Рефераты. Теория социального менеджмента p>Основные субъекты соц системы.

Ос-ти упр-я на рубеже веков.
В наст. время надвигаются негативные тенденции:
1) планетарные изменения в прир. среде (сокращение биологического разнообразия, возникают эл-ты парникового эффекта, истощение озонового слоя, загрязнение почвы, истощение лесов…);
2) резко возрастает соц. дифф-я му странами и внутри стран, что спос-т возник-ю локальных и глобальных конфликтов;
3) рост числ-ти населения при сокращении рес-в;
4) противоречие му личностью и общ-вом. Это одно из главнейших противоречий, кот. выступает как фактор разбаллансированности мира, следовательно возникают соц. конфликты.
Стремление человечества господствовать над природой, над социальностью настолько деформировано соц. и прир. мир, что многие люди не чувствуют удовлетворение от жизни, не нашли своего места…, что порождает чувство неудовлетворенности жизнью и осн. ее смысл сводиться к зарабатыванию денег.
Осознание этого противоречия способствовало менеджерской революции (вторая половина 20 века). Под ее влиянием многие страны добились опред. соц. рез- в.
Сущность менеджерской рев-ции: в ней особое значение приобретает рац.
Начало, знание, научн. проектри-е, матем. и соц моделир-е. Эти методы научн. упр-я направляются на более полное исп-е соц. рес-в, рес-в чел-ского фактора. Эта рев-ция предполагает, что разработка упр-х концепций, программ перестает быть привилегией рук-вого центра и становиться достоинством всех ур-ней упр-я, в т.ч. и муниципальных.
Все это спос-т более эф-му влиянию на объект упр-я. Возникает понимание того, что стабильность не м.б. достигнута за счет разрушения прир., соц., и дух. факторов.
Под воздействие менеджерской рев-ции разрабатываются и предъявляются новые требования к развитию субъекта управления (гос-во), кот. вынуждено делегировать многие функции хоз. регулированием предприятием, их объединениям, тер. единицам. Это спос-т укреплению матер. и фин. базы органов самоупр-я, разгружает верхний эшелон власти, позволяет им сосредоточиться на реш-и перспективных задач. Под воздействием этих факторов происх. процесс становления упр. культуры, формируется концепт. мышление снизу до верху.
Эта тенденция реализуется в жизни очень медленно. Несмотря на то, что многие проблемы решены, есть те, кот. остаются. Например, противоречие му глобальным объектом упр-я (Земля) и субъектом упр-я (мировым сообществом).
Это противоречие углубляется. Суть противоречия заключается в том, что:
1) процессы носят глобальный хар-р, а упр. воздействие ограничено рамками отд. регионов;
2) второе противоречие – отставание темпов соц. прогресса от НТП;
3) кризис глобального упр-я (высказано на мнар конференции в 1992 году в

Рио-де-Жанейро). Сущ-щая соц.-эк. модель, реализуемая развитыми странами мира не м.б. рекомендована другим странам, поскольку это м. усилить глобальную катастрофу. Кризис упр-я сопровождается кризисом духовности.

Это выражается в том, что насаждаются ложные ценности. Например, вместо истинной ценности самой жизни – гуманизм, творчество, насаждается потребительство, стремление к наживе.
Для решения соц. проблем создаются мировые общественные орг-ции (ООН,
ЮНЕСКО, мнар академия информатизаций –91г….). Гл. усл-е выживания мира – ускорение темпов соц. прогресса (подключение коллективн. разума, инновац. рес-в, упр. ресурс). Упр. ресурс – осн. ресурс выживания чел-ва.
Осн. субъекты упр. в соврем. мире: полит. институты, полит. лидеры,… Однако их развитие происходит не в едином инф. пространстве.
Необходимо развивать мировое инф. пространство, на основе которого можно было бы учитывать разл. геополит. факторы (геополитика – наука о методах воздействия политич., эк. физ. географии не внутр. и внешн. политику гос- ва). Геополитика дает возм-ть анализировать настоящие и моделировать будущее и вырабатывать инф-ю.
Глобалистика – наука о закономерностях и тенденциях развития глобальных процессов. Глобалистика и геополитика помогают выявить воздействие, кот. испытывают все страны мира под влиянием революции.

