· Сотрудники должны быть способны представлять себе организацию как изнутри, так и снаружи, осознавать собственную роль и взаимосвязи с другими людьми.
· Сотрудники, как индивидуально, так и в команде, должны уметь управлять технологиями того уровня, который удовлетворяет организацию и использовать их, чтобы поддерживать взаимосвязи и управление собственными знаниями.
· Члены коллектива должны разделять ценности и порядок действий, чтобы совместная работа была максимально гармонична и эффективна.
Если хотя бы 1 из этих характеристик не реализована должным образом, виртуальное пространство начнет разрушаться.
Ресурсы знаний
Виртуальное пространство любой организации неизбежно ограничено присущими ей запасами знаний. Чтобы использовать концепцию виртуальной организации в полную силу, необходимо постоянно овладевать новыми знаниями или создавать их. В связи с этим возникает такое понятие как обучающиеся организации, которое мы рассмотрим позже. Говоря проще, знания для организации- «кровь», и если она не будет циркулировать(поддержка и распределение знаний), то компания попросту засохнет и в конце концов перестанет существовать.
Классы технологий
Типы технологий, принятых на вооружение виртуальными организациями, многочисленны и разнообразны, однако и можно разделить на несколько классов, которые мы рассмотрим далее.
Технологии коммуникаций
В наши дни основу большинства виртуальных организаций составляют Интернет и современные технологии широкополосной связи. Коммуникационные технологии особенно важны для циркуляции и распространения знаний. Из коммуникационных связей формируется «паутина», которая связывает различные узлы организации и позволяет контролировать и координировать работу из головного офиса, а также связывать взаимодействие и работу сотрудников из различных подразделений.
Технологии хранения информации
Данные технологии, например базы или архивы данных, представляют собой другую существенную черту виртуальных организаций. Хранение данных- важный аспект бизнес-деятельности. Хранилища данных облегчают хранение приобретенных или созданных знаний, а вместе с ними и потенциал для дальнейшей деятельности. Знания составляют основной «капитал» таких фирм. Для некоторых организаций знания иногда являются единственным продуктом.
Технологии мониторинга и сканирования
Данный тип технологий предназначен для исследования среды, в которой функционирует организация, с целью сбора и оценки информации. Иногда это делается ради безопасности компаний. Подобные технологии сбора данных особенно важны для реализации «контура обратной связи», посредством которого данные о производительности компании перманентно влияют на работу, что позволяет улучшать процессы. Подобные системы служат средством сбора информации организации о самой себе с целью выявления ошибок, и для анализа внешней среды.
Аналитические технологии
Аналитические технологии предназначены для глубокого анализа наборов данных и предоставления информации в каталогизированном виде. Они являются важным связующим звеном между необработанными данными и реальной информацией. Информационные управленческие системы позволяют запросить сохраненные данные и проанализировать их для составления прогнозов и помощи менеджерам в принятии решений.
Технологии моделирования
Данные технологии пока еще не очень популярны, однако они представляют собой крайне сложное программное обеспечение, которое позволяет менеджерам создавать модели систем для их исследования и анализа, а также их модификации- для изучения альтернативных результатов решения. Системы виртуальной реальности используются для разработки продукции и разных сопутствующих «примочек»; более сложные системы, такие как «микромиры», применяются для изучения рынков, сбережений и прогноза итоговых результатов в зависимости от ситуаций. Основная задача данных систем- помощь менеджерам в моделировании разнообразных сценариев поведения бизнес-среды и рынков.
Комбинации различных типов технологических систем
Большинство виртуальных организаций используют комбинации технологических систем, так как использование только 1 типа попросту неэффективно. Ниже рассмотрены примеры самых распространенных.
Системы коммуникаций
Простые системы коммуникаций предназначены в основном для обмена информацией и координации действий. Они основаны на коммуникационных технологиях, хотя иногда требуют и технологий хранения информации. Примерами таких систем могут служить электронные журналы, виртуальные обучающие сети, телеграфные агентства. Стоит отметить, что системы коммуникаций составляют лишь часть организаций. Они, как правило, составляют сложные интрасети- сети внутри конкретных организаций(«мини-Интернет»).
Системы обратной связи
В системах обратной связи применяются технологии мониторинга и сканирования, а также коммуникационные технологии для сбора информации и передачи ее обратно менеджерам и другим лицам, принимающим решения. Эти системы поддерживают «контур обратной связи».В качестве примера можно назвать электронные точки продаж, а также системы сбора информации о рынке. Опять же, системы обратной связи не составляют всю организацию, а являются лишь ее частью.
