План
План 1 Введение 2
Глава 1 3
Теоретические основы постановки целей 3
1.1 Понятие, сущность и классификация целей 3 1.2 Требования, предъявляемые к постановке целей и их обоснование 8
Глава 2 12
Механизм стратегического целеполагания на государственном уровне 12
2.1 Функциональные зоны постановки целей на государственном уровне 12 2.2 Необходимость формирования стратегии экономического развития на долгосрочную перспективу 15 2.3 Узловые проблемы развития российской экономики и механизм их решения 17
2.3.1 Содержание и механизм развития 17
2.3.2 Второй этап шоковой терапии 19
2.3.3 Альтернативный вариант жилищной реформы 22
Глава 3 25
Стратегия развития России 25
3.1 Социальная консолидация как основа развития государства 25 3.2 Концепция развития 30
3.1. Экономика роста 30
3.2 Возможности роста 31
3.3 Проблемы и ограничения роста 33
Недостаточность внутреннего спроса 33
Внешний долг 33
«Связанность» ресурсов 34
Инвестиционные ограничения 34
Ценовые пропорции 35
Неразвитость финансовой системы 35
3.3. Этапы развития 36
3.5 Формирование эффективной региональной структуры в экономике 37 3.3 Основные элементы экономической политики 39
4.1. Укрепление рыночных основ экономики 39
4.2. Активизация конечного спроса 43
Регулирование доходов 43
Рост инвестиций и создание благоприятного инвестиционного климата 44
Кредитование экономики 45
Кредитование населения 47
4.3. Денежно-кредитная политика 48
4.4. Бюджетно-налоговая политика 51
4.5. Региональная политика 53
4.6. Роль государства 56 Заключение 59 Список используемых источников 61
Введение
Важнейшая функция верховной власти страны — стратегическое целеполагание. Определение стратегии развития Российской Федерации представляется весьма актуальной задачей Государственного совета при Президенте России. Стратегия социально-экономического развития расширяет систему целевых ориентиров, стимулирует перенос акцента на качественные характеристики экономической динамики и тем самым служит основой и важным дополнением текущей и среднесрочной программы макроэкономической политики, которая разрабатывается и реализуется федеральным правительством. Она формулирует критерии оценки промежуточных итогов реализации правительственной программы, позволяет рассматривать деятельность федеральных и региональных структур исходя из стратегических целевых установок развития страны.
В основе стратегии должны лежать высокие, достойные России и одновременно достижимые долгосрочные цели. В качестве такой стратегической цели может быть принято превращение страны в динамично развивающуюся экономическую державу, обеспечивающую на основе интенсивного труда и деловой инициативы, разумной и последовательной экономической политики среднеевропейские стандарты уровня жизни в специфически российских природно- климатических и географических условиях.
Объективные предпосылки достижения этой цели — высокие темпы экономического развития, заметно превосходящие соответствующие показатели как соседних государств, так и мирового сообщества в целом. В связи с этим создание условий для эффективного экономического роста, основанного на инвестициях в структурно-технологическую модернизацию отечественной экономики и обеспечивающего повышение благосостояния граждан России, становится важнейшей целью российского государства.
При этом первостепенную значимость приобретают качественные характеристики экономической динамики. России не нужны просто «высокие темпы роста», как не нужно и «производство ради производства». Темпы роста должны быть результатом достижения конкретных, значимых для населения ориентиров благосостояния, успешного решения действительно актуальных задач структурно-технологической модернизации, дополнительных конкурентных преимуществ России на международной арене.
Глава 1
Теоретические основы постановки целей
Если не знаешь, куда плыть, никакой ветер не будет попутным
Сенека
1.1 Понятие, сущность и классификация целей
Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик внутренней и внешней среды объекта управления, достижение которых является желательным и на достижение которых направлена наша деятельность.
Значимость целей для государства невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования экономической деятельности, цели лежат в основе построения взаимоотношений между государством и его гражданами, на целях базируется система стимулирования развития частного сектора в экономике, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов работы как правительства, так и других институтов власти, осуществляющих государственную политику.
В данной главе попробуем остановиться на определении и представлении понятий целей в более общем смысле, нежели типично государственных.
Значительную роль в определении и установлении целей, не только в деловой сфере, играют этические и моральные установки, субъективные характеристики человека, принимающего подобное решение, его индивидуальное видение проблемы и, конечно, его способности и профессионализм. Таким образом цели являются не обезличенной констатацией набора конечных характеристик управляемого объекта, а выражением мотивированных желаний личности, принимающих решение. Проблема заключается в том, чтобы при этом чисто эгоистические амбиции не препятствовали, но в большей степени были созвучны, рационально эффективным для управляемой системы динамическим изменениям среды.
При данном подходе уместно говорить о философии целеполагания. Можно определить цель как идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Цели – это эталоны, критерии.
