Рефераты. Стратегические цели экономической политики России в современных условиях p> В основу переговорного процесса целесообразно заложить следующие позиции.

Во-первых, российская экономика в отличие от российского государства является платежеспособной уже в настоящее время (налицо положительное сальдо торгового баланса в объеме 50—60 млрд. долл. в год, постоянное улучшение инвестиционной позиции кредитных организаций, сокращение долговых обязательств российских корпораций).

Во-вторых, восстановление в России экономического роста (на основе использования ресурсов, высвобождаемых в результате резкого сокращения утечки капитала, сохранения конкурентных преимуществ экономики, возникших в результате масштабной девальвации, и широкого развития внешнеэкономических связей посредством устранения дискриминационных и иных преград отечественному экспорту) сможет превратить и российское государство в платежеспособный субъект международных отношений.

В-третьих, кредиторы заинтересованы не в конфликте с российским государством, а в возврате долгов и сохранении нашей страны как значимого рынка сбыта и инвестиций. Следовательно, главные усилия Правительства и
Центрального банка РФ должны быть сосредоточены на ограничении как нелегального вывоза капитала, так и импорта — с помощью политики обменного курса и таможенной политики. Это будет способствовать сохранению положительного сальдо торгового баланса, с одной стороны, и снижению давления импорта на внутренний рынок и расширению экономического пространства для импортозамещения, — с другой.

Вполне приемлемой как для России, так и для кредиторов, была бы такая реструктуризация задолженности, которая позволила бы выплачивать половину обязательств, связанных с долгом СССР; в этом случае ежегодные платежи
России составляли бы в ближайшие три года около 8 млрд. долл.
Реструктуризация задолженности частному сектору и списание части госдолгов, предоставление которых определялось политическими, а не коммерческими мотивами, безусловно облегчило бы России выход из кризиса.

«Связанность» ресурсов

Нельзя недооценивать проблемы, возникшие в результате действия механизмов поддержания относительной сбалансированности воспроизводственных процессов, сложившихся в годы кризиса. «Балансовый» избыток энергетических ресурсов и конструкционных материалов (превышение объемов их производства по отношению к уровню внутреннего потребления) в существенной мере «связан» и без труда утилизируется.

Во-первых, экспортные поставки являются «связанными» в силу необходимости поддержания относительной внешнеторговой сбалансированности
(объективная экономическая нагрузка на экспорт, обусловленная обслуживанием внешнего долга и потребностью в импорте).

Во-вторых, сложившийся режим воспроизводства мощностей в самих отраслях- экспортерах определяет нагрузку на экспорт как источник финансирования инвестиций в поддержание добычи природных ресурсов или в обеспечение качественных характеристик продукции, необходимых для эффективной конкурентной борьбы на внешних рынках.

В-третьих, следует иметь в виду явление, которое можно назвать
«анклавизацией» отечественной экономики. Несмотря на наличие потенциального спроса на внутреннем рынке, некоторые предприятия прекращают производить отвечающую этому спросу продукцию и при возможности переключаются на поставки продукции за рубеж.

Эффективная мобилизация балансово избыточных материальных ресурсов, превращение их в резерв экономического роста предполагает проведение соответствующей целенаправленной экономической политики.

Инвестиционные ограничения

В условиях многолетнего кризиса отрасли инвестиционного комплекса не только оказались лишенными полноценного спроса, но и в существенной мере потеряли стратегические ориентиры своего развития. В результате длительного периода функционирования в режиме выживания произошла деградация их производственного потенциала как в количественном, так и в качественном отношениях. В самом тяжелом положении оказались подотрасли, составляющие технологическое ядро машиностроения, а также ориентированные на обеспечение воспроизводства фондов в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности и в сельском хозяйстве.

В настоящее время производственные возможности инвестиционного комплекса не в состоянии обеспечить ввод прогрессивных фондов в подавляющем числе секторов отечественной экономики и не позволяют решить задачу ее структурно-технологической модернизации. В то же время возможности некапиталоемкого роста довольно ограничены, и уже через два—три года все свободные ресурсы могут быть задействованы. Следовательно, без значительного наращивания инвестиций и ввода новых фондов дальнейший рост будет невозможен.

Это определяет императив осуществления задельных инвестиций в самом инвестиционном комплексе. Единственным экономическим субъектом, который может быть инициатором подобного инвестирования, является государство, осознающее свою роль в предопределении исторических перспектив страны и реализующее политику реформ как долгосрочную программу социально- экономических преобразований.

Ценовые пропорции

Экономический рост последних двух лет в решающей степени был обусловлен благоприятными ценовыми пропорциями. Для сырьевых (экспортных) отраслей главным источником роста и финансовых накоплений явилась разница между внутренними и внешними ценами, обусловленная девальвационным эффектом. Для отраслей обрабатывающей промышленности важнейшим фактором, предопределившим положительную экономическую динамику, явился относительно медленный рост транспортных тарифов, а также цен на электроэнергию, топливо и услуги торгово- посреднического сектора.

Однако с начала 2000 г. наметилась обратная тенденция. В частности, рост цен на топливо и энергию стал существенно обгонять динамику цен на конечную продукцию промышленности. Дальнейшее развитие этой тенденции способно резко снизить возможности экономического роста. В этой связи необходимо инструментами госрегулирования ограничить рост цен на продукцию естественных монополистов. Следует исходить из того, что действительная задача отраслей- естественных монополистов состоит в создании общеэкономических условий для динамичного развития всего народного хозяйства России, а их прибыль является результатом успешной работы в этом направлении.

