40 Утлик Э.П. Психология дисциплины. - М.: ГАВС, 1992. – 400 с.
41 Феденко Н.Ф., Галицкий А.Н. Психологические аспекты преодоления конфликтов. - М.: ВПА, 1982. – 136 с.
42 Хаханьян Г.Д. Основы психологии. - М.: Госиздат, 1924. 289 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Психологическая структура управленческих способностей
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Сравнительная характеристика трех стилей управления
Формальная сторона
Содержательная сторона
Авторитарный стиль
Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицание субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера – вне группы.
Дела в группе планируются заранее (во всем объеме). Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны. Голос руководителя – решающий.
Демократический стиль
Распоряжения и запреты – с советами. Позиция лидера – внутри группы.
Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и собираются.
Либеральный стиль
Тон – конвенциальный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера – незаметно в стороне от группы.
Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интервалов или исходят от нового лидера.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Основные параметры трех стилей управления
Параметры стилей управления
Виды стилей управления
Авторитарный
Демократический
Либеральный
1. Принятие решения и определения задач
Лично руководителем
С учетом предложений подчиненных
Одобрение и согласие с мнением подчиненных
2. Способ доведения решения
Приказ, категоричное требование
Совет, рекомендация, намек
Просьба, упрашивание
3. Степень регламентации действия
Высокая
Оптимальная
Низкая (максимальная свобода подчиненных)
4. Характер общения руководителя с подчиненными
Короткое, деловое, сухое
Более продолжительное, не только деловое, но и личностное
Может не вступать в общение, если подчиненные не обращаются к нему
5. Характер регуляции поведения и деятельности подчиненных
Делает упор на взыскания
Делает упор на поощрения
Воздерживается от регуляции поведения и деятельности подчиненных
6. Мнение руководителя о подчиненных
Категоричность, разделение на плохих и хороших, перевода из одной категории в другую практически не делает
Считает всех подчиненных изначально хорошими, гибкость в измерении оценок
Оценок подчиненным практически не дает
7. Отношение руководителя к инициативе подчиненных
Недоверчивое, негативное
Поощрение проявления инициативы
Переоценка возможностей инициативы подчиненных
8. Морально-психологический климат в организации.
Напряженный
Оптимальный
Крайне изменчив.
9. Показатели деятельности организации
Высокие количественные, средние качественные
Средние количественные, высокие качественные
Нестабильные показатели
10. Контроль руководителя за деятельностью подчиненных
Повышенный
Средний
Отсутствует
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Формы власти
Примеры различных форм власти
В общем виде
Управление в условиях рынка
Власть по должности
Административная власть
Управляющий. Начальник, руководитель по проекту и т.д.
Личная власть
Исполнительная власть
Мастер, специалист
Экономическая власть
Правовая
Финансовые работники, контролеры и т.д.
Экспертная власть
Бюрократия
Администрация и т.л.
Психологическая власть
Группы заинтересованных лиц
Рабочая группа, производственное собрание
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Рисунок 1 – График, отражающий выявленные лидерские качества
Таблица 1 - Результаты исследования
Тестовые методики
ГД
ЗГД
НОП
НОЗ
НСХ
ПНСХ
НФБ
ВБД
СДП
СМБ
СЗП
СРТА
Способность к лидерству
39
40
24
28
25
36
35
30
23
Эффективность лидерства
34
33
10
20
31
29
9
32
ПРИМЕЧАНИЕ:
генеральный директор – ГД; заместитель генерального директора - ЗГД; начальник отдела продаж-НОП; начальник отдела закупа продукции-НОЗ; начальник складского хозяйства - НСХ; помощник начальника складского хозяйства – ПНСХ; начальник склада филиала по ул.Брянская –НФБ; супервайзер "Вимм Билль Дан" -ВБД; супервайзер "детское питание" -ДП; супервайзер направления "Mars" и "Билтимор" - СМБ; полуфабрикатов и мороженного-СЗП; супервайзер районных торговых агентов- СРТА.
ПРИЛОЖЕНИЕ З
Рисунок – 2 – График, отражающий выявленные способности к руководству
Шкала количественных оценок к методике "Какой вы руководитель?".
0-5 – больше специалист, чем руководитель;
6-10- слабый руководитель;
11-15-хороший организатор и исполнитель;
16-20- ярко выражены управленческие способности, хороший организатор, направлен на карьерный рост.
Генеральный директор – ГД; заместитель генерального директора - ЗГД; начальник отдела продаж-НОП; начальник отдела закупа продукции-НОЗ; начальник складского хозяйства - НСХ; помощник начальника складского хозяйства – ПНСХ; начальник склада филиала по ул.Брянская –НФБ; супервайзер "Вимм Билль Дан" -ВБД; супервайзер "детское питание" -ДП; супервайзер направления "Mars" и "Билтимор" - СМБ; полуфабрикатов и мороженного-СЗП; супервайзер районных торговых агентов- СРТА.
ПРИЛОЖЕНИЕ И
Рисунок – 3 – График по результатам выявленных стилей руководства
В зависимости от полученных сумм ответов степень выраженности будет различной по шкале количественных оценок: минимальной (0 – 7); средней (8 – 13); высокой (14 – 20).
ПРИЛОЖЕНИЕ К
Рисунок – 4 – График, отражающий результаты исследования коммуникативно-организаторских способностей
ПРИЛОЖЕНИЕ Л
Таблица 3.1 - Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей.
Кк коммуникативные
Ко организаторские
Шкальная оценка по баллам
0.10-0.45
0.20-0.55
1
0.46-0.55
0.56-0.65
2
0.66-0.70
3
0.66-0.75
0.71-0.80
4
0.76-1.00
0.81-1.00
5
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15