Рефераты. Стимулирование труда в торговле

3.       Уровень рентабельности (применительно к конкретной отрасли).

4.       Процент брака или рекламаций, жалоб потребителей (производство).

5.       эффективность мероприятий НОТ.

6.       Коэффициент качества торгового обслуживания (торговля).

Показатели характеризующие уровень развития рабочей силы.


1.       Уровень образования работников.

2.       Степень укомплектованности должностей.

3.       Степень замещения должностей специалистами и руководителями соответствующего уровня образования.

4.       Коэффициент интенсивности оборота по приему.

5.       Коэффициент оборота по выбытию.

6.       Коэффициент текучести.

7.       Банальная оценка деловых и личных качеств.

8.       Средний стаж и возраст работников.

9.       Эффективность обучения и тренинга.

Показатели эффективности мотивации труда.


1.         Соотношение роста средней заработной платы и производительности труда.

2.         Отношение объема деятельности к фонду заработной платы.

3.         Отношение доходов или прибыли к фонду заработной платы.

4.         Уровень расходов на персонал.

5.         Уровень расходов на социальные потребности персонала в общих расходах на персонал.

Рис. 2.2 Показатели, характеризующие эффективность труда [7, с.52].


В экономической литературе дискутируется вопрос о том, является ли труд работников торговли «производительным» или «непроизводительным». Торговля относится к производственным отраслям на том основании, что в ней совершаются операции производственного характера (транспортировка, хранение, доставка, упаковка товаров и др.). В то же время в отрасли выполняются операции, при осуществлении которых не производится новая стоимость, вследствие чего труд работников, совершающих эти операции, нельзя признать производительными.

Таким образом, суть дискуссии сводится к выяснению вопроса о результатах и характере труда работников торговли.

Сторонники непроизводственного характера труда этой категории работников в качестве основного довода приводят то соображение, что в розничной торговле не создается продукт в материально-вещественной форме. Эту точку разделял А.Смит. Современные экономисты, сторонники материально-вещественного критерия разделения труда на производственный и не производственный – Е.И.Данилов, В.М.Кудров, А.И.Новицкий и др.

Общепринятой же является точка зрения тех экономистов, которые считают, что труд работников торговли является общественно полезным, производительным, создающим «торговые услуги», являющиеся продуктом труда торговых работников.

Термин и понятие производительности используются повсеместно. Их можно встретить в заглавиях многих книг и статей. Тема повышения производительности доминирует на многих профессиональных совещаниях.

Определяют производительность труда на уровне страны, района, отрасли, предприятия. Поэтому возникает необходимость выработки специфических и обобщающих показателей производительности.

Производительность труда является частным показателем производительности с затратами живого труда. Это определение производительности труда в полной мере относится и к отрасли «торговли».

Традиционно показатель производительности торговли определяется как отношение розничного товарооборота к среднесписочной численности работников по формуле:


(2.1)


где ПТт – производительность труда торговых работников рассчитывается на основе товарооборота; Т – среднесписочная численность торговых работников [7, с. 54].

Рассчитаем данный показатель производительности для ОАО ТД «Неман» за 2001 – 2003 гг.



Главное требование, которое предъявляется к развитию данного показателя – это более быстрый рост производительности труда в сравнении с ростом средней заработанной платы. (таб. 2.2)


Таблица 2.2

Показатели производительности труда и средней заработанной платы в динамике за 2001-2003гг.

Показатели, тыс.руб.

2001г.

2002г.

% 2002 к 2001г.

2003г.

% 2003 к 2002 г.

Производительность труда на 1 работника.

Производительность труда ТОП

Средняя заработанная плата.

17458,6


29834,3


93625

24988,3


44633,8


153661

143,1


149,6


164,1

28104,6


50358,0


175477

112,5


112,8


114,2

Примечание: собственная разработка


Таким образом из таблицы видно, что рост заработной платы опережает рост производительности труда. В 2002г. по сравнению с 2001г. рост заработанной платы составил 64,1%, а производительность труда на 1 работника 43,1% и торгово-оперативного персонала 49,6%. В 2003г. разрыв между показателями был сокращен до 2%. Опережающий рост заработной платы отрицательно сказывается на производительности труда, теряется связь между этими показателями.

