Бабичев Николай Петрович
Предпосылки возникновения и осн этапы теории и практики СУ.
3 вида систем: - технические - биологические - социальные
Соц система самая сложная, в ней присутствует человек. Развитие человеческого общества – предпосылка для возникновения науки управления. Разделение труда – это специализация.
Этапы развития науки управления: 1. Административная школа (школа науки управления) Тейлор. НОТ. Форд: изобрел конвейер. В основе развития чел общества лежат потребности. 2. Школа чел-ских отношений. Мейо. 3. Поведенческое направление в теории управления (Маслоу…) 4. Количественная школа. 5. С т.зр. системного подхода все объекты можно рассматривать как систему.
Качество системы больше суммы качеств элементов системы. Это синергический эффект. 6. Ситуационный.
Упр-е д. осущ-ся на основе понимания объективных экономических законов.
Содержание, особенности и виды ТСУ.
СУ как наука специально не изучает эконом, юрид., полит. и др. стороны упр- я. Предмет ТСУ – теория и методология их вздействия, основанные на системной связи всех общественных явлений в процессе их вздействия и взвлияния. В ТСУ исследуются: - осн понятия - законы - принципы - методы вздействия разных соц систем, сохранения их целостности, создания новых соц образований на основан целесообразности и совокупного интеллекта, кот присущ общ-ву на данном истор этапе. Задача ТСУ – обеспечение целостного представления о вздействии сложных соц систем, их стр-ре, внеш и внутр связях, саморазвитии и воздействии одной на другую, о специф отношениях, кот складываются му объектом и субъектом упр- я. Наличие устойчивого равновесия му С и О упр-ских явлений одной из важнейших закономерностей в упр-ии, кот обуславливает остальные законы и принципы. Нарушение равновесия му С и О упр-я приводит к возникновению кризисных ситуаций. Предмет ТСУ – исследование упр-ской дейст-ти в единстве с упр-скими отношениями, кот складываются в процессу создания системы соц труда. Следовательно: наука СУ не явл-ся прикладной какой-либо науке (юр., полит), она базируется на общеметодологич принципах общественных наук (фил., эк-ка, социология), а также на науках , кот исслед. орг-технич. и соц-технолог. законы и принципы построения сложных систем (упр-е пр-вом, дух., культурн. развитием, кибернетика, теория систем). Осн метод исследования ТСУ – системный подход, системный анализ явлений общественной жизни. Управление не возникло бы, если всем всего хватало бы. В узком смысле СУ – процесс воздействия на соц процессы для достижения поставленных целей. В широком смысле СУ – сфера д-ти людей. Необходимость СУ обусловлена разделением труда в группах людей, в масштабах гос-ва, а также необходимость его кооперации – совместным трудом – основа развития чел-ского общ-ва, а упр-е – необх эл-т общего труда. В любой группе сущ 2 вида разделения труда: - горизонтальное - вертикальное Ключевое понятие управления – воздействие. Оно сущ во всех видах систем. В соц системах оно проявляется как воздействие С на О упр-я с целью поддержания или перевода О в желаемое состояние. Воздействие в соц системе м.б. разным по объему, содержанию, направленности, силе, власти. В завис-ти от этого меняется само содержание понятия «управления». Отличие особ. СУ от др. видов упр-я – это процесс целенаправленного воздействия. Осн элемент управления – целеполагание. Это процесс обоснования и полагания целей развития О. исходя из потребностей общества и возможностей его организации. Всякое воздействие в соц системе носит сознат х-р. Содержание СУ определяется качеством целеполагания. Источник активности в соц системах – стимулы (внешн., внутр., позит., негат., матер., дух., осозн., неосозн.) поэтом создавая ту или иную систему стимулируя мы посредством ей м. Влиять на соц процесс и управлять ими. Сущность новой упр-ской парадигмы – повышается роль и значение творчески активной личности в развитии, соц орг-ции , а не только формального органа упр-я как было ранее. Упр-е воздействие осущ-ся в процессе упр-ской д-ти. Эта д-ть