Неразвитость финансовой системы

Фактически в настоящее время мы опять оказались на этапе, когда необходимо заново строить финансовую систему, адекватную рыночной экономике. Общие основы такой системы очевидны: главенство права; строгая финансовая ответственность; экономическая эффективность принятия решений, основанная на анализе и детальных расчетах; безусловное исполнение финансовых обязательств, принятых в соответствии с законами. Создание такой основы предполагает постоянную и кропотливую работу государства в сферах как собственно права, так и его применения посредством судебного и административного принуждения к исполнению закона.

С точки зрения оздоровления финансовой системы требуются законодательные акты, которые обеспечат:

. ужесточение обязательности исполнения хозяйственных договоров путем введения материальной и уголовной ответственности собственников и высших менеджеров, включая наложение взысканий на личное имущество;

. гарантированную и своевременную оплату труда наемных работников в негосударственном секторе экономики на уровне не ниже прожиточного минимума;

. эффективное управление акционерной собственностью на базе расширения прав собственников, владеющих менее 10% голосующих акций, упрощения процедуры применения санкций к управляющим акционерного общества, нарушающим законные права акционеров;

. действенное управление госдолгом посредством принятия поправки к бюджетному законодательству, обязывающей сокращать отношение государственного долга к ВВП;

. повышение доверия к банковской системе на основе гарантии достаточно высокого уровня сохранности вкладов населения и средств на счетах предприятий в коммерческих банках;

. постепенный переход к бездотационности работы жилищно-коммунального хозяйства;

. поэтапный выход на финансовый профицит Пенсионного фонда России при безусловном обеспечении прожиточного минимума для всех категорий пенсионеров.

3.3. Этапы развития

Анализ ресурсных и производственных возможностей нашей экономики свидетельствует о том, что эффективная траектория экономического роста в среднесрочной перспективе естественным образом распадается на следующие три периода.

1. Период высоких темпов роста и наращивания инвестиций, опирающийся на вовлечение в экономический оборот неиспользуемого потенциала и связанных с этим возможностей значительного повышения эффективности использования ресурсов. Учитывая, с одной стороны, имеющиеся резервы, а с другой, — рост производства, уже произошедший в 1999—2000 гг., этот период не превысит трех лет. В его рамках достижимы темпы экономического роста на уровне 8—10% в год.

2. Период существенного снижения темпов экономической динамики, обусловленного исчерпанием имеющихся резервов и запаздыванием ввода новых мощностей, связанных с инвестициями последних лет. Длительность этого периода, а также степень снижения темпов роста напрямую сопряжены с тем, в какой мере нам удастся нарастить инвестиции в рамках первого периода.
Расчеты показывают, что его длительность — два—три года. Темпы экономического роста при этом могут снизиться до 2—4% в год. Однако улучшится качество экономического роста, поскольку он будет обеспечиваться на базе развития наиболее высокотехнологичных производств. Избежать существенного снижения экономической динамики удастся лишь в том случае, если в ближайшие три года удастся обеспечить сверхвысокие темпы капитальных вложений (более 25% в год).

3. С 2005 г. возможен выход на стационарную траекторию развития с сохранением в течение десятилетия темпов экономического роста на уровне не ниже 5% в год. При этом задача состоит в том, чтобы обеспечить устойчивость российской экономической системы к колебаниям конъюнктуры мировых рынков, создать условия расширенного воспроизводства на основе преимущественно внутренних накоплений и инвестиционных возможностей.


3.5 Формирование эффективной региональной структуры в экономике

Россия слишком большая страна, чтобы позволить себе игнорировать специфику действия пространственных факторов экономического роста. Их учет тем более важен, что усиление межрайонной дифференциации экономических и социальных параметров функционирования общественной системы в пространственном аспекте стало если не наиболее важным, то, во всяком случае, одним из наиболее заметных и социально раздражающих результатов предшествовавшего этапа реформ.

При этом сама по себе дифференциация — совершенно нормальное явление, основанное на естественных различиях условий применения капитала и проживания населения. Эти различия (особенности климата, рельефа, местоположение по отношению к сложившимся рынкам и источникам снабжения, размещение природных ресурсов, степень заселенности, исторические и этнические особенности того или иного региона, и т.п.) не являются вечными, но требуют для своего изменения длительного времени и концентрации огромных ресурсов.

В рамках централизованной командной экономики для уменьшения межрегиональных различий осуществлялось крупномасштабное перераспределение национального дохода. Несмотря на это, к началу либеральных реформ на долю
10 наиболее развитых субъектов Федерации приходились 40,1% общего объема валового продукта. А денежные доходы на душу населения в 10 наиболее
«богатых» регионах превышали уровень замыкающей десятки субъектов Федерации в 2,86 раза. Сейчас доля валового производства первой десятки регионов увеличилась до 48%, а превышение уровня доходов проживающего в ней населения по сравнению с проживающими в замыкающей десятке — до 3,3 раз
(при том, что соотношение самых богатых и самых бедных регионов с учетом стоимости жизни составило почти 600%). Иначе говоря, усиление дифференциации не было катастрофичным, отражая в межрегиональном аспекте общую тенденцию стратификации общества при переходе к рынку. Однако при этом обозначилось несколько опасных тенденций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.