Рефераты. Экономические реформы в Польше

Дальнейшая либерализация торговли была стимулирована международными соглашениями с Ассоциацией свободной торговли в центрально-европейских странах (CEFTA) и Европейской ассоциацией свободной торговли (EFTA) соответственно в марте и ноябре 1993 г. В то же время были предприняты некоторые действия противоположного свойства. В феврале 1994 г. Европейский совет одобрил дальнейшее снижение импортных пошлин и увеличение квот. Также в июле 1993 г. Польша повысила уровень эффективности защиты некоторых конечных продуктов и товаров, произведенных в стране, снизив среднюю величину торгового тарифа на 1% (до 11,6%). Тем не менее, некоторые факты (такие, как участившееся использование преференциальных тарифных квот на ресурсы, налога на товары, содержащие сахар, лицензирования требований к некоторым видам сельскохозяйственной продукции) вносили определенного рода искажения в процесс либерализации. [3]

Процесс либерализации не обошел стороной и сферу экспорта. В 1994 г. правительство начало рассматривать меры по его расширению. Они включали в себя налоговые льготы, преференциальные кредиты, преференциальные инвестиционные скидки, привлекательные кредиты рефинансирования институтам, которые финансируют экспорт, а также незначительную рекапитализацию (равную примерно 15 млн. долл) Корпорации по страхованию экспортных кредитов.

Развитие конкурентных отношений происходило посредством расформирования нескольких крупных монополий в таких областях, как мясоперерабатывающая промышленность, рафинирование сахара, фрахтовые перевозки, угольная и сталелитейная промышленность, продажа сельскохозяйственной техники. Впоследствии был организован Антимонопольный комитет, наделенный полномочиями вести судебные дела в отношении нарушений правил конкурентного поведения и осуществлять демонополизацию предприятий. В то время как помощь МВФ была сконцентрирована в сферах, от которых зависели стабилизация экономики и осуществление некоторых институциональных изменений, Всемирный банк вместе с другими международными организациями поддерживал структурную перестройку. Уже в феврале 1990 г. Польша получила два займа от Европейского банка реконструкции и развития в размере 360 млн. долл. Всемирный банк в начале 1990 г. предоставил Польше два кредита на сумму 260 млн. долл., которые должны были быть инвестированы в развитие промышленного и агропромышленного комплексов. Общее финансирование по шести проектам (семь займов) в 1990 г. составило 1081 млн. долл., в частности направленных на институциональные преобразования в сфере развития государственного железнодорожного транспорта, добычи природного газа, а также на консервацию внутренних энергоресурсов и сохранение окружающей среды. В целом на осуществление структурных преобразований было израсходовано 300 млн. долл. из займа, одобренного в июле 1990 г. В 1990 г. Международная финансовая корпорация (IFC) также выделила из своих средств более 60 млн. долл. Кроме того, Всемирный банк одобрил заем на перестройку промышленного и финансового секторов, средства из которого направлялись на рекапитализацию и приватизацию коммерческих банков, находящихся в собственности государства. К 31 января 1994 г. Всемирный банк одобрил займы на общую сумму 3,6 млрд. долл.


2.3 Результаты "шоковой терапии"


В 1990 году, вначале функционирования нового правительства, министр Бальцерович поручил пяти независимым институтам проведение исследований, целью которых была объективная оценка состояния польской экономики. Эксперты пришли к выводу, что заметный экономический рост, достигнутый в предыдущие годы, является результатом гипертрофированного увеличения объемов потребления, главной причиной которого является необоснованное повышение заработной платы в сочетании с бесконтрольной деятельностью коммерческих банков на внутреннем рынке. Частично виновата в этом была также остающаяся у поляков привычка к бедности.

По мнению экспертов, к факторам угрожающим экономической стабильности можно было причислить также ускорение роста потребления по сравнению с ростом объема ВНП. Эксперты также отметили, что объем денежной массы продолжает расти несмотря на принятые Национальным Банком меры по ограничению процентных ставок, весьма скромный рост капитальных затрат и низкий уровень внешнеторгового дефицита. Существующая тенденция обозначает риск валютного кризиса, который имел место в Мексике, Юго-Восточной Азии и Чешской Республике.

Меры, введенные польским правительством с целью "охлаждения" потребительского бума и ограничения текущего дефицита, были весьма позитивно приняты экспертами ООН и ОБСЕ (данные "Economic Forecasts" изданный ООН и ОБСЕ в декабре 1997 года). В соответствии с этими прогнозами, после резкого повышения объема потребления в 1996 и 1997 гг. (соответственно 8,6% и 6,6%), в 1998 году величина эта составит 4,5 - 5% (бюджет предусматривает 4,2%), а в 1999 году достигнет безопасного значения 3,7%. Из представленных данных следует, что недосформированный кабинет должен посвящать больше усилий обузданию потребительских страстей с помощью реструктуризации экономики (монетарной политики). Реализация такой политики не представляет сложности, хотя может вызвать временное замедление роста ВНП.

Валовый Национальный Продукт. С 1992 года наблюдается ежегодный рост Валового внутреннего продукта. В 1992 году он составил 2,6%, к 1995 году вырос до 7,0%, после 1998 года снова начал снижаться, достигнув к 2000 году отметки в 4,0%, в 2001 упал до 1,0%, а затем снова начал расти, преодолев в 2003 отметку 3,7% (приложение 1).

