Рефераты. Взаимосвязь стилей руководства и психологического климата в коллективе

Наличие обоснованных лидерских и управленческих способностей создают предпосылки к формированию определенного социально-психологического климата в коллективе. Одной из проблем психологии управления являются лидерские и управленческие способности, стиль руководства и их влияние на социально-психологический климат в коллективе.

При изучении психологической литературы по данной теме, можно сделать вывод, что:

- от лидерских и управленческих способностей руководителя зависит влияние на взаимоотношения в коллективе, на умение руководить людьми, решать всевозможные конфликтные ситуации, правильно планировать работу коллектива и решать поставленные перед ним задачи;

- стиль руководства – характеристика строго индивидуальная, его направленность определяется в основном тремя параметрами: личностью руководителя, зрелостью коллектива и производственной ситуацией;

- стиль руководства складывается по большей части объективно, но его можно корректировать (и существенно) в требуемом направлении;

- накоплен и обобщен большой опыт разрешения психологических проблем, связанных с руководством. Желание и умение им пользоваться – тоже зависит от управленческих способностей руководителя.

- социально-психологический климат представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива; на выработку, принятие осуществление совместных решений; на достижение эффективности совместной деятельности.

В ходе исследования было выявлено, что руководитель и его заместители, в основном, используют авторитарно-демократический стиль управления. А так же, отвечая на главный вопрос, поставленный перед нашей работой – определить наличие взаимосвязи стиля управления руководителей и социально-психологического климата в коммерческой организации доказано, что умение сочетать различные стили управления, умение организовывать, заинтересовывать и вести за собой людей, присутствует у основного числа руководящего состава, а в частности у генерального директора, о чем свидетельствуют результаты теста "Руководитель глазами подчиненных", где его оценили как хорошего организатора и профессионала. Знание своей профессии, осознание своей роли, желание передать свои знания своим подчиненным является главным показателем. Но еще не со всеми подчиненными выстроены правильные взаимоотношения. В этом опять видна особенность этой организации, где коллектив непостоянен. Так как периодически идет смена кадров, уход сотрудников в бюджетные организации или другие коммерческие. Но, используя правильное сочетание своих управленческих способностей, в зависимости от сложившейся ситуации и поставленной перед коллективом задачи помогает им регулировать взаимодействиями в этом коллективе, что благоприятно влияет на социально-психологический климат. Как отмечают сотрудники организации, у основного руководящего состава есть все необходимые управленческие способности для того, чтобы быть успешными руководителями. Надо только работать над собой, прислушиваться к мнениям сотрудников. Ведь стиль руководства, проявление своих лидерских и управленческих способностей и социально-психологический климат в коллективе это неразделимые части одного целого. И если руководитель будет сотрудничать со своими подчиненными, а не противостоять им, то и атмосфера в коллективе будет доброжелательная, располагающая к совместной деятельности и сотрудничеству. Учитывая все вышесказанное и оценку своего социально-психологического климата подчиненными, можно сказать, что наличие управленческих и лидерских способностей у руководящего состава повлияли на благоприятный настрой этой организации.

Таким образом, нам удалось доказать, что наша гипотеза о том, что стиль руководства и личностные качества руководителя определяют психологический климат в коллективе, выдвинутая в начале этой работы, подтвердилась.

РЕКОМЕНДАЦИИ для руководителей

Изучить всевозможные стили руководства и стараться применять их в зависимости от конкретной ситуации.

1   Стараться управлять людьми по их "положительным отклонениям". Замечать любые позитивные детали и приветствовать их публично.

2   Создавать атмосферу доверия, показывать подчиненным, что вы верите в их способности и возможности.

3   Оценивать в первую очередь обстоятельства, в которые угодил подчиненный, а не его личность.

4   Быть терпимым к инакомыслию и индивидуальным особенностям подчиненных.

5   Не пренебрегать компромиссами, уступками.

6   Стараться обращаться к своим подчиненным, привлекайте их в принятии важных решений, учитывайте их мнение.

7   Овладевать техникой саморегуляции (релаксация, аутотренинг, медитация-визуализация и другое), чтобы уметь контролировать свои эмоции и трезво оценивать различные ситуации.

8   Соблюдать этику деловых отношений.

9    Быть терпимым к чужому мнению, уважать право на свою точку зрения.

10    Не вести "закулисные игры", то есть на месте разрешать непонятные вопросы, конфликты, по возможности не привлекая третьих лиц.

