Принятие управленческих решений. Принятие упр-ских реш-й – этап упр-й деят-ти, реализация упр-х отношений и лижерских спос-тей каждого управленца. Решение – акт органов упр-я или руководителя, в кот. поставлена цель, сформулированы задачи, предусмотрены испол-ли, определены рес-сы. Решение принимается в случае выявл. Проблемной ситуации. Принятие решений – процесс неслучайного выбора действий. В завис-ти от того, в какой степени знаком с ситуацией субъект, кот. принимает решение, различают след-е решения: V детерминистские (реш-я уверенности); V вероятностные (реш-я риска); V стратегические (реш-я неуверенности).
Сущ-т 4 ур-ня принятие реш-я, для каждого из кот. требуются опред. упр-е навыки: 1) рутинный (рук-ль ведет себя по программе, автоматически); 2) селективный (рук-ль оценивает достоинство целого круга возможных реш-й и старается выбрать из него лучший вариант действий); 3) адаптационный ( рук-ль ищет новые реш-я известной проблемы, успех зависит от его личной инициативности и возможности прорыва в неизвестное.
Пр.: при принятии системного реш-я); 4) инновационный (рук-лю необх. найти способы понимать совершенно неожиданные проблемы, решение кот. зависит от развития умения мыслить по- новому). Рук-лям от ур-ня принимаемого реш-я требуется соотв-е навыки. Реш-я бывают единоличные и коллегиальные. В завис-ти от соотнош-й единоличного и коллегиального (их идеального веса в принимаемых реш-ях) выделяют 5 типов принимаемых решений: 1) единоличное принимаемое решение без предварительной консультации с сотрудниками и без последующих их информирования ; 2) единоличное принимаемое решение с последующим информированием подчиненных; 3) единоличное принимаемое решение с предварительной консультацией в коллективе; 4) принимаемое совместно с сотрудниками; 5) полная передача подчиненным функций приема решение. В соотв-и с названными типами прин. реш-й м. выделить 5 стилей рук-ва: . директивный; . директивно-коллегиальный; . коллегиальный; . коллегиально-либеральный; . либеральный. Личностные хар-ки рук-ля.: . концептуальные способности (спос-ть разраб-ть концепции); . спос-ть вздейст-ть с людьми; . диагностические спос-ти; . аналитические спос-ти (умение абстрактно мыслить); . технические спос-ти (умение раб-ть с соврем-й техникой. Психологические условия: - прогностическое воспроизведение путей решения стоящих задач и соотношение их с реал. Условиями; - составление подробного инф. описания факторов, кот. необх. для принятие упр-го реш-я и возм. дейст-й по его реализации; - умелое оперирование своими знаниями, пост. исп-е своего опыта и интуиции; - активное подключение специалистов по выр-ке предложений по приним. реш-ю, кот. осущ-ся бы под углом нашего зрения; - основательная волевая подготовка, внутр. преодоление борьбы мотивов в пользу приним-го реш-я, кот. меньше сопряжено с риском; - критическая оценка эффективности путем реализ-и выработанного реш-я. Различают рук-лей с внутр. и внеш. стратегией при принятии реш-й. К первой группе относят тех, кто считает, что кач-во реш-й зависит от собств. компетенции, воли. Люди с внешней стратегией убеждены, что их успехи и неудачи зависят от внеш. Обстоятельств, на кот. они не м. влиять. Продуктивность – способность построения гипотез, приним. нестандартных реш- й. Критичность – склонность все тщательно анализировать. В зависимости от сочетания продуктивности и критичности мышления выделяют типы решений: 1. Импульсивное П > К
Проблема построения гипотез преобладает над ее проверкой. 2. Рискованное решение П ? К
Процесс построения гипотезы доминирует над ее проверкой, но незначительно. 3. Уравновешенное П = К
Процесс построения гипотезы уравновешивается проверкой . 4. Осторожное П ? К
Проверка гипотез преобладает над ее построением. 5. Инертное П < К.
Контроль гипотез преобладает над ее построением. Факторы, влияющие на процесс принятия реш-я: V информационные; V мотивационные (интересы, мотивы, установки субъекта, кот. принимает реш- я); V характерологические (черты хар-ра субъекта или хар-ра взаимоотнош. в группе, если принимается групповое реш-е); V технологическое (соблюдение принципов, правил, технологических процедур, методов принятия упр-го реш-я). При принятии реш-я важно то, на что ориентируется чел-к: - на дело - на других - на вышестоящего рук-ля - на себя Принципы принятия эффективных реш-й: 1) Принцип системности – ориентация на всесторонний учет значимых факторов. 2) Принцип стандартизации - больш-во упр-х ситуаций м.б. сведено к стандартным, базовым. Процедуры решения стандартных ситуаций разработаны. 3) Принцип опт. информированности. 4) Принцип автоматизма реализации упр-го реш-я – принятое рук-лем реш-е д. быстро и без искажения доводиться до соответствующего уровня. 5) Принцип учета вероятностных последствий реализации данного реш-я. 6) Принцип свободы выбора - если ЛПР имеет опред. степень свободы, то реш-е будет эффективным. Если свободы нет, то рассчитывать на эф-ное решение не стоит. 7) Принцип ответственности – ЛПР несет ответственность за результаты прин. реш-я. 8) Принцип соразмерности прав и ответственности – плохие реш-я принимаются тогда, когда ЛПР не несет за них ответ-ти и когда тот на кого возложена ответ-ть не имеет прав. 9) Принцип творчества – в книге «Раскрепощенный менеджер» выделяется 5 стадий для творческого решения проблемы:
- изучение проблемы;
- выработка идей;
- отсев примененных идей;
- планирование нововведений;
- обратная связь, анализ. 10) Принцип своевременности – он ориентирует на выбор лучшего момента для прин. реш-я. 11) Принцип единства, единоначалия, коллегиальности. 12) Принцип соучастия – активное привлечение к прин. реш-я тех, кого оно касается.
