Рефераты. Теория социального менеджмента p>Ресурс – запасы, средства, используемые при необходимости.

= предельное значение какого-то средства.
Соц. рес-сы – запасы творческой энергии личности, любой вид д-ти – творчество.
Формы творчества – социальная, познавательная, деятельностная, соц. орг- ции, общество в целом.
В наст. время перед Укр. Стоит задача раскрыть возм-ть проявления творчества личности. Без этого мы не сможем осущ. преобразовательных процессов. В наст. время перед управленцами стоит проблема найти мех-мы более полного исп-я соц. рес-в. С этой целью мех-мы необх-мо разделить на:
. мотивационные;
. интеллектуальные;
. информационные;
. социально-психологические;
. демографические;
. соревновательные;
. инновационные;
. стратегические;
. научные…
Особенности соц. рес-в:
- они творческие неисчерпаемы ( отличие от природные рес-в);
- целиком возобновляемые рес-сы.
- в процессе исп-я они имеют тенденцию к увеличению;
- прир-е рес-сы м. хранится долго, то соц. в случае невостребованности деградируют;
- в отношении соц. рес-в критерий «достаточно» – «недостаточно» явл. неоднозначным и неразработанным;
- соц. рес-сы обладают не только большим разнообразием, но и взаимозаменяемостью.
Все объекты упр. воздействия в какой-то мере явл их субъектами (пр.: соц. орг-ции, кот. сами создаются, проектируются, но возникнув оказ-т обратное влияние на развитие общественных процессов).
Закономерности (факторы), влияющие на усложнение объекта:
1) НТП;
2) Усиление мнар интеграц-х процессов на осн. инф. технологий;
3) Процессы демократизации всех сфер обществ. жизни - это приводит к усложнению внутри стр-ры О упр-я.
Отношения в СУ:
V му ступенями (вертик-е связи);
V му звеньями упр-я каждой системы (горизонт-е связи);
V му звеньями на разл. ступенях;
V отношения му рук-ми и подчиненными в каждом звене упр-я (отнош-я субординации);
V отношения му рук-ми и подчиненными в разных звеньях упр-я (отнош. координации);
V отраслевые;
V региональные;
V межотраслевые;
V внешние;
V внутренние;
V межсистемные;
V межличностные;
V коллективные;
V индивидуальные;
V линейные;
V функциональные;
V смешанные,…
Управленческие, орг-ционные отнош-я реализ-ся в упр-ской д-ти. Упр-ские и орг-ционные отношения не м. существовать друг без друга.

Осн. функции СУ.

Содержание любого вида упр-ской деят-ти находит свое конкретное воплощение в выполняемых функциях.
Функции упр-я бывают:
. общие;
. конкретные.
Общие:
1) планирование;
2) организация;
3) мотивация;
4) контроль.
Они присущи всем сферам упр-я.
Конкретные функции упр-я явл-ся специфическими для каждой сферы упр-я.
Пример: эк. упр-е производством складывается из таких конкретных функций как:
- МА исследования и сбыт продукции;
- Финансовая деят-ть ;
- Метариально-технич-е снабжение.
Все конкретные функции упр-я обществом делятся на 3 группы:
1. Изменение в условиях жизни людей:
V функция обеспечения условий безопасности граждан (ее вып-т гос-во);
V создание условий, гарантирующих права и свободы граждан;
V функция помощи людям в обеспечении источниками средств к сущ-ю и создание благоприятных возм-тей для повыш-я их дохода;
V охрана труда, его облегчение, улучшение условий;
V обесп-е охраны здоровья граждан;
V обесп-е опт. адаптации людей к меняющейся соц. обстановке;
V развитие соц-бытовой инфраструктуры, улучшение матер-бытовых условий жизни людей;
V создание, совершенствование участия граждан в управлении делами гос-ва произ-ва.
2. Формирование развития соц. качеств людей и обусловленные этим изменения в их образе жизни.
V обеспечение роста образовательного и культурного уровня людей;
V орг-ция инст. деят-ти, формирующая обществ. нравы;
V помощь людям в адаптации к меняющимся соц.-эк. условиям;
V обеспечение дисциплины и правопорядка;
V формирование у людей восприимчивости к инновациям;
V развитие трудовой , соц-полит, творческой и др. видов обществ. активности.
3. Формирование, функционирование и развитие соц. систем как целостных образований.
V формирование и пополнение кадрового состава, подбор и расстановка кадров;
V формирование и развитие соц. орг-ции и коллектива;
V развитие соц. стр-ры коллектива;
V создание, развитие, изменение содержания деят-ти соц. институтов

(администрации, профсоюзы, совет акционеров…)

Современные технологии СУ.

