Рефераты. Стратегическое планирование предприятия на трехлетний период на примере ОАО Дальхимпром p> - рост. Эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющимися технологиями. Для нее характерно установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года;

- сокращение или стратегия последнего средства. Для этой стратегии характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции;

- комбинированная стратегия. Эта стратегия представляет собой любое сочетание рассмотренных альтернатив – ограниченного роста, роста и сокращения. Комбинированной стратегии придерживаются крупные организации, которые активно функционируют в нескольких отраслях;

Факторы, влияющие на выбор стратегии.

На стратегический выбор, осуществляемый руководителем, влияют разнообразные факторы.

1. Риск.

Какой уровень риска руководство считает приемлемым? Риск является фактором жизни компании, но высокая степень риска может разрушить компанию.

2. Знание прошлых стратегий.

Часто сознательно или подсознательно руководство находится под воздействием прошлых стратегических альтернатив, выбранных фирмой.

3. Реакция на владельцев.

Очень часто владельцы акций ограничивают гибкость руководство при выборе конкретной стратегической альтернативы.

4. Фактор времени.

Фактор времени при принятии решения может способствовать успеху или неудачи организации. Реализация даже хорошей идеи в неудачный момент может привести к развалу организации.

Перечисленные в данной главе принципы и методы построения стратегии предприятия, а также виды стратегий бизнеса являются основой стратегического планирования и составлены с использованием опыта и знаний многих выдающихся деятелей менеджмента.

3 Выбор приемлемого плана разработки стратегии предприятия

Проанализировав методы построения стратегии можно сделать вывод, что не все из них реализуемы в российских условиях. При выборе методов принимается во внимание возможность получения информации о ситуации в отрасли и о положении конкурентов, а также возможности проведения некоторых видов анализа в рамках дипломной работы.

Отобрав наиболее приемлемые пути разработки стратегии, отражающие в полной мере ситуацию, в которой действует компания, был составлен план анализа деятельности предприятия и факторов окружающей среды, влияющих на его работу:

1. Характеристика внешней среды предприятия:

- макросреды;

- непосредственного окружения.

2. Характеристика внутренней среды предприятия:

- общая информация о предприятии;

- производство;

- маркетинг;

- кадры;

- финансы.

3. SWOT- анализ, определение ключевых факторов успеха (КФУ), построение матрицы БКГ.

Результаты этого анализа приводят к выработке альтернативных стратегий работы предприятия и принятию решения, по какому из путей руководство организации должно направить свою деятельность для получения наибольшего успеха.

Аналитическая часть

1 Характеристика факторов внешней среды

Любое предприятие находится и функционирует в среде. Каждое действие предприятия возможно только, если среда допускает его осуществления. Но условия нахождения предприятия в среде постоянно изменяются. Это обусловлено многообразием отношений, складывающихся между ним и различными экономическими субъектами. Совокупность этих отношений и составляет понятие внешней среды, которая во многом определяет характер деятельности предприятия. Для того чтобы определить стратегию поведения предприятия и провести ее в жизнь, необходимо иметь углубленное представление о внешней среде, о тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней предприятием.
Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается, как совокупность
2-х относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.

Макросреда

Факторы макросреды – это факторы общего плана, определяющие текущую демографическую, экономическую, природную, научно-техническую политическую ситуацию, а также особенности культурного уклада. Все компоненты макроокружения находятся в состоянии сильного взаимного влияния.

Финансово – экономический кризис 1998 г. в России, источником которого послужил не столько общемировой кризис, сколько накопившиеся за годы реформ внутрироссийские проблемы, сопровождался падением промышленного производства, сокращением доходов населения, ростом дефицита бюджета, высокого роста цен и валютного курса, тенденций сокращения доли валового накопления. В результате кризиса цены на иностранную продукцию, захватившую
90% российского рынка резко выросли и стали неприемлемыми для потребителей, чьи доходы снизились на 68 %.

Но данная ситуация стала толчком для российских производителей. Более низкая себестоимость производимых продуктов, чем у иностранных фирм, позволившая держать цены на уровне приемлемом для потребителя, сделала отечественную продукцию более привлекательной для россиян. В итоге изменилось отношение в обществе к отечественным товарам. Приобретая российскую продукцию из-за необходимости экономии денежных средств, потребитель стал убеждаться, что качественные характеристики отечественных товаров не хуже импортных. Лозунг «Поддержим отечественного производителя!» приобрел актуальность и популярность у большинства россиян. В результате в
1999 г отмечен рост промышленного производства, который сопровождался качественными изменениями в области финансов предприятий, ростом прибыли, сокращением количества убыточных предприятий, увеличением оборотных активов предприятий в денежной форме.

Реальная ситуация в экономике в 1999 г. характеризовалась умеренными темпами инфляции, составившей 36 %. Министерство экономики РФ подготовило предварительный прогноз показателей инфляции (индексов-дефляторов цен) до
2003 г. по отраслям промышленности (табл. 4).

Таблица 4.