Сетевые системы
Сетевые системы представляют собой гибрид коммуникационных систем, в которые встраиваются другие технологии в случае необходимости в сетевых ресурсах и функциях. На простом уровне коммуникационные системы комбинируются с системами обратной связи и некоторыми аналитическими технологиями для выполнения группового анализа и принятия решений. Системы распределенных сетей позволяют обходиться без физического сосредоточения и предназначены для использования коммуникационных технологий для частичного замещения материальных структур, таких как офисные здания и т.д., предоставляя возможности для удаленной работы. Многие банки отдают предпочтение форме распределенных систем, состоящих из центров кредитования, обработки заказов клиентов и т.д.. Сетевые системы также применяются и при построении виртуальных цепочек поставок.
Системы управления знаниями
Такие системы комбинируются из технологий хранения и анализа данных, моделирования и коммуникаций для облегчения процесса управления знаниями. Основная цель таких систем- организовать знания таким образом, чтобы удавалось их быстро извлечь и использовать.
Новые возможности для организаций
Существование и развитие различных классов технологий и технологических систем предоставляет организациям ряд новых возможностей. Бизнес уже не зависит от концентрации капитала: он может распределяться и использоваться в организациях различных типов- сложных, зачастую гибких, иногда имеющих не вполне ясную структуру.
Распределенные организации
Это простейшая форма виртуальной организации; капитал таких организаций сконцентрирован в различных географических точках. Впервые такую форму стали использовать международные торговые компании.
В наши дни с реализацией коммуникативных технологий последних поколений, таких, как электронная почта, распределенные операции стали нормой для большинства компаний любого размера. Организации могут распределять свой капитал- людские ресурсы и др.- в тех местах, где он наиболее востребован и окажется наиболее эффективным, а не концентрировать его в конкретном месте для осуществления контроля.
Обучающиеся организации
Обучающиеся организации объединяют в себе технологии коммуникации, хранения данных, обратной связи и анализа. Это организации, которые учатся, а не обучают. Такие организации должны быть способны преобразовывать свои знания в ценность. Сейчас таких организаций практически не существует, однако современные разработки Всемирного банка реконструкции и развития в сфере построения интенсивной системы управления глобальными знаниями продемонстрировали верное направление движения.
Голографические организации
Это наиболее сложная и инновационная форма из всех, в которой, как в голограмме, каждый элемент организации отражает в миниатюре организацию целиком. Например, каждая бизнес-единица, будь то команда проекта или отдел- копирует в меньшем масштабе все основные функции компании. Такие организации легко переконфигурировать и переструктурировать, используя технологические сети в качестве «хребта» организации, тогда как остальные элементы могут быть перестроены в соответствии с новыми требованиями. Некоторые розничные торговые сети в США осваивают подобную форму организации.
Люди и знания в виртуальном пространстве
Один из парадоксов виртуальных организаций заключается в том, что чем выше уровень технологий, тем важнее роль человеческого фактора. Виртуальные организации зависят исключительно от людей, без которых их системы и технологии становятся безжизненными артефактами. Важность людей в виртуальной организации заключается в том, что они выполняют роли производителей, передатчиков и пользователей информации. Доля знаний в виртуальных организациях невероятно высока. Таким образом, в них необходима большая активность сотрудников для создания и циркуляции знаний и управления артефактами, где эти знания могут храниться. Ничто не способно заменить людей в виртуальных организациях.
CESTA: взаимосвязи между людьми и технологиями
Основное требование баланса между людьми и технологиями в виртуальных организациях таково: технологии должны предоставлять людям возможность выполнять работу творчески(Creatively-C), легко(Easily-E), с соблюдением высоких стандартов(Standard-S), своевременно(Timely-T) и подотчетно(Accountably-A).
· C- технология должна помогать людям выполнять работу творчески и приспосабливаться к инновациям, так как это расширяет возможности работы и параметры продукции. Если технологии сдерживают творчество, то, как правило, случаются 2 вещи: во-первых, ограничивается возможность добавления ценности организации и ее капитал более не работает в полном объеме; во-вторых, сотрудники начинают чувствовать, что их «тормозят», возникает раздражение, в основе которого лежит осознание того, что «можно сделать больше, но система не позволяет».
· E- технологии должны облегчать коммуникации, управление знаниями и другие формы работы, а не затруднять их. Здесь можно наблюдать еще 1 парадокс: техническая система становится более содержательной по мере ее усложнения. Следовательно, система, которая «облегчает» работу, зачастую сама должна быть весьма сложной в том, что касается разработки и поддержки. Это, в свою очередь, приводит к тому, что на эту систему приходится тратить больше ресурсов, чем хотелось бы.
· S- качество остается важным вопросом для виртуальных организаций, и многие компании, занимающиеся электронной коммерцией, ощутили это по собственным издержкам. Технологические системы необходимы не только для того, чтобы отладить качество с самого начала процесса, но и для того, чтобы помочь сотрудникам контролировать качество собственной работы. В идеале при реализации такой разновидности «виртуального управления качеством» задачи поддержки качества должны рассматриваться как основная часть рабочего процесса, а не как набор дополнительных задач, отвлекающий от основной работы.
Страницы: 1, 2, 3, 4