизм координации позиций по важнейшим проблемам региональной и мировой значимости;

– отметим также, что вопреки распространенному мнению о том, что многие наименее развитые страны Латинской Америки проводят свою внешнюю политику с оглядкой, с одной стороны на США, с другой на Испанию, последняя довольно корректна в своих «пожеланиях» к правительству стран региона.

В целом, политические контакты между Испанией и Латинской Америкой имеют достаточно хорошую динамику и свидетельствуют о том, что между бывшей метрополией и колониями в настоящее время сложились достаточно доверительные партнерские отношения. Отметим также возросшую в последние годы роль Испании в этом регионе.

В целом, подход испанцев к проблемам Латинской Америки отличается высокой степенью учета интересов государств континента. Мадрид активно поддерживает там становление и упрочение демократических структур, приветствует углубление интеграционных процессов, является одним из проводников идей сотрудничества Европейского Союза с латиноамериканскими странами.



2. Экономическая составляющая отношений Испании и Латинской Америки

2.1 Внешнеторговые отношения: тенденции, динамика, особенности


Настоящая глава нашей работы посвящена изучению экономической составляющей отношений Латинской Америки и Испании. Для того чтобы понять значимость указанных сношений для контактирующих сторон представляется необходимым дать краткую характеристику экономического развития стран Латинской Америки и Испании. Это позволит нам лучше понимать значимость двухсторонних экономических контактов.

Начнем с основных социально-экономическим показателей стран Латинской Америки. Они сведены в таблицу 2.

Таблица 2. Основные социально-экономические показатели стран Латинской Америки в 2000–2007 гг.

Страны

Население,

млн. чел.

ВВП[29]

темпы прироста

в 2000–2007 гг.,

(%)

общий,

млрд. долл.

на душу

населения,

долл.

Аргентина

36

55,0

9950

4,5

Антигуа и Барбуда

0,1

0,6

8720

Н./д.

Багамские о-ва

0,3

Н./д.

11830

Н./д.

Боливия

8

6,3

2860

Н./д.

Белиз

0,3

0,9

4110

Н./д.

Бразилия

164

1020,0

6240

3,1

Венесуэла

23

194,3

8530

1,9

Гаити

7

8,6

1540

-3,8

Гватемала

11

43,1

3840

4,1

Гайана

0,8

2,4

2890

Н./д.

Гондурас

6

13,8

2200

3,4

Доминиканская республика

8

36,8

4540

5,0

Колумбия

38

251,7

6720

4,5

Коста-Рика

4

22,5

6410

3,7

Куба

11

Н./д.

Н./д.

Н./д.

Мексика

95

770,3

8120

1,8

Никарагуа

5

11,0

2370

5,7

Панама

3

19,2

7070

4,8

Парагвай

5

19,7

3870

3,1

Перу

25

108,7

4390

6,0

Сальвадор

6

16,7

2810

5,8

Тринидад и Тобаго

1

8,4

6410

1,5

Уругвай

3

27,3

8460

3,7

Чили

15

176,6

12080

7,2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.