Инфляция. Польша переживала период высокой инфляции в 1989 и 1990 годах. Либерализация цен освободила огромную денежную лавину, накопленную при предыдущем режиме, которая обрушилась на денежный рынок. С 1 февраля 1988 года цены на основные продукты питания повысились в среднем на 30%, квартплата и коммунальные услуги - на 50%. Однако суровые антиинфляционные меры, включая резкое увеличение процентных ставок, повышенное налогообложение прироста фонда заработной платы постепенно привели к снижению уровня продолжала оставаться относительно жесткой и в последующие годы, несмотря на призывы к проведению более решительной политики в области подъема экономики. В результате годовые темпы роста инфляции постепенно снизились с 70% в 1991 году до 28% в 1995, 10% в 2000 и 1,7% в 2003.

Безработица. В социалистической Польше безработицы не было. Однако с началом реформы безработными оказалось 1,1 миллиона человек или 6,3% экономически активного населения страны.

К 1993 году безработица составляла уже 18%, затем она начала снижаться, и к 1997 году достигла 12%.

Однако затем начинается экономический спад и новая реформа, направленная на повышение конкурентоспособности предприятий и повышение производительности труда. В результате безработица снова растет, и к 2002 году достигает 20%.

3,2 миллиона поляков не имеют работы. Из них более половины не могут устроиться на работу больше года. Большую группу безработных составляют выпускники ВУЗов (приложение 2).

Средняя зарплата. Официально средняя зарплата составляет 2201 злотых (около 570 долларов). Самые высокие средние заработки - 3816 злотых - в горнодобывающих отраслях.

Однако, многие поляки сегодня не могут найти работу с заработком более 1000 злотых (260 долларов), что для Польши, учитывая стоимость жизни, совсем не много.

Международная торговля. Рост международного торгового оборота сыграл большую роль в процессе оздоровления польской экономики. В период между 1992 и концом 1997 года экспорт возрос почти на 53% и, в пересчете на доллары США, составил 24,4 миллиарда. За это время импорт вырос на 50%, достигая величины 34,4 миллиардов долларов США. Торговый дефицит увеличился с 1,8 миллиарда долларов в 1994 году до десяти миллиардов в 1996. В 1997 году дефицит также существенно возрос из-за повышения уровня внутреннего потребления и инвестиций, стимулирующих импорт, а также из-за амортизации обменного курса и медленного роста экспорта в ключевых экспортных областях (приложение 3).

Зарубежные инвестиции. Объем прямых зарубежных инвестиций возрос с 4,3 миллиардов долларов США в конце 1994 года до 20,6 миллиардов долларов в конце июня 1997. Наибольший удельный вес имеют инвестиции США около 23,1%, немецкие инвестиции составляют 13%, транснациональные корпорации вложили 11,3% общей суммы, Италия - 10,2%, Франция - 8,4% (приложение 4). В основном иностранный капитал направляется в промышленное производство; 3 миллиарда долларов было направлено в производство продуктов питания, напитков и табачную промышленность.

Внешняя задолженность. Десятилетия неэффективного управления экономикой коммунистическими режимами наградили Польшу значительной внешней задолженностью. Долговое бремя было немного облегчено благодаря двум соглашениям. В марте 1991 года Парижский клуб кредиторов согласился списать 50% задолженности в два приема (30% в 1991 году и 20% в 1994). В марте 1994 года Лондонский клуб кредиторов также был вынужден согласиться с предложением сократить долг почти на 50%. Несмотря на это, долг в размере 44 миллиарда долларов (на 2003 год) по-прежнему лежал тяжелым бременем на польской экономике.

На пути в Евросоюз. Последовательное внедрение экономических реформ, успехи процессов реструктуризации, а также положительные макроэкономические показатели, достигнутые в результате целенаправленной экономической политики, осуществляемой государством, помогли Польше избежать кризисов, переживаемых многими странами мира. Благодаря этому Польша все чаще воспринимается в мире как страна успеха. Это мнение нашло свое отражение и в оценках, выдаваемых международными экономическими организациями и финансовыми институтами, и в мировой экономической публицистике.

Процессы преобразования экономики, расширяющейся либерализации и широкого внедрения рыночных механизмов сопровождались в Польше также существенными изменениями во внешнеэкономической политике. Осуществлен ряд изменений в торговой политике, результатом которых была значительная либерализация товарооборота в соответствии с принципами Всемирной Торговой Организации. Изменения во внешнеэкономической политике Польши отразились также на главных направлениях экономического сотрудничества и торговли.

Стратегической целью этой политики стало членство Польши в Европейском союзе. Польша реализует Европейский договор от 1 февраля 1994 года, устанавливающий ассоциацию Польши с Европейскими сообществами. Страны ЕС являются главными торговыми партнерами Польши, на их долю приходилось в 2000 году 70% всего польского экспорта и 62% импорта. Продолжается процесс приспособления польской экономики структурам Европейского Союза, и перспектива вступления Польши в ЕС становится все более реальной. Системные изменения, свободный выход польских товаров на мировой рынок и повышение их конкурентоспособности стимулировали рост внешнеторгового оборота Польши за последние годы. Экономические отношения Польши с большинством стран Центральной и Восточной Европы основаны на соглашениях о свободной торговле.

Оценивая результаты, достигнутые в польской экономике в период 1999-2000 годов, следует обратить внимание на сохраняющуюся тенденцию экономического роста в пределах 5% (ВВП) по отношению к предыдущему периоду. Снизился также уровень годовой инфляции, который по данным достиг 9,5%. Однако, ее уровень выше предсказываемого в начале 2000 года (менее 7%). Особенно возрос объем реализованной промышленной продукции (около 9% по сравнению с 1999 годом), главным образом за счет улучшения конъюнктуры перерабатывающей промышленности, а также жилищного строительства. Во всем объеме промышленного производства выросло значение отраслей, относящихся к носителям технического прогресса. Увеличилось количество квартир, сданных в эксплуатацию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.