Рефераты. Виртуальные организации как форма бизнес-организаций

Влияние виртуальности на обязанности менеджера


Файоль разделил менеджмент на 7 отдельных наборов задач, которые ныне известны под аббревиатурой POSDCRB(Planning- планирование, Organizing- организация, Stuffing- персонал, Directing- управление, Coordinating- координация, Reporting- представление данных, Budgeting- бюджетирование)

·                   P-В организациях, построенных на основе веб-сетей, организационное ядро небольшое, а в некоторых моделях его и совсем нет; поэтому возникает вопрос, кто занимается планированием и берет на себя ответственность за это. Кроме того, принимая во внимание тот факт, что границы виртуальных организаций размыты, возникает вопрос о том, какие именно реальные элементы планируются. Вопрос границ относится к наиболее сложным, особенно потому, что члены виртуальной организации зачастую вовлекаются в другие действия вне компании. И не всегда легальные, надо сказать. Планы, разрабатываемые для организации, могут конфликтовать с планами и интересами ее членов. С этой проблемой можно справиться, установив с самого начала четкую ответственность за планирование.

·                   O-Построение организации в киберпространстве превыше всего требует сосредоточения на целях. Члены любой организации должны ясно представлять себе ее цели и собственную роль в ее деятельности. Для виртуального процесса организации также необходимо рассматривать факторы затрат. Виртуальные компании- более дешевые формы предприятий в том, что касается снижения транзакционных издержек, ускорения потоков знаний и т.д. Но они не полностью свободны от издержек: необходимы затраты на тренинги и поддержку технологий. Установка виртуальной организационной структуры на 1 место может быть дорогостоящей операцией.

·                   S-Не каждый способен работать в виртуальной организации, однако многие молодые специалисты попадают в этот новый мир работы, так как традиционные формы занятости все больше сжимаются. Лишь у некоторых людей есть навыки для такой работы. Люди по своей природе социальны, и множество сотрудников различных квалификаций понимают, что они демотивированы и не способны работать эффективно, если нет похвалы со стороны менеджеров непосредственно при личном контакте.

Когда компании переключаются на виртуальные модели операций, у них появляется возможность выбрать одно из двух: а) Набрать штат сотрудников, которые обладают навыками и желанием работать виртуально. б) Попытаться обучить тех, кто уже работает в организации. В первом случае возникает проблема отбора: как компании определить необходимые качества и навыки в потенциальных работниках? Какие знания и инструменты следует приобрести, чтобы реализовать возможности? Второй вариант касается тренингов.

·                   D-Проблемы управления и контроля виртуальной организации относятся к наиболее трудным и долго изживаемым. В виртуальных компаниях большая часть ответственности передается командам и группам; они выглядят относительно менее иерархичными и более «демократичными», чем традиционные компании.

Проблемы возникают, когда организация не способна более вдохновлять своих сотрудников от собственного имени. Когда это происходит, «демократические» виртуальные организации могут попасть в водоворот тех же проблем, что и при развитии демократической политической системы, включая фракционизм и самоуправление. В первом случае сотрудники занимают чью-либо сторону и начинают проталкивать вперед интересы своей группы, при этом мешая конкурирующим группировкам. 2 подобные проблемы сказываются в виртуальных организациях сильнее, чем в традиционных, поскольку сотрудники, отвлекаясь на внутренние конфликты, перестают регулировать процесс движения потоков знаний по организации, а это приводит к скорой гибели компании.

·                   C- то, что координацию труднее осуществлять на расстоянии- аксиома. Коммуникационные технологии способны решить многие проблемы на расстоянии, но не все. Системные сбои или неудачи- наиболее общая причина неудач координации, причем эти сбои могут происходить как по вине технологий, так и по вине людей. Системы для координации должны быть прочными и иметь возможность справляться с неожиданностями. Но успешное функционирование этих систем зависит не столько от их сложности, сколько от квалификации людей, которые их реализуют и управляют ими.

·                   R- отчетность- это и часть проблемы, и часть решения. В недавнем прошлом вопросы отчетности рассматривались как критический фактор в неудачах бизнеса. Но в вопросах отчетности речь идет не только о контроле. Сообщения содержат знания, которые весьма значимы для функционирования виртуальных организаций. Из этого следует, что виртуальные компании должны быть прозрачными и что знаниям необходимо не только позволять свободно циркулировать внутри компании, но даже заботиться об их принудительной циркуляции. Отчетность необходима для усиления процесса трансформации знаний. Когда знания распространяют в форме отчетов, важно убеждаться, что они организованы и хранятся в доступном виде. Таким образом, правильно организованная отчетность позволяет существенно повысить системы управления знаниями.