Основные показатели, представляемые для разработки прогноза социально- экономического развития РФ на 2001 год и на период до 2003 года

(варианты индексов даны с учетом разной степени инфляции)
|Отрасль |варианты |1998-19|1999-200|2000-20|2001-20|2002-20|
| |индексов |99 |0 |01 |02 |03 |
|Химическая |1 |158 |137 |121 |114 |110 |
|промышленность | | | | | | |
| |2 |- |- |124 |119 |116 |

Индексы – дефляторы необходимы предприятиям для планирования деятельности на среднесрочный период. В 2000 году экономисты прогнозируют
ВВП на уровне 5350 млрд. руб., инфляция оценивается в пределах 18 %, среднегодовой курс доллара будет равен 32 руб. за один доллар.

В 1999 году произошли следующие изменения в экономике Приморского края: впервые за последние 10 лет в промышленности края получен прирост объемов производства к уровню предыдущего года на 10,7%, в том числе по крупным и средним предприятиям на 9,2 %. Ценовая ситуация на внутреннем рынке края в 1999 г. характеризовалась постепенным снижением инфляционных процессов. Рост цен на потребительском рынке составил 31%, что ниже, чем в целом по РФ (36,5% - 38%). Существенное влияние на рост производства оказала осуществляемая в крае политика поддержки промышленности.
Наметившиеся положительные тенденции экономического окружения стимулируют развитие взаимовыгодных отношений финансовых институтов края и сферы производства.

Доходы предприятия, напрямую зависят от платежеспособности потребителей. Численность население Приморского края за год сократилось на
17,5 тысяч человек и составляет 2179 тысяч. Несмотря на то, что денежные доходы, полученные населением (34,2 млрд. руб.) возросли по сравнению с
1998 г. на 46,8%, реальные же денежные доходы снизились на 16 % и среднемесячный денежный доход на душу населения составляет 1299 тысячи руб.
Более трети населения России имеет доходы ниже и без того невысокого прожиточного минимума.

Реформы, прошедшие в стране, а также смена президента и правительства не решили острых бюджетных проблем государства. По-прежнему не обеспечиваются социальные гарантии населению, предусмотренные законом. Не обеспечивается в полной мере финансирование льгот и социальной помощи ветеранам и инвалидам, накопилась значительная задолженность по детским пособиям. Эти и другие федеральные обязательства финансируются приблизительно на треть. При этом если в Москве и Санкт-Петербурге они исполняются на 100 %, то в других регионах на 5-10 %.

Существующее положение закрепляет своеобразный «контракт» между государством и обществом, одна из сторон которого не в полной мере исполняет свои обязательства, а другая пользуется зачетами, льготами, отсрочками, чтобы не исполнять свои. Такой «контракт» является одной из главных причин неравных условий конкуренции, масштабного кризиса неплатежей и оттока капитала.

Избыточные обязательства государства породили высокие и слишком сложные налоги. Многочисленные льготы и неравное отношение налоговых органов к налогоплательщикам делают налоговую систему несправедливой.
Налоговое администрирование пока не достигло того уровня, при котором платить налоги выгоднее, чем укрываться от них. Налоговая система содержит большое количество плохо собираемых налогов, осложняющих хозяйственную деятельность предприятий, способствующих уходу бизнеса в тень.

Политическая нестабильность в стране задерживает дальнейшее развитие промышленности, так как порождает недоверие к государству и останавливает инвестиционный процесс: сбережения не превращаются в инвестиции, а оседают в виде наличных долларов на руках населения и сейфах компаний. Задача правительства в связи с этим состоит в стабилизации политических процессов в стране.

В бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2001 год и среднесрочную перспективу» [5] указываются приоритетные направления деятельности правительства в 2001 году. Одним из них является разработка и внедрение в жизнь новой налоговой системы. Будет введена единая ставка подоходного налога: уменьшено обложение фонда оплаты труда; ликвидированы налоги, уплачиваемые с выручки от реализации товаров, работ и услуг; отменено большинство льгот и т.д. Это позволит сделать налоговую систему более простой и менее обременительной для налогоплательщиков. Будет завершен процесс ликвидации льгот, предоставляемых закрытым административно-территориальным образованиям, продолжится упрощение системы таможенных тарифов. Простые и разумные налоги должны стать новым фундаментом ответственной бюджетной политики. Процесс урегулирования налоговой задолженности предприятий будет существенно ускорен при последовательном вытеснении не денежной формы расчетов.

С 1 марта 2000 г. отменены взаиморасчеты между субъектами экономических отношений. Но до сих пор не последовало разъяснение этого указа, а пока все остается по-прежнему. Этот указ, при вступлении в силу подорвет взаимовыгодные отношения между предприятиями, так как при помощи взаиморасчетов предприятия получали сырье и реализовывали свою продукцию.

Очень сильно от этого указа пострадает ОАО «Дальхимпром», которое при помощи договора взаиморасчета с другими предприятиями Приморского края, сбывал свою продукцию, а взамен брал на реализацию товары других фирм.

Серьезным препятствием для работы предприятий Приморского края является повышение энерготарифов. Борьба губернатора края с АО «Дальэнерго» ни к чему хорошему не приводит, кроме как к постоянным отключениям электричества, от чего страдают не только предприятия края, но и население.
Е. Наздратенко выдвинул предложение о введении усредненного энерготарифа на всей территории России, но предложение не получило поддержки правительства.
Вопрос о повышении платы за электроэнергию потребителям края остается открытым. Если все же их повысят, то себестоимость товаров, производимых приморскими предприятиями, резко возрастет и сделает их неконкурентоспособными товарам производителей других регионов. Это положение приведет к банкротству большинства промышленных предприятий
Приморского края.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.