11    Быть требовательным, в первую очередь, к себе, а потом уже к остальным.

12    Активно интересоваться и принимать участие в коллективных делах, "не стоять в сторонке".

13    Уважать право каждого на личную жизнь. Не обсуждать личную жизнь сотрудников.

14    Предлагать свою поддержку, помощь тем, кто нуждается в ней, делая это от чистого сердца.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1             Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ,1980. – 250 с.

2             Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. 224с.

3             Антонюк В.И., Золотова О.И., Моченов Г.А., Шорохова Е.В. Проблемы социально-психологического климата в советской социальной психологии./Социально-психологический климат коллектива. М., Наука. 1979. с. 5-25.

4             Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Утлик Э.П., Феденко Н.Ф. Военная педагогика и психология - М.: Воениздат, 1986. – 240 с.

5             Барабанщиков А.В. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. - М.: ВПА, 1987. - 160 с.

6             Вайсман Р.С. Связь межличностных отношений с групповой эффективностью деятельности - Наука, №4, 1974. – 80 с.

7             Глоточкин А.Д. Общественное мнение, групповое настроение, традиции в коллективе. - М.: ВПА, 1971. – 230 с.

8             Головин С.Ю. Словарь психолога – практика - Мн.: Харвест, 2003 г. – 976 с.

9             Гришина Н.В. Психология конфликта - СПб.: Издательство "Питер", 2000. – 464с., ил.

10        Гуревич А.Д. Социально-психологические особенности коллектива. - М.: Наука, 1986. – 324 с.

11        Давыдов Г.А. Социальная психология. – М.: ВПА, - 200 с.

12        Дьяченко М.И. Психолого-педагогические основы деятельности руководителя. -М.: Воениздат, 1978 – 120 с.

13        Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления - М.: Издание "Наука", 1996.- 340 с.

14        Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М.: Наука, 1994 – 400 с.

15        Карелин А. А. Психологические тесты.. – М.: Гуманит. Изд. Центр "Владос", 2002. – т.2 – 248 с.

16        Корчемный П.А., Лаптева Л.Г., Михайловский В.Г.. Психология и педагогика - М.: Изд-во "Совершенство", 1998. – 296 с.

17        Кричевский Р.Л. "Если вы – руководитель…" - М.: Дело, 1996. 260 с.

18        Кpичевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой гpуппы. - М:МГУ,1991. – 300 с.

19        Куницын В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное взаимодействие. – СПб.: "Питер", 2001. – 544 с., ил.

20        Кузьмин Е.С., Свенцицкий А.Л. Л.: Промышленная психология. /Под ред. Лениздат, 1976, 171 с.

21        Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю. Л. 1986, с.164.

22        Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л. 1967., с. 129.

23        Кузьмин Е.С., Волков И.Б., Емельянов Ю.Н. Руководитель и коллектив. Л.: Лениздат. 1974. с. 167.

24        Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс - СПБ.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.

25        Немов Р.С. Психология – М.; гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 640 с.

26        Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива : пути и методы изучения. /Под ред. Ядова В.А. Л., Изд-во "Наука" 1981. 192 с.

27         Петpовский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978. – 600 с.

28        Познанский Д.П. Педагогические проблемы управления системой воспитания в полке. – М.: Наука, 1980. – 280 с.

29        Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 285 с.

30        Пугачев В.П. Руководство персоналом организации, - М.: Аспект –Пресс, 1999. – 470 с.

31        Пустовалов С.Б. Настольная книга психолога – практика. – М.: Военный университет, 1996. – 560 с.

32        Розанова В.А. Психология управления.– М.: ЗАО "Бизнес – школа" Интел-Синтез. – 2002. – 400с.

33        Ромашов О.В., Ромашова Л.О. Социология и психология управления. М.; Изд. "Экзамен", 2002. – 512 с.

34        Сухов А.Н., Деркач А.А. Социальная психология. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 600 с.

35        Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – Ростов-на-Дону; Издательство "Феникс", 1997. – 512 с.

36        Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов на Дону: Издательство "Феникс", 1997. – 460 с.

37        Тютченко А.М. Морально-психологическое состояние сотрудников: оценка и пути формирования. – М.: ГА ВС, 1994. – 120 с.

38        Управление персоналом. Учебник для ВУЗов./Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л., М:Банки и биржи. ЮНИТИ. 1998. 423 с.

39        Урбанович А.А. Психология управления – МН.: Харвест, 2001. – 640 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.