Специалисты — категория работников, которые занимаются анализом поступающей информации, разработкой технических, экономических и организационных решений. К ним относятся сотрудники бухгалтерии, сотрудники отдела маркетинга, товароведы, инспектор по кадрам, юрисконсульт. Основные должностные обязанности специалистов представлены в табл. 1.2.
Таблица 1.2. Должностные обязанности специалистов
Наименование должности
Должностные обязанности
Бухгалтер
Ведение бухгалтерского учета.
Прием и контроль первичной документации. Начисление и перечисление налогов и сборов, страховых взносов, платежей в банковские учреждения.
Участие в проведении экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Подготовка данных по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности. Формирование, ведение и хранение базы данных бухгалтерской информации.
Товаровед
Контроль за соблюдением договорных обязательств, поступлением и реализацией товара.
Участие в подготовке данных для претензий по поставкам. Участие в формировании ассортимента.
Контроль наличия товара на складах.
Участие в проведении инвентаризации.
Контроль за соблюдением правил хранения товаров, подготовкой к продаже, оформление необходимой документации.
Контроль за соблюдением сроков годности товаров и их реализации.
Инспектор по кадрам
Оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством.
Оформление и ведение личных дел работников.
Заполнение, учет и хранение трудовых книжек, подсчет трудового стажа, выдача справок. Контроль за составлением и соблюдением графика отпусков. Оформление документов для назначения пенсий.
Составление установленной отчетности.
Юрисконсульт
Участие в разработке документов правового характера.
Оказание правовой помощи подразделениям предприятия. Информирование работников о действующем законодательстве и изменениях в нем, консультация работников по организационно-правовым и другим юридическим вопросам.
Участие в подготовке документов о хищениях, растратах и иных нарушениях.
Учет и хранение находящихся в производстве и законченных судебных и арбитражных дел. Участие в заключении хозяйственных договоров.
К техническим исполнителям относятся старший кассир (кассир) торгового предприятия и секретарь руководителя. Основные должностные обязанности этих сотрудников приведены в табл. 1.3.
Таблица 1.3. Должностные обязанности технических исполнителей
Старший кассир (кассир)
Осуществление операций по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг.
Ведение кассовой книги.
Передача в соответствии с установленным порядком денежных средств инкассаторам.
Составление кассовой отчетности.
Секретарь руководителя
Выполнение работ по организационно-техническому обеспечению административно-распорядительной деятельности руководителя.
Делопроизводство.
Организация проведения телефонных переговоров, прием информации.
Составление писем, запросов и других документов по поручению руководителя.
Подготовка заседаний и совещаний, оформление протоколов.
Организация приема посетителей.
К основному (торгово-оперативному) персоналу относятся работники торгового зала и кладовщики. Их основные должностные обязанности перечислены в табл. 1.4.
Таблица 1.4. Должностные обязанности торгово-оперативного персонала
Продавец
Подготовка товаров к продаже.
Контроль за наличием на товары, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, сертификатов соответствия или других, заменяющих их документов.
Показ товаров покупателям, их демонстрация в действии. Оказание помощи покупателям в выборе нужных товаров. Подсчет стоимости товаров, выписка чеков.
Своевременное пополнение рабочих товарных запасов. Подготовка рабочего места, получение упаковочных материалов, оформление внутри магазинных витрин, оформление ценников. Уборка нереализованных товаров и тары.
Изучение спроса.
Кассир торгового зала
Расчет с покупателями за товары и услуги, получение денег, пробивка чека, выдача сдачи.
Возврат денег по неиспользованным чекам.
Проверка исправности кассового аппарата, запись показания счетчиков, перевод на нули.
Устранение мелких неисправностей контрольно-кассовых машин. Получение разменной монеты.
Подсчет денег и сдача их в установленном порядке, сверка суммы реализации с показаниями кассовых счетчиков.
Контролёр кассир
Получение товаров со склада, проверка качества и количества продаваемых товаров, качества упаковки и наличия маркировки. Сверка сумм реализации с показанием кассовых счетчиков. Устранение мелких неисправностей ККМ.