Управляемую систему можно рассматривать как средство достижения целей, которая позволяет людям выполнить коллективно то, что они не могли бы выполнить индивидуально. Задача руководителя состоит в том, чтобы сделать достижение целей кровным делом каждого подчиненного. Такой подход гарантирует постоянную энергетическую отдачу, молодость всей системы.
Формулирование целей представляет собой важное средство координации работы, проделанной между специализированными подразделениями. Формулировку цели необходимо тщательно обрабатывать: «Вы не камни дробите. Вы строите храм». Цель останется словами, если люди ей не поверят. Но цель должна увлекать, содержать немного риска, чуть-чуть авантюры. Цель – это очередная высота, которую необходимо взять с боем.
Очевидно, для каждой системы выбирается своя философия, но при этом необходимо помнить, что все ответственные руководители должны прийти к консенсусу в рамках имеющейся в системе структуры власти.
Сущность целей заключается в определении концепции развития управляемой системы и основных направлений деловой активности. Определение целей деятельности как и стратегии развития на ближнюю и дальнюю перспективу лежат в основе разработки экономической и внеэкономической политики организации, которые опираются на оценки собственных потенциальных возможностей, а также реакцию окружающей среды. Разработка этой политики предполагает:
. Формирование стратегических целей и задач;
. Анализ сильных и слабых сторон деятельности;
. Оценку существующих и перспективных направлений деятельности;
. Анализ внешнего окружения и его влияние на функционирование организации;
. Определение альтернативных наборов деятельности;
. Выбор стратегии;
. Составление ежегодного общего бюджета, а также бюджетов функциональных и хозяйственных центров.
При разработке стратегических планов обычно пользуются определенными показателями или критериями, которые могут носить как качественный, так и количественный характер. Определение цели – это конкретный уровень принятия решений, требующий выработки соответствующих стратегических задач. Стратегия, разработанная для достижения одних целей, не будет применима для достижения других целей.
Следует различать цели общие, или глобальные, разрабатываемые для системы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности подразделений на основе общих целей и ориентиров.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ. Отражают концепцию развития и разрабатываются на длительную перспективу; определяют основные направления программы развития. Здесь происходит ранжирование по принципу приоритетности по следующей схеме: а) Экономические цели, направленные на оптимизацию всего процесса использования ресурсов управляемой системы; б) Обеспечение оптимальной рентабельности, то есть полезный эффект возврата вложенных средств в то или иное направление деятельности; в) Обеспечение устойчивости положения системы как цели глобальной политики по следующим направлениям: расходы на исследование и разработку новых видов деятельности; потенциал конкурентоспособности экономики; инвестиционная политика; кадровая политика; решение социальных вопросов; г) Социальные или внеэкономические цели, отвечающие потребностям и личным устремлениям каждого участника деятельности данной системы; д) Цели, отвечающие ожиданиям влиятельных внешних представителей; е) Разработка новых направлений развития, новых видов деятельности, что предполагает разработку структурной политики, вертикальную интеграцию и реформирование как организации в целом, так и ее отдельных подразделений.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ. Разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности для каждого подразделения организации и могут выражаться в количественных и качественных показателях: а) Определение рентабельности по каждому отдельному подразделению, выступающему центром доходов. В сопоставлении с данными прошлых лет этот показатель выступает важнейшим не только в планировании, но и в контроле, и играет решающую роль как в определении целей, так и в оценке результатов и эффективности деятельности организации. Рентабельность может устанавливаться как на уровне высшего звена, так и на нижнем уровне управления; б) Другие специфические цели. Носят характер подцелей и обычно устанавливаются не только в абсолютных плановых показателях, но и путем определения направлений развития в функциональных областях.
В дополнение к этим целям можно выделить еще два фактора, влияющих на поведение руководства:
. Обязанности. Это обязательства, которые должно выполнить руководство. Обязанности не направляют деятельность системы и не являются механизмом контроля.
. Ограничения. Представляют собой правила принятия решений, которые исключают некоторые варианты действий, то есть некоторым образом ограничивают свободу в выборе и принятии решений.
Цели подобно организации строятся по иерархическому принципу, образуя иерархию целей, "целевой каркас организации". Они разделяются по уровням иерархии организации на цели вышележащего и цели нижележащего уровня. Цели нижележащего уровня выступают в качестве средств достижения целей более высокого уровня.
Целям присущи такие качества, как:
. соподчиненность;
. развёртываемость;
. соотносительная важность.
Иерархия целей представляется обычно в виде "дерева целей". Основным правилом построения "дерева целей" является - полнота редукции (сведение сложного к более простым): каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы совокупность полностью определила исходную цель.
Основные правила построения дерева целей: 1. На каждом уровне дерева целей совокупность подцелей должна быть достаточной для описания цели. 2. Расчленение цели на подцели на каждом уровне ведётся только по одному признаку декомпозиции. 3. Каждая выделяемая подцель должна относится к организационно- обособленному субъекту деятельности - исполнителю, бюро, подразделению, отделу, подсистеме.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14