Понятие и сущность технологий СУ.
Упр-я технология – осуществление систематического упр-я, последовательных действий по выбору целесообразных процедур и выполнению входящих в них информационных преобразований и орг. воздействий соотнесенных такому классу технология. Ситуаций.
Выполнение этих процессов обеспечит преобразование, переход соц. системы в желаемое состояние. Упр-я технология выступает средством разрешения проблемных ситуаций в соц. системах.
Методы реш-я проблемн. ситуаций соц. технологии:
1) реагирование на ситуацию;
2) поиск аналогов состояния;
3) исследование состояния;
4) выбор процедур преобразования в данной ситуации.
Упорядоченность системы в упр-я - это непрерывность деят-ти ее подсистем и элементов. Непротиворечивость системы зависит от того, насколько в ней частные функции не противоречат др. другу. В соц. системе степень упорядоченности в конечном счете зависит от хар-ки направленности, взаимной непротиворечивости особых интересов с общими. Повышение степени упорядоченности увеличивает устойчивость системы, но н понижает способность к эволюции.
Основная функция упр-ской технологии – обеспечение научной и функциональной взаимосвязи процесса упр-я с конкретными соц. технологиями. В теории упр-я нет единого пока мнения о сущн-ти соц. технологии.
Соц технологии:
1) опред. способ достижения соц. целей;
2) сущность этого способа – пооперационное осущ-е деят-ти;
3) операции разрабатываются предварительно, сознательно, планомерно;
4) эта разработка проводится с использованием научн. знаний;
5) при разработке учитывается специфика обл-ти, в кот. осущ-ся деят-ть;
6) соц. технологии выступают в 2-х формах:
- как проект, содержащий процедуры и операции;
- как сама деят-ть, построенная в соответствии с этим проектом;
7) соц. технология – элемент чел-ской культуры.
Соц. технология возникает двумя путями:
- вырастает в культуре, эволюционно;
- строится как искусственное образование.
Как явление соц. практики, соц. технология – комплекс приемов достижения соц. полезной цели в обеспечении благоприятных условий жизни людей.
Появление соц. технологий связано с потребностью быстрого и крупномасштабного «тиражирования» видов деят-ти, идей, проектов.
Использование тех или иных соц технологий определяется эф-ть соц. упр-я.
Соц. технологии в известной мере опред-ся типом общественного развития, доминированием в нем эволюц. или революц. соц. процессов, а также разновидностью жизн. сил соц. субъектов. В этом смысле соц. технологии учитывают хар-р развития глоб. процессов соврем. мира с одной стороны, а с другой специфику нац. культурного развития данной страны.
Важнейшая задача соц. технологии – выявление закономерности опт. самоорганизации и упр-я соц.-эк. процессами.
Разработка соц. технологий осущ-ся на базе соотв. моделей процесса технологизации.
Структура модели соц. технологии:
1) формирование цели:
- диагноз;
- прогноз;
- формирование конечн. цели;
- стратегия действия;
- конкретные задачи.
2) принятие решений:
- выявление проблемной ситуации;
- обоснование вариантов действий (выработка альтернатив);
- выбор опт. варианта;
- утверждение (принятие) реш-я.
3) орг-ция соц. действия:
- распред-е задач му исполнителями;
- идеологическое обесп-е;
- координация и регулир-е процесса испол-я;
- контроль.
4) анализ рез-в:
- сопоставление запланированных и достигнутых рез-вов;
- открытие новых проблемн. ситуаций;
- первоначальное формирование новой цели.
Классификация соц. технологий.
- по видам;
- по ур-ня;
- по сферам применения.
Наиболее часто встречаются технология поиска стратегии упр-я, информационно- внедренческие, обучающие инновационные технологии, технологии прошлого опыта…
По хар-ру решаемых задач технологии м.б. частными и универсальными.
Особое место в оптимизации СУ принадлежит универсальным технологиям стратегии упр-я, инновац. деят-ти, технологизации прошлого опыта. Эти стратегии в наиб. мере способствуют активизации интеллектуальной теоретической деят-ти без использования детальной технологизации.
Во многих странах вопросы глобального моделирования давно и успешно разрабатываются научными центрами. Всякая частная технология начинается с разработки универсальных технологий глобального развития моделирования и соц. прогноза. Предметом их иссл-я стали вопросы сохранения мира, природы, населения.
Теория глоб. моделирования и для оценки ситуации в мире, стране, для оценки полит. партий, выработки гос. политики и мех-ма ее реализации. Переход к рын. отношениям, разработка глоб. стратегии и их исп-я при опред-нии путей разраб-ся и примечательно в ур-ню П.
Методика разработки соц. и технологий.
Вкл. в себя теор, методич., и процедурные аспекты деят-ти субъектов.
Теор. аспект связан с опред-м цели, объект технологизации; с выявлением сущности принципов воспроизводства соц. процессов; с раскрытием роли формализации соц. явлений ими; с анализов влияния соц. норм и нормативов на объективность соц. технологий и их эф-ть; с исслед-м соц. технологий как объекта и субъекта самоупр-я.
Методический аспект включ. в себя:
V выбор методов и средств получения инф-ции;
V обработка, анализ принципов трансформации инф. в конкр. выводы и рекомендации в ходе разработки и использования соц. технологий.
Процедурный аспект:
- орг-ция практич. деят-ти по разработке соц. технологий. Одной из сложнейших проблем научн. и методич. обесп-я соц. технологий – противоречие му необх-тью и возм-тью в ур-не соотношения статики и динамики, мере перемен и стабильности объектов технологизации. Степень эф- ти разделения данного противоречия м. выступать в кач-ве степени эф-ти познания исслед-го явления и тенденций его развития.
Внедрение соц. технологий:
Это процесс перевода теор. концепций по воспроизводству соц. качеств. хар- к, явлений на язык практич. действий.
Операции внедрения соц. технологий:
- проф. подготовка исполнителей;
- орг-ция их работ;
- координация разл. субъектов (отд. исполнителей или групп исполнителей);
- оказание научно-методич. помощи специалистам;
- контроль деят-ти субъектов внедрения соц. технологий;
- соц. диагностика рез-в внедрения;
- корректировка целей;
- орг-ция информ. обслуживания процесса внедрения.
Факторы влияния на внедрение соц. технологий:
1. Объективные факторы:
- степень экон. и соц. самостоятельности орг-ций;
- ур-нь наукоемкости использованных технологий;
- степень стабильности произв. процесса;
- эф-ть использования потенциалов орг-ций (технического, технологического, организационного, соц, экон., духовного);
2. Субъективные факторы:
- интересы и потребности субъектов соц. деят-ти;
- соц. потенциал личности (уровень его исп-я в конкр. условиях);
- степень включенности личности в систему заинтересованности в конечных рез- тах.