Гос-во – осн. субъект СУ.
Гос-во выступает как форма общества, кот. делегировано право распоряжаться обществ. делами. Гос-во явл-ся гос-вом, потому что в нем сосредоточена и реализуется гос. власть.
Власть – взсвязь, в процессе кот. люди в силу разных причин (соц., матер., инф.,…) добровольно (осознано) или по принуждению признают верховенство воли других, а также нормативн. установлений и в соответ. с их требованиями совершают поступки и действия, строят свою жизнь. В этой связи гос. упр-е хоз. делами хар-ся только ему присущими свойствами. Гос. воздействие: властное, политическое, кот. имеет в основе правовую обусловленность. А в реализации силу гос. аппарата, обладающего ср-вами принуждения.
Гос-во будучи сложным обществ. явлением и выступает как субъект упр-я придает упр-ю общественными делами свойство системности. Только при помощи гос-ва в общ-ве возможно достижение необходимой согласованности, координации, субординации, целеустремленности, а следовательно и рациональности и эф-ти упр-я.
Гос-во реализует свое полит. воздействие посредством законодательства устанавливая общие типовые правили (нормы) поведения людей во всех сферах обществ. жизни. Обеспечение их соблюдения осущ. не только силой власти, но и др. мех-ми регул-я: эк-кими, ценностными, нравственными, нормативными. Их роль по мере развития гос-ва повышается.
Эф-ть гос. упр-я зависит от таких факторов, кач-во соц. связи общ-ва и гос- ва. Любая страна нуждается в сильном гос-ве, поскольку от этого зависит нац. и личная безопасность граждан. В наст. время сильным гос-вом явл. правовое демократическое гос-во. Если этого не происходит, то гос-во отрывается от общ-ва. В наст. время КАС разрушена, а новая система не создана. Поэтому действие гл. субъекта упр-я не редко носит спонтанный хар- р. Управляемость обществ. процессом снизилась. Происходит отчуждение граждан от власти.
Пути устранения противоречия му обществом и гос-вом: поставить д-ть Гос-ва под эф-ный соц. контроль общества на основе расширения демократии народа, развитии народного самоупр-я.
Формы реализации власти народа:
1) непосредственно через местное самоупр-е;
2) через органы гос власти.
В наст. время власть не подконтрольна обществу и она приобрела искаженный хар-р, т.е. сосредоточилась преимущественно в исполнительных органах власти.
Чтобы изменить сущ-щее у нас положение вещей надо построить пирамиду власти: сделать власть ответ-й за распоряжение и общественными делами, а не владельцем собст-ти граждан, их судеб. В этом случае гос-во из работодателя и наемника превратится в ассоциацию совладельцев собственности и рез-в труда. Развитие демократии народного самоупр-я не ослабляет центрального власть, оно разгружает ее от несвойственных функций и позволяет сосредоточиться на реш-и современ. вопросов отправления (реализ.) властных полномочий, разработка стратегии развития общ-ва, опред-е политич. курса, нахождение места гос-ва в геополит. пространстве, усиление информ.- аналитической р-ты, что способствовало бы нац. и личной безопасности граждан. Мировой опыт показ-т, что делегируя опред. функции гражданам на разных ур-нях упр-я позволяет сбалансировать интересы как отд. людей, так и больших соц. групп, наций, народностей,.. Достижения такого баланса интересов явл. искусством соврем. политич. системы. Это будет залогом прочности гос-ва. Реш-щим эл-том в балансе интересов были и остаются отношение собственности. Они явл. основой эк. жизни общ-ва, кот. и защищает гос-во. В нашей стране провозглашен курс на многообразие форм собст-ти, но мех-м пока не работает. На смену монополии гос. собст-ти приходит другая монополия – частная. Такое явление противоречит логике развития нашего гос- ва и мировым тенденциям. Как преодолеть тенденцию монополизации собст-ти и власти. Сделать собст-ть разнообразной по форме собст-ти: владение, распоряжение, пользование, а власть сделать публичной (принадлежащей гражданам). Путь здесь один – формир-е гражданского общ-ва, кот. контролирует гос-во.
Пределы возможности вмешательства гос-ва в обществ. отношения:
1. Законы природы.
2. Законы общественного развития в т.ч. и экономического.
3. Не возможность гос. влияния определяется уровнем духовной, правовой, нравствен. культурой населения.
4. Возможность власти ограничены существованием прав чел-ка.
Нижняя граница гос. вмешательства определяется 2-мя обстоятельствами:
- важность и значимость для общества обществ. отношений;
- возм-ть саморегуляции.
Мех-мы и аппарат гос-ва.
В гос. аппарат входят:
- законодательные орг.;
- исполнительные орг. (осущ-т гос. упр-е: правит-во, мин-ва, ведомства);
- судебные орг. (осущ. правосудие и решают споры);
- надзорные орг. (прокуратура, фин-тамож. контроль, инспекции).
В узком смысле гос. мех-м или мех-м гос-ва можно представить как совокупность или систему органов гос-ва, кот. осущ. гос. функции. В широком смысле сог. Мех-м – совокупность всех гос. органов и организаций, осщ-щие функции гос-ва. Сюда входят и те стр-ры, кот. осущ-т функции гос-ва, но не обладают властными полномочиями (вооруженные силы, гос. П, тюрьмы).
Принципы орг-ции и д-ти гос. аппарата.
1. Общие (относятся как к гос. аппарату, так и к гос-ву в целом):
- политические (демократизм, гласность, признание чел-ка высшей ценностью…)
- правовые (верховенство закона, приоритетность прав и закон-х интересов граждан…)
- идеологические (нравственность, справедливость, учет обществ. мнения…)
2. Специальные / организационные (относятся только к аппарату гос-ва):
- разделение властей;
- компетентность (экономичность, ответственность в пределах компетентности, сочетание коллегиальности и единоначалия).
Орган гос-ва – это элемент гос. аппарата (орг-ция, учреждение), кот. осущ-т опред. часть гос. функций и наделенный властными полномочиями.
К гос. органам относятся:
- мин-ва;
- ведомства;
- местное самоуправление;
- суды.
Признаки органа гос-ва:
1) орг. единство (наличие опред. стр-ры);
2) состоит из гос. служащих;
3) пользуется частью гос. имущества, кот. нах. в операт. гос. пользовании;
4) нах. на бюджетном финансир-и;
5) обладает опред. полномочиями или компетенцией. В пределах этой компетенции, это подразделение м. издавать акты, обязательные для исполнения.
Эф-ть гос. упр-я – степень достижения целей гос-ва при осущ-ии упр-я с учетом произведенных затрат. Эф-ть гос. упр-я очень сложная.

