Правительство было обеспокоено тем, что трансформация польской экономики должна была происходить в чрезвычайно "враждебных" экономических условиях. Уровень жизни достиг самой низкой отметки за прошедшие десять лет, что стало основной причиной распространения бедности. Ситуация характеризовалась также макроэкономической дестабилизацией (гиперинфляция, финансовый кризис, падение производства) и экологическим кризисом во многих частях страны.
Тремя главными элементами такой жесткой программы были:
• денежная и ценовая стабилизация;
• структурная перестройка;
• уменьшение внешнего долга и расчет на экономическую помощь из-за рубежа.
Всех этих целей следовало достигнуть одновременно и быстро, ибо они являлись залогом стабилизации, без которой, по мнению авторов программы, невозможно было рассчитывать на успешное развитие экономики. Радикализм и скоротечность согласовывались с целью правительства уменьшить период болезненного "примирения" общества с жесткими и радикальными мерами. Кроме того, неудачный опыт частичных реформ в 80-х годах лишний раз убеждал сторонников "шоковой терапии" в необходимости ее проведения.
Меры, направленные на достижение денежной и ценовой стабилизации, включали в себя ограничение доступа правительства и предприятий к кредитам и выравнивание относительных цен. В краткосрочной перспективе ожидалось, что "корректирующая инфляция" будет устранять присутствующие в экономике ценовые искажения. Предполагалось осуществить меры как краткосрочного, так и долгосрочного характера, которые включали в себя:
• значительное сокращение существующих источников роста денежного предложения, включая сокращение бюджетного дефицита, "дорогие кредиты" Центрального банка, изменение формул индексации и усиление контроля над заработной платой;
• унификацию обменного курса (вначале предполагавшую проведение девальвации официального обменного курса) и конвертируемость валюты;
• ликвидацию субсидирования и налоговые льготы в отношении экспортных производителей;
• резкое снижение внутренних субсидий и установление соответствия между внутренними и мировыми ценами посредством унификации обменного курса;
• установление рыночных процентных ставок на кредитных рынках (использование на практике положительных реальных ставок процента);
• политику в сфере доходов, направленную на удержание уровня заработной платы ниже уровня инфляции во время периода сокращения субсидий и ухудшения финансового состояния предприятий;
• улучшение положения в сфере собираемости налогов;
• фундаментальную реформу налоговой системы в следующем году;
• повышение ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг;
• конверсию оборонной промышленности;
• ликвидацию и/или ослабление ценового контроля. [2]
Структурная перестройка должна была поддержать развитие частных компаний, приватизацию значительной части государственных предприятий (на тот момент государственные предприятия составляли 90% общего числа несельскохозяйственных предприятий) и способствовать ликвидации неэффективного производства. Проект налоговой реформы предполагал создание благоприятных условий для развития частного сектора и рынка капитала и должен был улучшить распределение финансовых средств. Эти цели были достигнуты путем проведения следующих мероприятий:
• упрощения системы налогообложения и снижения предельных ставок налогообложения, как для юридических, так и для физических лиц;
• унификации обменного курса и свободной конвертируемости;
• ликвидации импортного и экспортного лицензирования;
• создания фондовых бирж;
• создания банковской системы с привлечением частного капитала и обеспечения условий для вхождения на рынок банковского капитала иностранных участников;
• быстрого прохождения законов, касающихся приватизации, которые позволяли осуществлять продажу активов в различной форме; особые права по приобретению активов были предоставлены тем, кто был, непосредственно затронут приватизацией (это было принято под влиянием профсоюзов), и включали различные планы приватизации для сотрудников;
• улучшения работы государственных предприятий, в частности путем устранения мягких бюджетных ограничений и внедрения банковских процедур при одновременном усилении роли антимонопольных органов;
• развития инфраструктуры (телекоммуникации, защита окружающей среды, НИР, здравоохранение);
• активного привлечения международного капитала.
С самого начала реформ правительство сознавало, что крупномасштабное распределение рабочей силы потребует частичной ее переквалификации и развития системы компенсационных выплат, необходимых для минимизации социальных издержек. Географическая мобильность капитала должна была быть улучшена посредством упорядочения процедуры продажи домов, что достигалось благодаря адаптации рентных ставок к рыночному уровню и введению соответствующих налогов.
Техническая и финансовая помощь требовалась для проведения реформ и ослабления долговой нагрузки в течение следующего года, а также для общего снижения будущих долговых обязательств. Финансовая и техническая помощь были оговорены в соглашении о резервировании с МВФ. Заем на структурную перестройку предполагалось получить от Всемирного банка. Помощь также включала в себя стабилизационный заем от стран "большой семерки" и поддержку международных резервов Польши. Кроме того, польские власти декларировали курс на объединение с Европейским союзом. В течение первых месяцев стабилизации правительство рассматривало также вопрос о необходимости поставок продуктов питания в форме международной помощи.
Согласованность реформ была тщательно спланирована до конца 1991 г. Первая волна реформ включала все стабилизационные мероприятия, направленные на борьбу с гиперинфляцией. В последующие периоды действия правительства были сконцентрированы в сфере сокращения инфляции и проведения фискальных мероприятий. С самого начала запуска программы также рассматривались вопросы осуществления институциональных изменений.