объективна, поскольку она направлена на какой-либо О. В тоже время любая деят-ть чел-ка имеет субъективный х-р. упр-ская д-ть призвана обслуживать реализацию цели и функции упр-я., обеспечивать подготовку и реализацию в жизнь упр-ских реш- й. Упр-ская д-ть – набор выработанных практикой и научным познанием способов, средств и целесообразн поступков чел-ка в сфере упр-я. В процессе упр-ской деят-ти субъекты, органы упр-я и чел-к в упр-ское отношения. Их можно разделить на отношения, связанные с целеполаганием, анализом инф-ии, постановкой целей, и орг-ей их достижения. Упр-ское отношение – единство объективного и субъективного. Они опред-ся особенностями соц-эк-кой системы. Орг. отношения – необх. эл-т мех-ма упр-я имеющий свою внутр стр-ру, в которой выделяют отношения централизма и самостоятельность, субординации, координации и ответственности. Они подразделяются на вертикальные и горизонтальные, формальные и неформальные. В процессе орг-ции отнош-й при вздействии с людьми имеет место специализация по опред-м предметам, содержанию, видам работ, что требует кооперации. Формальное построение органа по подразделениям и должности создает лишь внешне логическую схему для орг-ции деят-ти, кот д.б. соотнесена с неформальной схемой. Только тогда упр-я работа имеет шанс на успех. Если мы не учит-м в упр-ской деят-ти действующую упр-скую схему, эф- ть упр-я снижается. Система упр-я: V управляемая V управляющая Каждая может рассматриваться самостоятельно. Они имеют многогранную иерархич. стр-ру, т.к. в каждой подсистеме сущ-т свои прямые и обратные связи, кот выступают внутр. источниками самореализации. Кроме О и С упр-я в систему упр-я входят функции упр-я. (конкрет. напр-я деят-ти). Функции упр-я по своим предназначением делятся на: - целевые (напр-ны к опред-й цели системы, кот может охватывать разн. уровни ур-ни соц орг-ции).
Осн эл-т целеполагания – прогнозирование (предвидение) изменений, кот будут происходить по мере развития самой системы. - организационные. Осн задача упр-я – организация системы упр-я, конечный рез-т ее функционирования явл принятие и реализация упр-ского решения.
Закономерности и принципы СУ.
Законы упр-я выражают важные внутр устойчивые черты, особенности процесса упр-я. Они носят объективный х-р и опред-т логику поведения людей, не зависимо от них. Чем лучше мы познаем и используем требования объективных законов, тем более действия людей приходят в соответствие с требованиями реальной жизни. Законы упр-я: 1. З-н необходимого разнообразия.
Разнообразие упр-щей системы д.б. не меньше разнообразия упр-мого О. Чем сложнее О. упр-я, тем сложнее д.б. и орган упр-я. 2. З-н специализации управления.
Упр-е современными стр-ми ведет в расчленению функций, к специфич их проявлению в конкретных усл-х, на разных ур-нях и различн направлениях.
Упр-е требует наличие высокого профессионализма в разл сферах. 3. З-н интеграции упр-я.
Объединение в упр-нии различных специализиров. действий на разных ур-нях и направлениях упр-я в единый упр-ских процесс, кот осущ-ся в рамках данной системы. В кач-ве интегрирующих факторов выступают цели, задачи, интересы общества, кот требуют поддержания норм. Жизнедеят-ти соц системы в соотв. с пост-м изменением во внешней и внутренней среде. 4. Закон экономии времени
Хар-т эф-ть управления, достижение поставленной цели с учетом наим. врем. потерь (мат., чел., фин-х рес-в), что во многом зависит от скорости реакции СУ на изменения в О упр-я. Это один из первейших законов. От этого закона зависит эф-ть упр-ского реш-я. 5. Закон приоритетности соц целей.
Он определяет целеполагание в общ-ве. Цель развития общ-ва – не произв., не полит, не эк-ка как таковые, а пост. повышение кач-ва жизни членов общ-ва. В наст. время в мир-м сообщ-ве получили развитие след-е тенденции: - формир-е соц-ориенитр-го рынка; - построение соц гос-ва; - соц партнерство; осн парадигма обществ-го прогресса в наст-й момент – повышение кач-ва жизни всех граждан. 6. Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в упр-ии.