Типы (виды) соц. технологий:
1. Адаптационные:
Обеспечивают воспроизводство процессов включение личности в группы, коллективы, в новые условия.
По воздействию:
- политическая;
- производственная
- организационная;
- соц.-психологич-я.
По уровню субъекта:
- работника;
- коллектива;
- соц. группы.
Адапт. процесс отражает:
- предмет адаптации;
- время адаптации;
- показатели адаптации;
- эф-ть адаптации;
- условия адаптации;
- специфика и ур-ни адапт. технологий.
Хар-ки адаптационных процессов (характерные для всех адапт. процессов):
1) цели совместной деят-ти субъектов данной технологии;
- диагностика интересов и потребностей субъектов;
- выявление степени совпадения и различия;
- прогноз совместимости действий;
- временной интервал;
- степень устойчивости;
- влияние последствий совмест. действий на интересы и потребности субъектов.
2) разработка программы совместных действий:
- хар-р соц. действий;
- направление, показатели изменения среды совместной деят-ти;
- определение объема затрат субъекта.
3) организация адапт. процесса:
- саморг-ция и упр-е;
- диагностика процесса адаптации;
- анализ эф-ти процесса адаптации;
- коррекция.
2. Административно-управленческие - это способ непосредст. операт. воздействия на управляемый объект.
Эта технология основана на полномочиях, праве рек-ли, авторитете власти субъекта упр-я,…
Административно-управленческие технологии находят свое выражение в конкретных реш-х, распространения, приказах. Административно-управленческие технологии имеют свое функциональное назначение и не противоречат методам упр-я, они дополняют их, поскольку любой административный акт (решение, приказ, распоряжение) выступают в комплексном проявлении практич. исп-я закономерностей развития объекта управления в сочетании с умением рук-ля пользоваться предоставленными полномочиями с учетом объект-субъект отношений.
3. Глобальные соц. технологии.
Они направлены на решение общечел-ских проблем, кот. связаны с оценкой не только внутр., но и мировых тенденций развития. Они отличаются высокой наукоемкостью, прогнозированием конеч. рез-та и получают приоритетное значение в период обновления соц. систем. глобальные соц. технологии применяются к чел. рес-сам науке, образованию, культуре, ценностям. Эти технологии определяют приоритеты того, что обычно не вкл. в рын. отношения, поэтому они становятся полем деят-ти активной гос. поддержки. В переходные периоды подобные технологии нельзя внедрять сразу, отказываясь от традиционных, это м. привести к нарушению сложившихся связей.
Реализация глобальных технологий, посвященные модернизации соц. жизни предполагают выделения ряда этапов:
V инвентаризация, оценка имеющихся соц. рес-в с целью их сохранения, обогащения, оптимизация, а не разрушения;
V выявление возможных вариантов соц. развития и прогнозов на будущее;
V подготовка общественного сознания для восприятия инноваций, смены системы ценностей, выдвижение лидеров-новаторов.
4. Рутинные соц. технология.
Это такие методы воздействия на соц. процессы, кот. отличаются малой наукоемкостью, отражают вчерашний день соц. воздействий, не мотивируют соц систему на перемену.
Они соответ. такому типу соц. орг-ций и типу упр-я, кот. находятся на стадии регресса, оторванности от изменений во внеш. И внутр. среде.
5. Управленческие технологии.
Это осущ-я системой упр-я последовательность действий по выбору целесообразн. процедур и выполнению входящих в них информ. Преобразований.
Выполнение этих процедур обеспечивает преобразование, период соц. системы в желаемое состояние.
Методы решения проблемных ситуаций сред-ми упр-ской технологии:
V реагирование на ситуацию;
V поиск аналогов состояния;
V исследование состояния;
V выбор процедур преобразования.
Основная функция упр-ской технологии – обеспечение научной и функц. взсвязи процесса упр-я с общими соц. технологиями (планир-е, орг-ция, мотивация, контроль).
6. Информационные соц. технологии.
Это оптимизация самого инф. процесса. Осущ-ся с помощью опред. приемов и методов сбора, анализа и хранения соц. информации.
Без использования инф. технологий не возможны все другие технологии. Их разработка и внедрение осущ-ся на основе методов: a) соц. моделирования; b) на основе использования соврем. вычислит. средств (сбор, обработка, хранение информации).
По содержанию инф. технологий следует отличать от других видов технологий.
Основные хар-ки инф. технологии:
V Ценность;
V Содержание;
V Правдивость;
V Вероятность;
V Точность;
V Точность;
V Оперативность.