Следует отметить, что показатель производительности применяемый для отчетности и анализа в ОАО ТД «Неман», не в полной мере отражает производительность труда работников торговли, так как при его расчете не учитываются изменения цен на товары, трудоемкость товарооборота, структурные сдвиги и другие факторы.

Для оценки производительности труда и эффективности использования трудовых ресурсов составим таблицу 2.3.

 

Таблица 2.3

Информация о производительности труда в ОАО ТД «Неман»

Показатели

Фактически за 2002г.

Фактически за 2003г.

Отклонение за 2002г.

В % к 2002г.

Розничный товарооборот тыс.руб.

в действующих ценах

в сопоставимых ценах

Среднесписочная численность всего, чел.

В том числе ТОП

Из них продавцов, чел.

Уд. вес продавцов в общ. численности, %

Среднегодовая выработка на одного работника, тыс. руб.

исходя из товарооборота

в действующих ценах

исходя из товарооборота

в сопоставимых ценах

Среднегодовая выработка ТОП, тыс. руб.

исходя из товарооборота

в действующих ценах

исходя из товарооборота

в сопоставимых ценах


13642224

17148275,6

543


304

243

44,75





25123,8


31580,62




44875,74


56408,8


14754903

14754903

525


293

233

44,38





31313,52


31313,52




52800,24


52800,24


+1112679

-2393372

-18


-11

-10

-0,37





6189,72


-267,096




+7924,5


-3608,56


108,74

86,0

96,69


96,38

95,88

99,17





124,6


99,15




117,65


96,6

Примечание: собственная разработка


Исходя из данных таблицы видим, что розничный товарооборот в 2003 г. по сравнению с 2002 г. в действующих ценах повысился на 8,74% и в сопоставимы ценах снизился на 14%. Среднегодовая выработка в 2003 г. по сравнению с 2002 г. возросла на 24,6% в действующих ценах и упала на 0,85% в сопоставимых ценах. Так же можно заметить, что темпы роста среднегодовой выработки на 1 работника исходя из товарооборота в действующих ценах выше (24,6%), чем темпы ее роста на 1 работника торгово-оперативного персонала (17,65%).

Таким образом, основным показателями экономической эффективности труда является его производительность, а с социальной стороны эффективности труда – развитие прогрессивных форм продажи товаров, развитие услуг, оказываемых населению, и другие показатели, характеризующие качество торгового обслуживания. Эффективность труда работников торговли в целом может быть определена по формуле:


(2.2)


где Эт – эффективность использования живого труда;

ПТ – производительность труда торговых работников;

К – обобщающий показатель качества торгового обслуживания [7, с. 56].

Качество торгового обслуживания – обширное и емкое понятие. Оно включает степень удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары, соблюдение ассортиментного минимума, широту ассортимента, завершенность покупки, культуру торговли, развитие прогрессивных форм торгового обслуживания населения, оказание дополнительных услуг покупателям, время их обслуживания и т.п. Единого подхода к изменению обобщающего коэффициента качества торгового обслуживания нет. Поэтому руководителю каждого предприятия, исходя из конкретно сложившихся условий деятельности и целей дальнейшего стратегического развития предприятия, могут определить свой набор показателей, формирующих обобщающий коэффициент. Это может быть и один показатель (выполнение ассортиментного перечня, например) и множество.

В ОАО ТД «Неман» анализ качества торгового обслуживания покупателей не проводится, поэтому для получения необходимой информации был проведен анкетированный опрос покупателей. Качество обслуживания покупателям предлагалось оценить оценками «отличное», «хорошее», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». Изучение доли каждого вида ответов в общем их числе позволяет дать оценку качества торгового обслуживания. Для обобщающей оценки результатов опроса по следующей формуле был определен комплексный показатель качества обслуживания покупателей (Ккач):


(2.3)


где Х1 – ответы «отличное», Х2 – ответы «хорошее», Х3 – ответы «удовлетворительное», Х4 – ответы «неудовлетворительное» [8, с. 110].

Чем выше значимость показателя Ккач , тем лучше обслуживаются покупатели. Предел его значения может быть равен 1, когда все покупатели оценили обслуживание как «отличное» и «хорошее». При коэффициенте равном 0,90 и выше, качество обслуживания считается отличным; от 0,89 до 0,80 – хорошим; от 0,79 до 0,70 – удовлетворительным и ниже 0,70 - неудовлетворительным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.