Стадии принятия решения: V настройка (оценить, понять, распределить проблемы, выявить трудности в них); V цели; V критерии оценки; V информация; V планирование (начинается с прин. реш-я о том, что д.б. сделано); V действие (практич. работа по реализации плана); V анализ действий для их улучшения.
Методы прин-я упр реш-я: 1 гр.: общие методы 2 гр.: групповые методы 3 гр.: методы воздействия на прин. реш-е.
Соц. контроль и эффективность упр-я.
Соц контроль – совокупность ср-в и приемов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отд. субъектов упр-я будет соот-ть общественным нормам и ценностям. Порядок в обществе означает, что каждая личность принимая на себя опред. обяз-ти вправе требовать от других их вып-я в собств. целях.
3 способа осущ-я соц. контроля: а) воспитание - люди сознательно принимают нормы и ценности общества, отд. групп. б) социализация - люди сознательно принимают нормы и ценности общества, отд. групп. в) принуждение – применение опред. санкций: когда отд. индивид, группа не следует законам, правилам, то общество прибегает к принуждению. В этом смысле соц. контроль связан с понятиями «свобода» и «ответственность». Свобода не возможна без ответственности. Формы ответственности: - политич-я; - юридич-я; - нравственная; - финансовая. Соц. контроль не м.б. сведен к учету или отчетности, а складывается из сложных отношений, кот. пронизывают соц. систему. Соц контроль м.б. рассмотрен как завершающая часть упр-го процесса. Та часть, кот. отвечает за реализацию принятого реш-я. На основе соц. контроля мы опред. рез-ты соц. д-ти. В этом случае контроль обеспечивает стабильность в развитии общ- ва. Функции соц. контроля: - диагностическая; - обратной связи (без нее рук-ль не знает л ходе выполнения задач); - ориентирующая (те вопросы, кот. чаще всего контролируются С-м упр-я, они как бы сами собой приобретают особое значение в глазах исполнителя; - стимулирующая (напр. на выявление резервов, прежде всего чел-ского фактора); - педагогическая - корректирующая (явл. рез-м реализации принятого реш-я). Виды контроля: . предварительный (дать обоснование принимаемого реш-я); . текущий (вносить коррективы в процессе вып-я принятого реш-я); . последующий ( для проверки эф-ти принятие реш-я). Сущн-ть эф-ти состоит в том, что упр-е обеспечивается реш-е поставленных задач в возможно короткие сроки при наименьших затратах ресурсов. Эф-ть не правомерно рассматривать как рез-ты различн. видов конкр. упр. д-ти. В обществе интегрирующим показателем эф-ти упр-я явл. соц. рез-т, в кач-ве кот. выступает повышение кач-ва жизни граждан при наименьших затратах всех остальных ср-в. Центр. проблема методологии эф-ти – это согласованность целей, выбор инструментов, приоритетов и получение тех или иных рез-в. Осн. усл-е получение эф-ти: V согласованность рез-в с фундаментальными перспективными целями развития соц. системы; V ориентация на чел-ка (на чел. фактор, кот. явл. и целью и средством развития системы). При этом сущ-т особенности расчета эф-ти: 1) разные эф-ти не м.б. измерены в одних и тех же единицах; 2) эффекты м. иметь различную направленность (+/-) или разную модальность; 3) не сущ-т в полной мере стоимостных оценок некоторых рез-в д-ти; 4) практическая значимость всех действий субъектов упр-я в конечном счете опред-ся рез-ми развития общества, сбалансированностью, жизненными рез- ми, качеством их жизни, возможностью данной страны. Схема оценки эф-ти заключается в построении теор. модели объекта упр-я с учетом мирового и отечественного опыта и наложения этой модели на реальную жизнь. В рез-те этого происходит оценка проблемной ситуации. Для построения теор. модели разрабатываются базовые понятия, критерии, показ-ли, индикаторы для оценки кач. и колич-х изменений. Колич-е изменения сущ-т в 2 осн. видах: . статистические; . социологические. Их использование позволяет принимать соотв. упр-е реш-я. Показатель статистики разделяется на след. ур-ни: . м/н; . гос-ный; . региональный; . местный (муниципальный). Критерий – объективная направленность эф-ти, ср-во, с помощью кот. производится оценка, классиф-я чего-либо. Эталон – это количественно-качественное состояние объекта, кот. отвечает всем общественно необх-м хар-кам и ожиданиям. 2 типа эталонов: 1) м/н (ООН, МОТ, ЮНЕСКО…); 2) гос-е (национальные). Критерии, показатели, эталоны дифференцируются по сферам жизни: V экон-кая (темпы эк. роста, произв-ть труда, ВВП, …); V социальная (душевой доход, семейный доход, мин. прожит. ур-нь,….); V политическая (хар-ся развитостью демократич. институтов, наличием гражданского общ-ва, включение населения в упр-е общественно- хозяйственными делами); V духовно-культурная (уровень развития культуры, науки, образования; из бюджета выделяется 0,3% на развитие этой сферы на сегодня).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5