Особенности объекта соц. упр-я.

Кризис упр-я усугубляется (объясняется) противоречием му О и С упр-я.
О упр-я выступают:
. общественные отношения;
. обществ. процессы;
. соц. организации;
. соц. ресурсы (в т.ч. сам чел-к).
Для эф-го функционирования системы необх-мо осветить проблемы, происходящие в О упр-я, на изменение которого направлены действия С упр-я. В центре этого воздействия стоит не чел-к, а постоянно измен-ся отношения, в рез-те кот. происх. разл. события и явления во времени и пространстве. Эти отношения хар-ся опред. последовательностью, имеют причины возник-я этапы развития.
Связи му событиями и явлениями м.б.:
- устойчивыми;
- неустойчивыми;
- закономерными;
- случайными.
Когда связь му событиями и явлениями выражает опред. тенденции к сохранению или изменению положения людей в обществе, то такая связь м.б. охарактеризована как обществ. процесс (то, что выражает опред. тенденцию).
Классификация общественных процессов:
1. По формам общественной жизни:
- экономическая;
- соц-я;
- политическая;
- духовно-культурная;
- личностная.
2. По общественному содержания.
3. По хар-ру осуществления:
- массовые;
- системные;
- эпизодические.
4. По уровню участие людей в решении общественных вопросов (активность граждан):
- низкий;
- средний;
- высокий.
5. По направленности действий:
- конструктивными (на развитие обществен. связей);
- деструктивные антисоц-е).
6. По ур-ню орг-ции общества:
- внутренние (внутриличностные, внутригрупповые);
- внешние (межличностные, межгрупповые).
7. По содержанию и длительности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.