Составление товарных отчетов, актов на брак, недостачу, пересортицу, приемно-сдаточных актов при передаче материальных ценностей.
Решение спорных вопросов с покупателями в отсутствие администрации.
Кладовщик
Прием на склад, хранение и выдача товаров, инвентаря, спецодежды.
Проверка соответствия принимаемых ценностей сопроводительным документам.
Ведение отчетной документации по движению товаров. Участие в проведении инвентаризации.
Экспедитор
Соблюдение порядка приемки и отгрузки товаров, правил организации погрузочно-разгрузочных работ.
Контроль за санитарным состоянием транспортного средства. Обеспечение режима хранения и сохранности товара при транспортировке.
Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, противопожарной безопасности, производственной санитарии.
К вспомогательному персоналу относятся грузчики, подсобные рабочие, уборщики торговых и служебных помещений, фасовщики, электромонтеры, техники и пр.
Второй вид разделения труда — товарно-отраслевое — позволяет работникам специализироваться на продаже товаров отдельных или нескольких товарных групп. Так, например, могут быть выделены продавцы тканей, мебели, галантереи, мясных товаром, бакалейных товаров и т.д.
Квалификационное разделение труда подразумевает распределение обязанностей в соответствии с квалификацией. С этой целью для основного и вспомогательного персонала вводятся разряды.
Работники розничного торгового предприятия, непосредственно участвующие в торговом обслуживании граждан, образуют обслуживающий персонал. К ним относятся: заведующий отделом (секцией), администратор торгового зала, товаровед, продавец, кассир, контролер-кассир, экспедитор, лифтер пассажирского лифта, дежурный у эскалатора, приемщик ручной клади.
Режим труда торгово-оперативного персонала
Время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка торгового предприятия и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, называется рабочим временем. В соответствии с Трудовым кодексом РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю. Нормальная продолжительность рабочего времени сокращается:
на 16 ч в неделю — для работников в возрасте до 16 лет;
5 ч в неделю — для работников, являющихся инвалидами I или II группы;
4 ч в неделю — для работников в возрасте от 16 до 18 лет.
Режим труда работников торговых предприятий должен согласовываться с режимом работы самого предприятия. Для работников может быть предусмотрена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем или рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику. Для этого составляют график выхода на работу.
Работа персонала торгового предприятия может быть организована в одну, две или три смены (для предприятий, работающих круглосуточно). Работа в течение двух смен подряд запрещается Трудовым кодексом. Для магазина, работающего продолжительное время в течение дня или круглосуточно, может быть установлен ленточный график выхода на работу с учетом интенсивности потоков посетителей.
Время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению, называется временем отдыха.
Видами времени отдыха являются:
- перерывы в течение рабочего дня (смены);
- ежедневный (междусменный) отдых;
- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
- нерабочие праздничные дни;
- отпуска.
В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 ч и не менее 30 мин, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.
Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 ч.
Работникам должен предоставляться ежегодный отпуск с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.
Условия труда работников торговых предприятий
Факторы, определяющие условия труда работников торговых предприятий, делятся на психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические, социально-психологические и эргономические.
К психофизиологическим факторам относятся физическая и нервно-психическая нагрузка, темп и ритм труда, монотонность, объем перерабатываемой информации, режим труда и отдыха. По оценкам специалистов, степень физической нагрузки торгово-оперативного персонала соответствует 2—3 баллам по шестибалльной шкале оценки (кроме работников немеханизированных складов), динамической нагрузки — 3 баллам (работа стоя, ходьба 5—7 км за смену), а степень нервно-эмоциональной нагрузки — 4 баллам по пятибалльной шкале (контакты с другими людьми в процессе обслуживания и ответственность за материальные ценности).
Условия труда работников торговых предприятий во многом зависят от вентиляции и отопления. В торговом зале и других помещениях должен поддерживаться нормальный воздухообмен и температура воздуха. Особые требования предъявляются к освещению: оно может быть как естественным, так и искусственным, но должно быть равномерным, достаточно интенсивным, не искажать естественного цвета товаров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13