С помощью проведенного анализа возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон Дальхимпром можно установить, что предприятие имеет достаточный потенциал для своего дальнейшего развития. Он обладает многолетним опытом производства товаров бытовой химии и наличием необходимых производственных мощностей. К тому же продукция, выпускаемая заводом, хорошего качества и пользуется спросом потребителей Приморского края. А слабыми сторонами завода являются высокие издержки производства, сводящие на нет прибыль предприятия, и отдаленность предприятия от основных поставщиков сырья.
Таблица 15.
Угрозы, возможности, слабые и сильные стороны
ОАО «Дальхимпром» |Возможности |Сильные стороны | |- рынок товаров бытовой химии |- многолетний опыт производства | |продолжает развиваться; |товаров бытовой химии, наличие | |- развитие НТП способствуют |необходимых производственных | |появлению новых продуктов, новых |мощностей; | |рынков, и новых потребителей; |- предприятие является | |- либерализация |платежеспособным; | |внешнеэкономической деятельности,|- собственный капитал предприятия | |международное сотрудничество |значительно преобладает над заемным; | |приводит к появлению новых |- хорошее качество выпускаемой | |партнеров; |продукции; | |- повышение уровня образования |- эффективное использование различ-ных| |населения приводит к увеличению |каналов сбыта, наличие собст-венных | |числа высокообразованных |каналов сбыта продукции; | |специалистов; |- предоставление дополнительной услуги| |- безработица приводит к |оптовым потребителям в виде быстрой и | |удешевлению рабочей силы и |бесплатной доставки товара; | |увеличению числа претендентов на |- высокий профессионализм работников | |рабочее место |предприятия | | |- компетентное руководство; | | |- адекватная организационная структура| | |предприятия; | | |- предоставление предприятием | | |социальных гарантий работникам |
окончание таблицы 15 |Угрозы |Слабые стороны | |- снижение уровня покупательской |- низкая рентабельность продаж из-за | |способности населения; |высокой себестоимости выпускаемых | |- повышение энерготарифов; |товаров; | |- повышение налоговых ставок; |- нехватка оборотных средств; | |- несовершенство законодательной |- небольшие объемы производства; | |базы приводит к ущемлению |- расширение ассортимента идет за счет| |интересов производственной сферы;|небольшого изменения уже выпускаемых | | |предприятием товаров; | |- нестабильность в обществе |- устарелая технология дизайна и | |приводит к приостановлению |упаковки продуктов; | |инвестиционного процесса и |- отсутствие информированности | |банковского кредитования бизнеса;|покупателей о продукции предприятия; | | |- отсутствие маркетинговых | |- ужесточение конкуренции; |исследований рынка; | |- ухудшение отношений с |- задержки с выплатой заработной платы| |производителями сырья и |работникам предприятия | |материалов | |
Поэтому предприятию необходимо пересмотреть ассортимент выпускаемой продукции с целью минимизации издержек и с учетом легкодоступности сырьевой базы. К тому же необходимо провести маркетинговые исследования для того, чтобы выявить какие новинки товаров бытовой химии предприятие может производить для расширения ассортимента и привлечения новых клиентов.
Развитие НТП открывает новые возможности для производителей, поэтому их необходимо проанализировать с целью поиска новых направлений деятельности, новых рынков и новых потребителей. Требуется найти такое новое направление деятельности предприятия, которое не требовало бы изменение его структуры и больших капиталовложений, сочеталось с производством товаров бытовой химии, имело бы надежных поставщиков, большой спрос у потребителей и приносило бы постоянный доход.
Проектная часть
Выбор стратегии предприятия должен основываться на данных о степени развития рынка, о потенциале развития предприятия и востребованности его продукции потребителями. Рынок товаров бытовой химии является, хотя образованным давно, но до сих пор растущим. Здесь постоянно разрабатываются новые товары, способные удовлетворить развивающиеся потребности потребителей, появляются новые технологии и новое сырье. Поэтому предприятие, которое решит удержаться на этом рынке, должно обладать силой выстоять среди безжалостных конкурентов, производя продукцию, которая сможет конкурировать с товаром бытовой химии любых производителей.
Проведенный ранее анализ факторов внешней и внутренней среды, и, выделенные на его основе сильные и слабые стороны деятельности ОАО «Дальхимпром», позволили выявить, что предприятие имеет определенный потенциал роста, который при правильной стратегической политике и умелом внедрении ее в производственную среду сможет, не только удержать предприятие «наплаву», но и получить максимальную прибыль от производственной деятельности.
Выбор стратегии производственной деятельности предприятия, основывается на ряде характеристик внутренней и внешней среды Дальхимпрома, приведенных ниже:
1. рынок товаров бытовой химии является растущим и прибыльным;
2. развитие НТП способствуют появлению новых продуктов, новых рынков, и новых потребителей;
3. Дальхимпром имеет многолетний опыт производства товаров бытовой химии и необходимые производственные мощности;
4. продукция, выпускаемая заводом, хорошего качества и пользуется спросом потребителей Приморского края;
5. слабыми сторонами деятельности завода являются высокие издержки производства, сводящие на нет его прибыль, и отдаленность предприятия от основных поставщиков сырья.
Для успешной работы на растущем рынке и получения максимальной прибыли предприятию необходимо пересмотреть ассортимент выпускаемой продукции с целью минимизации издержек и с учетом легкодоступности сырьевой базы. При этом необходимо использовать свой потенциал и возможности в целях открытия новых направлений деятельности, которые не требовали бы изменения структуры предприятия и больших капиталовложений, сочетались бы с производством товаров бытовой химии, имели бы надежных поставщиков, большой спрос у потребителей и приносили бы постоянный доход.
