Рефераты. Стимулирование труда в торговле

Вычислив данный показатель за отчетный год, приняв его за основу (при прочих неизменных условий), в планируемом периоде можно будет определить объем розничного товарооборота торгового предприятия, обеспечивающий окупаемость затрат по управлению качеством труда на предприятии. Порядок расчета следующий:


.(3.7)


Представленный расчет позволит контролировать в течение года на предприятии окупаемость расходов по управлению качеством труда. Предприятие, отслеживая этот процесс (функция менеджера по качеству труда), постоянно будет иметь данные об эффективности использования персонала торгового предприятия [16, с. 111].



Заключение


Вся деятельность человека обусловлена реально существующими потребностями. Люди стремятся либо чего-то достичь, либо чего-то избежать. В узком смысле слова «мотивированная деятельность» - это свободные обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение целей, реализацию интересов. Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. Стимулирование труда предполагает создание условий (хозяйственного механизма), при которых активная трудовая деятельность, дающая определенные, заранее зафиксированные результаты, становиться необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника, формирования у него мотивов труда.

Мотивация труда в любых экономических условиях, с одной стороны, направлена, с другой – обусловлена ценностными ориентирами и установками. В настоящее время можно выделить следующие обобщенные ценностные ориентиры, характерные для работников различных отраслей Республики Беларусь. Это ориентир на выполнение общественного долга, ориентир на материальное вознаграждение, ориентир на содержание труда и на лучшие условия труда.

Материальное стимулирование в условиях недостаточного уровня экономического развития и, следовательно, низкого уровня удовлетворения основных материальных потребностей выходит на первое место среди ценностных ориентиров. В связи с этим именно на совершенствование материального вознаграждения направлена мотивация на большинстве предприятий торговли.

Организация оплаты труда является сложным процессом, правильность построения которого влияет на материальную заинтересованность работников, что в свою очередь влияет на эффективность работы целого предприятия.

Изучение организации оплаты труда в ОАО ТД «Неман» выявило следующие положительные моменты:

1.  организация заработной платы построена по принципу простоты и ясности, т.е. с работниками заранее оговариваются размеры и условия выплаты заработной платы, отмечаются факторы, которые могут повлечь изменение размеров оплаты.

2.  для стимулирования труда работников более трудоемких и менее престижных профессий ставка первого разряда дифференцирована;

3.  для стимулирования непрерывного стажа работы и закрепления кадров используются надбавки за непрерывный стаж работы. Также установлены надбавки за высокое профессиональное мастерство и классность.

4.  для мотивации работников установлены следующие доплаты:

-       за совмещение профессий;

-       за расширение зоны обслуживания (увеличения объема выполняемых работ);

-       за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей отсутствующего работника;

-       доплаты бригадирам из числа рабочих, не освобожденных от основной работы.

5.  для повышения качества работы и производительности труда введена система премирования.

Но в тоже время исследования организации материального стимулирования в ОАО ТД «Неман» показало, что действующая система оплаты труда не заинтересовывает сотрудников ОАО ТД «Неман» работать больше и лучше. Кроме того, большинство работников ТД «Неман» считают, что оплата их труда не зависит от фактических его результатов.

Учитывая сложившуюся ситуацию малоэффективности системы стимулирования труда в ОАО ТД «Неман», рекомендуется рассмотреть рациональность применения следующих предложений

1)  В коллективном договоре ОАО «ТД «Неман» предусмотрено применение сдельно-премиальной формы оплаты труда. На практике данная форма оплаты труда не применяется. Рекомендуется установить сдельную оплату труда работников прилавка (в частности секций, в которых отсутствуют товары дефицитного спроса) по подвижным размерам в зависимости от фактического товарооборота и от квалификации продавца. Расчетная нагрузка утверждается на 1 работника прилавка, при превышении (уменьшении) которой на один процент заработная плата увеличивается (уменьшается) на определенный процент (например 0,9%). Увеличение размера нагрузки на продавца производиться пропорционально росту заработной платы и индекса цен. Ограничений заработной платы в связи с перевыполнением расчетных нагрузок рекомендуется не устанавливать, чтобы работники прилавка были заинтересованы перевыполнять расчетные нагрузки. Таким образом, заработная плата поставлена в прямую зависимость от увеличения объема товарооборота.

2)  При построении премиальной системы на ОАО «ТД «Неман» учитывается обобщающий показатель – наличие балансовой прибыли. Рекомендуется пересмотреть положение о премировании и предусмотреть в качестве основных показателей следующие:

-       прирост товарооборота в сопоставимых ценах в процентах к предыдущему периоду;

-       обеспечение рентабельной работы;

-       соблюдение доведенных ассортиментных перечней товаров;

-       рост производительности труда в сопоставимых ценах.

3)  Доработать положение о премировании с учетом показателей товарооборота и производительности труда по отделам и секциям.