Первые достижения конца 1989 г. были вполне убедительны. Совокупный бюджетный дефицит был снижен на 30%, что соотносилась с величиной, предусмотренной в плане. Кредитование негосударственного сектора было уменьшено на 60% в реальных величинах и примерно на такую же величину было сокращено реальное предложение денег. Рост заработной платы был существенно ограничен (прежде всего, посредством прогрессивной ставки налогообложения). В реальном выражении она выросла на 10% (в сравнении с 15% в 1988 г). Благодаря быстрой девальвации польского злотого между курсом черного рынка и официальным был уменьшен до 40% по сравнению с 300 - 400% в 80-х годах. Зарубежная помощь в форме продуктов питания также помогла ликвидировать дефицит, возникший вследствие падения производства. И, тем не менее, инфляция к концу года достигла 640%. Несмотря на это, ключевой пакет реформ, запущенный 1 января 1990г., был подкреплен созданием стабилизационного фонда в размере 1 млрд. долл., предоставленного странами "большой семерки" для поддержания злотого на протяжении 1990 г.
Либерализация польской экономики началась летом 1989 г. Она включала, прежде всего, либерализацию цен на сельскохозяйственную продукцию, что в условиях дефицита привело к гиперинфляции. Меры правительства, большинство которого составляли представители движения "Солидарность", в 1989 г. перед началом реализации стабилизационной программы включали сокращение субсидий угледобывающим предприятиям, ряда продовольственных субсидий и инвестиции в сельскохозяйственное производство.
Стабилизационный пакет 1990 г. отражал важность структурных реформ, которые проводились одновременно с основной программой. Меры по стабилизации, предпринятые в 1990 г., были направлены на устранение неэффективного распределения ресурсов, что в первый период реформ было достигнуто за счет ценовой либерализации. Все остававшиеся под контролем цены были "отпущены", и только 3 - 5% совокупной стоимости потребительских товаров и услуг (рентные ставки, цены на жилищно-коммунальные услуги и тарифы на пользование общественным транспортом) оставались под контролем государства. Кроме того, основные изменения коснулись цен на энергоресурсы (например, 400% -ный рост цен за пользование ими для домашних хозяйств в январе 1990 г). Минимальные гарантированные цены, которые выплачивались государственными снабженческими организациями производителям сельскохозяйственной продукции, были отменены.
Либерализация также охватывала и экономическую деятельность. Новый закон "О предпринимательской деятельности" предполагал недискриминационное развитие государственного и частного секторов, устранял барьеры для частных предприятий и разрешал частную предпринимательскую деятельность во всех сферах экономики страны. Закон "Об иностранных инвестициях" отменял ограничения на долю акционерного капитала, которой могли владеть иностранные инвесторы. В банковской системе также происходили изменения. Одной из первых мер стало превращение государственных банков в коммерческие, что было необходимо с точки зрения предоставления им права вести собственную независимую политику и возможности готовиться к приватизации.
Польская программа приватизации базировалась на концепции индивидуальных продаж предприятий (case-by-case sale of enterprises), что называлось также денежной приватизацией (capital privatization), поскольку основным правилом при покупке государственных активов в период проведения приватизационных тендеров была их покупка за наличные. Преимущества такого подхода выражались в транспарентности структуры собственности, поскольку только отраслевые инвесторы имели желание инвестировать в приватизируемые предприятия; получении бюджетом значительных финансовых ресурсов в результате проведенных тендеров; сокращении прямых и косвенных субсидий приватизированным предприятиям. В числе недостатков следует отметить достаточно продолжительную процедуру приватизации, которая длилась, как минимум, девять месяцев, и издержки ее проведения. Кроме того, продажа государственных активов за наличные предполагала, что сначала будут приватизированы наиболее перспективные предприятия. Несмотря на это, приватизация продолжалась и далее, хотя масштабы ее уже были незначительны.
Либерализация коснулась также отношений реального сектора с бюджетом. С одной стороны, большая часть субсидий государственным предприятиям была отменена, с другой - предприятия подверглись более жесткому налогообложению. Однако большие государственные предприятия по-прежнему имели возможность использовать преференции со стороны государства, в частности, прощение части налогов. Также была либерализирована кредитная политика. Так, большинство преференциальных ставок на специфичные кредитные линии было отменено (за исключением ставок, распространяющихся на жилищно-коммунальную сферу и сельское хозяйство). Использование на практике положительной реальной ставки процента способствовало более эффективному распределению кредитных ресурсов. Ограничения на рост заработной платы, существовавшие во многих социалистических странах, служили в качестве одного из антиинфляционных механизмов и, начиная с 1991 г. постепенно отменялись.
Открытость экономики предполагала либерализацию внешнеэкономических отношений. По этой причине был принят новый закон "Об обмене иностранной валюты", что дало возможность создавать частные независимые организации, которым было предоставлено право торговать иностранной валютой и пользоваться относительно неограниченным доступом к ней. Благодаря этому злотый стал конвертируемым. Большое количество изменений произошло также в сфере внешней торговли. Все количественные ограничения на импорт, касающиеся конвертируемости валюты, были отменены (за некоторыми исключениями по причинам государственной безопасности). Импортные лицензии были либо отменены, либо процесс их выдачи был существенно упрощен. Были введены единые таможенные тарифы с временными дополнительными налогами на некоторые группы товаров на коммерческий и индивидуальный импорт. Либерализация экспорта, прежде всего, заключалась в 50% -ном сокращении списка товаров, на которые распространялись экспортные квоты. Важным изменением была отмена правила обменивать все экспортные доходы через структуры денежной власти.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6