При построении стратегии предприятия был выбран подход, который разработал Игорь Ансофф. Для условий растущего рынка он предложил применить следующие виды стратегий (рис. 3).
| |РЫНКИ | | | | |ПРОДУКТЫ | | | | |имеющиеся |новые | | |имеющиеся |1.сокращение |2.развитие рынка | | | |расходов | | | |новые |3.развитие |4.диверсификация | | | |товара | |
Рис. 3. Матрица «продукт-рынок».
Каждое из 4-х полей матрицы представляет определенную стратегию. Поле 1 показывает направленность организации на существующие продукты и рынки. Цель этой стратегии – стабилизация или расширение рынка. Возможные пути достижения целей – увеличение потребления через снижение цен из-за снижения себестоимости и ухудшения качества товара, а также через рекламу. Поле 2 включает стратегии, направленные на развитие рынка. Они предусматривают выход на новые рынки с уже выпущенным товаром. Возможными путями могут быть: сбыт на новых региональных, национальных или интернациональных рынках; новые области использования старых продуктов, внедрение их на новых сегментах рынка. Поле 3 включает стратегии, направленные на разработку новых продуктов (инноваций), которые будут сбываться на старых рынках. Эти стратегии применяются организациями, имеющими сильные проектные службы. Поле 4 представляет стратегии диверсификации, под которыми понимается изменение направлений и сфер деятельности, то есть включение в производственную программу изделий, не имеющих прямого сходства с выпускающимися изделиями. Причинами, побуждающими предприятие выпускать новые продукты и выходить с ними на новые рынки, могут быть: стремление покинуть стагнирующие рынки данной отрасли и проникнуть в отрасли с высокой нормой прибыли, уменьшение риска, а также финансовые выгоды.
Стратегия, которую Дальхимпром может использовать в своей производственной деятельности является комбинированной и состоит из 2-х частей: стратегии № 1 «сокращение расходов производства» и стратегии № 4 «диверсификации».
В рамках стратегии сокращение расходов производства необходимо проанализировать производимый заводом ассортимент продукции в целях сокращения себестоимости каждого из наименований, увеличения прибыли и доли в объеме продаж. Анализ производимой Дальхимпромом продукции приведен в табл. 16. Данные таблицы дают представление о необходимости снижения издержек производства. Производство моющих средств является невыгодным, так как не рентабельно и не может конкурировать на рынке с товаром заменителем - стиральным порошком, ни по цене, ни по потребительским качествам. Но спрос на моющие средства у потребителей все же есть, о чем говорит высокий объем продаж, поэтому предприятию следует
Таблица 16.
Анализ ассортимента продукции ОАО «Дальхимпром» |Ассорти- |Наиме-но|Отличительные |Себестои- |Оптовая |Прибыль |Рентабель- |Доля в объеме |Выводы | |мент |вание |особенности для |мость 1 |цена |1 тонны |ность |продаж 1999 г.| | | | |потребителей |тонны |1 тонны |(тыс.руб.)|продаж, % |по категориям | | | | | |(тыс.руб.)|(тыс. | | |товаров | | | | | | |руб.) | | | | | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | |Средства для стирки | |Синтети-че|Ландыш |для стирки |25,73 |21,16 |-4,57 |-21,61 |0,29 |Моющие средства| |ские | |изделий из всех | | | | | |нельзя | |моющие | |типов ткани | | | | | |использовать | |средства | | | | | | | |для стирки в | |для стирки| | | | | | | |стиральной | | | | | | | | | |машине, и они | | | | | | | | | |стоят дороже | | | | | | | | | |стирального | | | | | | | | | |порошка для | | | | | | | | | |ручной стирки | | |Триалон |для стирки |25,67 |21,16 |-4,51 |-21,34 |0,28 | | | | |изделий из | | | | | | | | | |хлопчатобумаж- | | | | | | | | | |ной ткани | | | | | | |
продолжение таблицы 16 |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | |Чистящие пастообразные средства | |1.Сред-ств|Суржа |высокая |17,96 |21,84 |3,87 |17,72 |0,5 |Лидер по | |а, | |концентрация | | | | | |объемам продаж,| |очищаю-щие| |щавелевой кислоты| | | | | |самый | |ржавчину | | | | | | | |востребуемый у | |на | | | | | | | |потребителей | |сантех-ник| | | | | | | |товар | |е, | | | | | | | | | |раковине и| | | | | | | | | |кафеле, | | | | | | | | | |содержат | | | | | | | | | |щавеле-вую| | | | | | | | | |кислоту | | | | | | | | | | |Сияние |концентрация |16,90 |20,82 |3,92 |18,84 |Внедрена в |Отзывы | | | |щавелевой кислоты| | | | |производство в|покупателей | | | |меньше, чем в | | | | |марте |неизвестны | | | |«Сурже» | | | | |2000 г. | |
продолжение таблицы 16 |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | |Средства, |Санита |Пасты имеют |21,33 |20,82 |-0,5 |-2,44 |0,22 |Популярное у | |очищаю-щие| |одинаковые | | | | | |потребителей | |загрязне-н| |свойства | | | | | |средство | |ия ванны, | | | | | | | | | |раковины, | | | | | | | | | |унитаза, | | | | | | | | | |кафеля | | | | | | | | | | |Особая | |18,14 |20,82 |2,67 |12,85 |Внедрена в |Отзывы | | | | | | | | |производство в|покупателей | | | | | | | | |марте |неизвестны | | | | | | | | |2000 г | | |2.Средст-в|Восточ-н|Пасты имеют |20,02 |20,82 |0,8 |3,84 |0,14 |Популярное у | |а, |ая |одинаковые | | | | | |потребителей | |очищаю-щие| |свойства | | | | | |средство | |посуду | | | | | | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14