Таким образом, чтобы система целей, сформированная организацией, была измеримой, необходимо, чтобы существовал набор критериев, а для каждого критерия – соответствующая ему шкала, которые позволяют определить степень достижения каждой из целей.
Только при наличии такой системы критериев и шкал, а также коэффициентов, позволяющих определить сравнительную важность различных целей, а значит, и соответствующих им критериев, можно эффективно осуществлять процесс управления.
Представление системы критериев в виде дерева критериев позволяет более эффективно отслеживать ход реализации поставленных организацией целей.
Формирование дерева критериев наиболее целесообразно осуществлять параллельно с формированием дерева целей. Одновременный процесс формирования дерева целей и дерева критериев способствует более точному определению целей, стоящих перед организацией.
Глава 2
Механизм стратегического целеполагания на государственном уровне
Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – рабы его, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги.
Платон
2.1 Функциональные зоны постановки целей на государственном уровне
В настоящее время общепризнанно, что развитая рыночная экономика не может существовать без постоянного государственного воздействия на нее. Расхождения касаются лишь степени, форм и методов влияния. Экономическое регулирование – лишь часть более общей проблемы экономической роли государства. Экономическая роль государства может быть очень значительной даже без прямого или косвенного вмешательства в процесс общественного воспроизводства. Государство самим фактом своего существования (содержанием армии, полиции, тюрем, чиновничества) уже представляет собой мощный экономический фактор. Само же воздействие государства на экономику, то есть его активность – несомненный экономический фактор развития современной рыночной экономики. Исследуя этот процесс, неизбежно сталкиваемся с бесконечно разнообразными эмпирическими обстоятельствами, модификациями, естественными условиями, историческим влиянием. Обнаруживаются в своем проявлении бесконечные вариации и градации, которые можно понять лишь при помощи конкретного анализа данных обстоятельств.
Современная научная литература определяет цели государственного регулирования трояким образом: 1. Обеспечение эффективного роста, эффективного производства 2. Обеспечение экономической стабильности 3. Обеспечение экономической и социальной справедливости
Рассмотрим более подробно масштабность необходимого государственного воздействия на отдельные, сгруппированные объекты – типичные отрицательные явления, требующие компенсации, ликвидации, коррекции или смягчения со стороны государственной власти:
Общей интегральной целью экономической политики государства является обеспечение экономической устойчивости и социальной стабильности в обществе, укрепление существующего строя и режима (внутри страны и за ее пределами).
К целям экономической политики государства предъявляются следующие требования: . Государство должно ставить только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок . Цели должны быть количественно измеримы для контроля . Необходимо добиваться согласованности целей, особенно, когда цели политики объективно по своей природе противоречат друг другу: . Определение приоритетной цели . Достижение компромисса . Гибкое переключение с цели на цель в зависимости от ситуации
Интегральная цель экономической политики государства распадается на более конкретные цели. Для характеристики этих целей используются определенные количественные параметры, причем для этих параметров экспертами рекомендованы предельные значения, выход за которые является нежелательным, угрожающим для экономики.
Эти индикаторы называются порогами экономической безопасности. . Стабильный экономический рост: . Долгосрочный среднегодовой прирост реального ВВП на душу населения (3-
4%) . Уровень накоплений и инвестиций в национальной экономике (min предел 23-
25% от ВВП) . Полная занятость: . Естественная безработица на уровне 4-5%, но необходимо смотреть на характер и длительность безработицы . Если общий уровень безработицы превышает 15%, то это ситуация реально возможного социального взрыва . Стабильный уровень и динамика цен: . Среднегодовая инфляция на уровне 3-4%, в развивающихся странах – 15% . Экономическая эффективность: . Дефицит государственного бюджета 2,5-3% от ВВП . Объем государственных заимствований не более 1-1,5% от ВВП . Экономическая свобода: . Налоговое бремя (25% от ВВП) . Теневая экономика . Экономическая обеспеченность: . Равенство минимальной заработной платы и прожиточного минимума . Равенство трансфертов и прожиточного минимума . Экономическая и социальная справедливость: . Уровень бедности (15-20%) . Черта бедности и структура минимального потребительского бюджета . Децильный коэффициент (7-10 раз) . Коэффициент Джинни (0,350) . Эффективный платежный баланс: . Сальдо платежного баланса . Внешний долг страны (общий внешний долг не более 120% от ВВП; государственный внешний долг не более 80% от ВВП)
2.2 Необходимость формирования стратегии экономического развития на долгосрочную перспективу
Управление развитием составляет необходимую подсистему новой системы регулирования экономики, включающей индикативное планирование социально- экономического развития, процедуры выбора и реализации приоритетов хозяйственной политики, механизмы стимулирования НТП и инновационной активности, другие инструменты государственной политики роста. Без активно функционирующей подсистемы развития меры по подъему инвестиционной активности и оживлению производства будут лишены целенаправленности, что может существенно снизить их эффективность.