Упр-е – объективно необходимое понятие (изначально) для общ-ва, поскольку упр-е связано с отношениями собственности. Понятие упр-я и собст-ти – неразделимые эл-ты. По мере развития науки, упр-е становиться объективно- субъективным явлением. 7. Закон доминирования глобальной цели в развитии соц системы.
Миссия – видение необходимости сущ-я П со стороны рук-ва П. Сущность закона: каждая соц система состоит из ряда подсистем: экон., полит., технологич., дух-культ., орг-ной, соц-й. Все вместе они составляют единый организм. Но поддержание целостности этой системы возможно при доминировании ген. цели над целями подсистемы.
В теории упр-я понятие «закономерность» обычно рассматривается как нач. стадия формирования закона.
Закономерность развития соц упр-я приводит к появлению универсальной закономерности (соц доктрина) – это разновидность глоб. технологии, кот. опред-т место соц системы в геополитическом пространстве. В этом случае она выделяет приоритеты в реализации коренных соц. интересов нации, содержит мех-мы их реализации (экон., мнар, культурн., экологич….). Соц доктрина явл. основополаг. для определения стратегич-х целей соц политики, опред-е соц ориентиров выработки любого вида политики для выражения интересов граждан. Процесс выработки соц доктрины предполагает анализ сложившейся соц-эк-кой ситуации, оценки прошлого истор-го опыта, изучение внешних факторов, тенденций мирового развития. На этой основе в соц доктрине выделяют:
1) главные нац-е интересы, соотв-е перспективы целям данной станы;
2) среди них выделяют ряд интересов, от удовл-я кот. зависит нац.
Безопасность, осущ-е независ. развития.
3) Опред-т первоочередные ресурсы, кот. м.б. использованы для достижения стратег-х целей. 8. Закон передачи функций упр-я народным органам самоупр-я.
Самоуправление – основа развития муниципальных образований. Население городов, районов выступает собственником, совладельцем П-й, фин-х орг- ций.
В практике СУ д.б. реализованы след-е закономерности: 1. Единство системы СУ (оно обусловлено культ., экон., полит. факторами развития). 2. Пропорциональность управляемой и управляющей подсистем соц системы, что предполагает рац. соотносит-ть внутри них и му ними. 3. Опт. Соотно-е централизации и децентрализации ф-й соц упр-я. Для каждого этапа развития д.б. свой ур-нь централизации и децентрализации. 4. Участие разл-х слоев населения в СУ.
Принципы СУ.
Принцип – правило, осн. положение, норма поведения, кот. руководствуются органы упр-я в сложившихся соц усл-х. Принципы упр-я представляют опред-ные треб-я к упр-ю. Принципы упр-я представляют собой обобщение людьми объективно дейст-щих законов и закономерностей, признаков, черт этих законов, кот становятся общим началом совмест. д-ти. Взсвязь принципов, законов, закономерностей. Законы соц развития поражают соц законы соот-щего этапа или периода соц развития, кот в свою очередь поражают законы и закономерности соц упр-я, а те в свою очередь поражают принципы СУ. Отличие му принципами и методами упр-я: принципы не выбирают, им следуют. Принципы: 1. Единоначалия в принимаемых решениях и коллегиальности при его обсуждении. 2. Единства воздействия для поддержания целостности в соц системе. 3. Сочетания отраслевого и тер-го упр-я. 4. Приоритетности в достижении стратег-х целей. 5. Научности СУ. 6. Прогнозирования СУ. 7. Мотивации труда. 8. Рационального подбора, расстановки и использования кадров. 9. Экономичности и эффективности упр-я. 10. Системности. 11. Иерархичности (любая система – многоступенчатая). 12. Необходимого разнообразия (сис-ма упр-я д.б. разнообразней, чем объект упр-я). 13. Обязательности обратной связи. 14. Сочетания единоначалия и коллегиальности. 15. Делегирования полномочий. 16. Гуманизма и нравственности в упр-ии. 17. Гласности в принимаемых решениях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5