·                   B- когда наступает необходимость, финансовые менеджеры должны опережать остальных членов организации в умении мыслить виртуально, потому что они уже давно использовали виртуальные сферы в работе и мышлении. Профессионалы в области финансового менеджмента должны стать более знающими, гибкими и восприимчивыми к инновациям, если хотят эффективно работать в виртуальной среде. Другая проблема состоит в регулировании данной сферы. Правительства, как правило, не любят виртуальный мир: они не могут полностью контролировать его и облагать налогами. Компании, работающие в виртуальной среде, все больше испытывают давление национальных и интернациональных агентств, которые требуют прозрачности в ведении финансовых операций. И здесь финансовые менеджеры играют ключевую роль, обеспечивая эластичность виртуальных операций.

Отличительные черты виртуального менеджмента

·                   Различия в навыках. Общепринято, что менеджерам в виртуальных организациях необходим новый набор навыков, который полностью отметает прежние. На самом деле, этот набор должен дополнять традиционные. Главная потребность в новых навыках лежит в сферах управления знаниями. Важность технических навыков вторична.

·                   Различия в сетях. Виртуальная организация (и в особенности организации, полностью существующие в киберпространстве)- это сеть, и ее следует рассматривать именно в таком качестве. Здесь уже требуются новые подходы к организационному дизайну, поскольку она не похожа на традиционные статичные иерархии.

·                   Различия в управлении знаниями. Хотя знания часто обсуждаются в терминах менеджмента, о них редко говорят как о ценном качестве. Однако в виртуальных организациях необходимо именно такое понимание знаний. Знания- это «кровь» любой виртуальной организации и поэтому их следует рассматривать как основополагающее качество компании, жизненно необходимое для нее и которое нуждается в эффективном управлении.

·                   Различия в границах. Иерархический взгляд на компании создает границы, которые зачастую ограничивают возможности. Размытость границ виртуальных организаций позволяет присоединение таких элементов, которые не считаются часть традиционных компаний.

Виртуальный набор инструментов


Все «традиционные» организации имеют виртуальное измерение, в котором действуют междугородние/международные коммуникации и в котором циркулируют знания. Верно и обратное, что наиболее «виртуальные организации» нуждаются в неком физическом пространстве, в котором выполняются определенные операции, даже если это пространство рассредоточено. Кроме того, виртуальным организациям требуются 2 других материальных компонента: технологии или аппаратное обеспечение, поддерживающее существование виртуального пространства и люди, которые создают виртуальное измерение, используя пространство воображения и технологии, о которых мы уже говорили.

Говоря о менеджменте виртуальных организаций, мы подразумеваем огромное разнообразие различных комбинаций навыков и задач, сценариев и подходов, их которых можно выбрать нужный, а также гибридные модели. Если и можно говорить о единственном искусстве в отношении виртуального менеджмента, то это знание того, как выбрать правильное сочетание элементов, умение конфигурировать организацию таким способом, чтобы она наилучшим образом соответствовала стратегии. И именно с этой задачей менеджер сталкивается в виртуальной организации на протяжении всей ее жизни.


 




Последствия перехода к виртуальной форме организации


Создание виртуальной организации не происходит бесплатно. Требуются большие инвестиции. Не обойтись и без технологий, составляющих техническую базу виртуального пространства. Кроме того, нужны время и ресурсы для планирования, что позволит корректно структурировать организацию и гарантирует, что инвестиции в технологию соответствуют ее потребностям. При переходе к виртуальной форме организации существует риск, что, даже если менеджеры компании адаптируются к новым условиям, клиенты, поставщики и инвесторы не будут готовы присоединиться к виртуальному окружению.

Но есть и позитивные стороны:

·                   Более низкие транзакционные издержки

·                   Более низкие операционные издержки

·                   Большая гибкость

·                   Лучшее управление знаниями

·                   Большие возможности для создания ценности.

В заключение стоит сказать, что хоть и сейчас подобная форма организаций не является популярной главным образом из-за того, что многие компании обанкротились из-за больших инвестиций в эту сферу, за данным типом ведения бизнеса будущее, это неоспоримый факт. Компании обанкротились, потому что вошли в сферу, не изучив ее как следует. На самом деле она открывает огромные перспективы для бизнесменов и, на мой взгляд, является потенциально новым и перспективным объектом для исследования.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.