Эффективность соц. технологий: это конечный соц. рез-т, полученный при наименьших издержках в оптимальные сроки; эффективность соц. рез-та возможна при след. условиях: соц. технологии д. обладать опред. свойствами(привлекательность цели, простота обоснования технологии, гибкость процедур и операций, экономичность цели достижения воспроизводства); на лицо д.б. все признаки технологизации: разграничение; расчленение соц. процесса на связ-е му собой этапы; координация и поэтапность действия; возм-ть многократного применения отработ-х стандартных алгоритмов д-ти для реш-я типовых задач; однозначность выполнения операций и процедур.
Процедура – набор действий (операций), с помощью который осущ. тот или иной процесс, фаза, этап выражающий суть данной технологии.
Операция – это непосредственно практический акт решения опред. задачи в рамках данной процедуры. необходимость соблюдение ряда условий технологизации:
Объект технологизации д. обладать опред. степенью сложности, процессы
(состояния, явления, отношения) д.б. формализованными и выражены системой операций и процедур. каждая операция д. иметь систему конкр. показ-лей, диагностич. приемов изучения их состояния и упр-я ими.
Этапы технологизации: созерцательное, познавательное восприятие;
Проявляются в условиях: отсутствует материальной заинтересованности; преобразование соц. потенциала; отсутствие эк., соц., правовой ответ-ти за эф-ть использования труд. рес-в. в этих условиях инф. о возможности использования соц. технологий воспринимается как сознательный познават-й процесс. Инф. не побуждает к активному познанию сущности соц. технологий, условий ее использования. инициативный экспериментальный поиск;
Этот этап проявляется в условиях потребности труд. коллектива, кооператива.. в облегчении динамичности эк. эф-ти производства. Этот процесс выражен ярко в условиях переходного периода. Чем выше уровень наукоемкости пр-ва, тем выше требования к упр-ю соц. процессами на осн. соц. технологий. реальные потребности системного использования.
При разработке соц. технологий учитывают: теоретический аспект (разработка цели, объект технологизации, расщепление соц. объекта на составляющие); методический аспект (выбор методов и средств получения информации, ее обработка, анализ, трансформация в конкр. выводы, рекомендации…); процедурный аспект (выбор рекомендаций по разработке соц. технологий).
Совокупность теории, методик, процедур составляет систему разработки соц. технологий.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.