4)  В ОАО ТД «Неман» предлагается использовать механизм управления качеством труда предложенный Давыденко Л.Н. и Приходько В.В. Он состоит в следующем: в штатное расписание отдела кадров необходимо ввести должность менеджера по качеству труда, в компетенции которого входит оценка и учет качества труда работников предприятия (или эти обязанности возложить в порядке совмещения на других работников). Ежемесячно должен проводиться день оценки качества труда по предприятию, на котором могут приниматься как коллективные, так и индивидуальные решения о повышении качества труда работников, объявляется результаты расчета каждого работника, происходить обмен опытом и обсуждаться размеры премирования за достигнутые результаты.



Список использованных источников


1.           Единая тарифная сетка работников отраслей хозрасчетного сектора экономики Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда Республики Беларусь 21 января 2000 г. №7

2.           Декрет Президента Республики Беларусь № 39 от 07.10.1999 г. “О некоторых вопросах оплаты труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели“.

3.           Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 1998 г. №1972 “О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики”

4.           Постановление Совета Министров № 937 от 16.06.1998 г. ”О мерах по совершенствованию организации оплаты труда в отраслях экономики”

5.           Декрет Президента Республики Беларусь № 17 от 18.07.2002 г. “О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики”

6.           Валевич Р.П., Давыдова Г.А. «Экономика торгового предприятия» - Мн.: «Вышэйшая школа», 1996г.

7.           Мисникова Л.В. «Управление трудом и его мотивация в торговле: сравнительный анализ» - Мн.: «Белорусская наука», 2001г.

8.           «Организация коммерческой деятельности» / под ред. С.Н.Виноградовой – Мн.: «Вышэйшая школа», 2000г.

9.           «Торговое дело: экономика, маркетинг, организация» / под ред. Брагина Л.А. – М.: ИНФА – М, 2001г.

10.      Травин В.В., Дятлов В.А. “Менеджмент персонала предприятия: учебн.-практ пособие”. – М.: Дело, 2002 – 272с.

11.      «Экономика торгового предприятия» / под ред. Лебедевой С.Н. – Мн.: Новое знание, 2001г.

12.      Алексеенко Л.Ф. «Организация системы заработной платы» // Кадровая служба. – 2002 - №6

13.      Алексеенко Л.Ф. “Проблемы повышения производительности труда в Республике Беларусь” // Отдел кадров – 2002 - №10

14.      Алексенко Л.Ф., Астрейко С.П. «Тарифная система оплаты в Республике Беларусь» // Отдел кадров. – 2002 - №11

15.      Алексеенко Л.Ф., Астрейко С.П. Яновская Л.Ф. «Об условиях оплаты труда на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» // Отдел кадров. – 2003 - №5,6

16.      Давыденко Л.Н., Приходько В.В. “Индивидуальное стимулирование труда в торговле” // отдел кадров – 2003 - №8

17.      “Инфляция падает, но реальные доходы почти не растут” // НЭГ – 2003 - №93(2 декабря)

18.      Ковшер А.А. «Заработная плата – важнейший фактор мотивации труда» // Отдел кадров – 2002 - №7

19.      Приходько В.В. “Управление качеством труда в торговле” // отдел кадров – 2003 - №4

20.      Скрипченко Д.Г. «Заработная плата и ее регулирование» // отдел кадров – 2002 №2,3,4

21.      Скрипченко Д.Г. «Формы, системы и размеры оплаты труда» //Отдел кадров. – 2002 - №5,6

22.      Турецкий Б. «Нетрадиционные системы оплаты труда» // Экономика, Финансы, Управление. №5 – 2001г.

23.      Чернобривец А. «Поощрение работников» // Национальная экономическая газета. – 7 февраля 2003. - №9.

24.      Устав ОАО «Торговый дом «Неман» г. Гродно».

25.      Коллективный договор ОАО «Торговый дом «Неман» г. Гродно». 2003-2005г.

26.      Отчет по труду и движению работников за 2002 г., 2003 г.

27. Годовая бухгалтерская отчетность 2002г., 2003г. ОАО ТД «Неман» г.Гродно

.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Распределение работников коммерческих организаций Республики Беларусь по тарифным разрядам ЕТС


№ строки


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

112

113

114

115

116

117

118

119

220

221

222

223


Тарифные коэффициенты

1,0

1,16

1,35

1,57

1,73

1,90

2,03

2,17

2,32

2,48

2.65

2.84

3.04

3.25

3.48

3.72

3.98

4.26

4.56

4.88

5.22

5.59

5.98

1

Рабочие на работах с нормальными условиями труда
























2

Технические исполнители
























3

Руководители подразделений хозяйственного обслуживания
























4

Специалисты со средним специальным образованием
























4.1

- специалист
























4.2

- специалист II категории
























4.3

- специалист I категории
























5

Специалисты с высшим образованием
























5.1

- специалист
























5.2

- специалист II категории
























5.3

- специалист I категории
























5.4

- ведущий специалист
























Уровни управления



Руководители функциональных служб, отделов
























1

6

Начальник бюро, сектора
























2

7

Начальник отдела, центральной лаборатории
























3

8

Главный специалист
























4

9

Главный инженер


























Линейные руководители
























1

10

Мастер
























2

11

Старший мастер
























3

12

Начальник участка, смены
























4

13

Начальник цеха
























5

14

Начальник производства
























6

15

Руководитель предприятия
























Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.