В ведущих странах Запада целеполагание приоритетов социально- экономического развития оформляется в политических документах, как правило, имеющих форму докладов глав правительств. Реализация приоритетов осуществляется через целевые программы, государственный бюджет и законодательство.
Формально в действующей у нас системе регулирования есть элементы подсистемы развития. Согласно законодательству правительство обязано регулярно разрабатывать прогнозы и программы, выдерживать соответствующие нормативы финансирования науки и образования при планировании федерального бюджета, планировать инвестиционную политику. В реальности, однако, в рамках прежней системы регулирования экономики эти элементы оставались невостребованными и практически атрофировались.
Так участники Х Всероссийского экономического форума сошлись во мнении, что "в свете исторического опыта страны, в частности последних 15 лет, закономерен вывод: России необходима долгосрочная стратегия".
Стратегия развития должна включать в себя определение приоритетов долгосрочного социально- и технико-экономического развития, сохранение и приумножение научно-производственного потенциала страны, формирование на этой основе промышленной, внешнеторговой и бюджетной политики, обеспечение их реализации за счет использования гарантий, осуществления целевых инвестиционных и научно-технических программ, работы институтов развития, планирования бюджета и развития государственного сектора, регулирования инвестиционной и стимулирования инновационной активности.
Полезным, а в наших условиях необходимым элементом такой стратегии должно быть индикативное планирование. Оно должно органично включать научно- техническую и промышленную политику, включая политику реструктуризации предприятий, создавать подъем конкурентоспособности отечественных предприятий и условия для выращивания национальных лидеров - локомотивов экономического роста.
Необходимо иметь ясный образ задач управления социально-экономическим развитием. В качестве первого приближения образом цели мы можем считать некоторую заданную величину годового ВВП страны на душу населения.
Причем здесь надо сделать несколько оговорок и внести некоторые ограничения. Первым ограничением является численность населения. Демографические процессы довольно инерционны. Определяющие их динамику факторы зависят от предыстории на интервале десятков и даже сотен лет, от экологии, от уровня технологии. Существует и очень большая зависимость от состояния экономики и от ожиданий населения в конкретный исторический момент. Поэтому мы можем с довольно большой степенью точности оценить, для какого числа граждан в обозримой перспективе мы должны создать достойные условия жизни.
Предполагается, что это будет порядка 200 млн. человек. Это не значит, что надо ориентироваться на силовые методы регулирования численности. Должна быть создана такая экономико-правовая и социальная среда, что тенденция к оптимальной численности становится "осознанной необходимостью".
Вторым ограничением при формировании образа цели является номенклатура составляющих ВВП. В зависимости от того, какую структуру ВВП мы хотим обеспечить в будущем, мы получим разные уровни капитальных затрат на осуществление замысла, разный уровень потребления невосполнимых глобальных ресурсов и даже различный уровень интеллектуального потенциала нации. Навскидку представляется, что ВВП должен быть порядка 30 тыс. экю на душу населения в год. Это примерно в пять раз больше, чем сегодня в Москве, и в десять больше, чем в России.
В структуре ВВП должны присутствовать компоненты, наилучшим образом использующие территориальные особенности России и специфический менталитет ее народа. В частности, представляется целесообразным, чтобы компонентами ВВП были результаты глубокой переработки российских природных ресурсов, чтобы рационально использовалась почти генетическая склонность россиян осуществлять крупные уникальные проекты, требующие импульсного сосредоточения максимальных духовных и физических сил, а также их бесспорное искусство и умение организовывать целенаправленную координацию колоссальных объемов людских и материальных ресурсов. В структуре ВВП должна найти свое место уникальная возможность России по предоставлению услуг, требующих значительных размеров экологически безупречных пространств либо позволяющих использовать то обстоятельство, что значительную часть года во многих районах температура ниже нуля.
Не исключено, что на начальном этапе придется теоретически рассмотреть несколько системных замыслов и лишь потом выбрать наиболее подходящий.
Построить необходимую подсистему развития можно, используя следующую последовательность действий: 1. выбор критериев эффективности; 2. анализ на соответствие этим критериям экономических моделей развитых стран; 3. построение собственной эффективной модели развития; 4. матричный анализ экономических программ наиболее влиятельных политических партий и движений России; 5. разработка собственной концепции развития, отвечающей выдвинутым требованиям.
Стратегия экономического развития должна стать общедоступным документом, должна быть поддержана и осознана большинством населения.
2.3 Узловые проблемы развития российской экономики и механизм их решения
2.3.1 Содержание и механизм развития
Новое российское руководство, разобравшись с наследством и убедившись в реальности долгосрочной власти, приступило к разработке стратегических программ развития страны. Это логично и правильно. Сожаление вызывает лишь то, что общероссийской дискуссии по этой стратегии нет. От старой власти позаимствованы кулуарно-кабинетные методы работы, в результате чего оказались невостребованными наработки РАН и других научных центров. В лучшем случае экономический курс вырабатывается в высших органах власти, в худшем – на внутренних совещаниях администрации. Хотелось бы надеяться, что этот недостаток будет постепенно преодолеваться.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14