Рефераты. Совершенствование программы развития туризма Псковской областии p> Таблица 2.5

Плотность автомобильных дорог общего пользования твердым покрытием в

Псковской области, км дорог на 100 км 2 территории.
| |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |
|Плотность | | | | | | | | |
|автодорог |151 |178 |179 |180 |181 |184 |186 |191 |

В крупных городах области (Псков, Великие Луки) достаточно хорошо развит городской пассажирский транспорт. В них достаточно маршрутов и подвижного состава, чтобы обеспечить доставку пассажиров практически в любую часть города без больших потерь во времени.

Хуже обстоят дела с междугородним автомобильным транспортом. За последние годы практически в два раза сократилось количество маршрутов и автобусов. Так если в 1990 году было 206 маршрутов и 256 автобусов ходивших по ним, то в 1997 их стало 105 и 163 соответственно (табл.2.6) [44].

Таблица 2.6

Показатели работы междугороднего автобусного парка
| |1990 |1992 |1995 |1996 |1997 |
|Число маршрутов, |206 |156 |120 |120 |105 |
|ед. | | | | | |
|Среднесписочное | | | | | |
|число подвижного |256 |215 |202 |168 |163 |
|состава, ед. | | | | | |

Распределение численность туристов по видам транспорта, на которых они прибывают в Псковскую область, приведено в таблице 2.7 [42]. Основная часть российских туристов (53%) прибывает железнодорожным транспортом, чуть меньше - общественным автомобильным (37%) и личным автомобильным (10%).
Большая часть иностранных туристов приезжает на общественном автомобильном транспорте (90%). Оставшиеся 10%, пользуются услугами железной дороги. В связи с тем, что Псковский аэропорт не выполняет регулярных рейсов, а катера речного транспорта выполняют только внутренние рейсы (на острова
Псковского озера), воздушным и речным транспортом в область туристы не прибывают.

Таблица 2.7

Распределение численности туристов по видам транспорта, которым они прибывают в Псковскую область
|Вид транспорта |Российские туристы |Иностранные туристы |
|Автомобильный транспорт |37% |90% |
|(общественный) | | |
|Железнодорожный транспорт |53% |10% |
|Автомобильный транспорт |10% |- |
|(личный) | | |
|Авиационный транспорт |- |- |
|Речной транспорт |- |- |

В целом, транспортная инфраструктура в Псковской области находится в удовлетворительном состоянии. Исключение составляет сегмент автобусов туркласса. Это обстоятельство является неблагоприятным фактором и отрицательно влияет на туристскую привлекательность региона. Негативным обстоятельством является то, что при наличии хорошего аэропорта с международным статусом, в Псковской области не осуществляются регулярные пассажирские авиа перевозки и не используется водный транспорт.

2.5. Сравнительный анализ программ развития туризма

Для достижения поставленных перед исследованием цели и задач, нами были проанализированы уже имеющиеся программы развития туризма: г. Москвы
(2000-2010гг.), г. Санкт-Петербурга (1999-2003 гг.), г. Нижнего Новгорода
(2002-2004гг.), г. Тольятти (1999-2000гг.), г. Перми (2001-2005гг.), г.
Пскова (1996-1997гг., 2000-2002гг, 2002-2006гг.). Анализ был проведен по следующим критериям:

1. Цели программы;

2. Мероприятия программы;

3. Соответствие мероприятий целям;

4. Критерии оценки реализации программы (конечный результат);

5. Соответствие нормативно-правовой базе;

6. Инструменты реализации программы;

7. Логика программы;

С точки зрения целей программ (см. приложение 2), нужно отметить факт наличия целей в каждой программе. Как правило, ставится одна цель, а затем прописываются конкретные задачи для реализации поставленной цели. Можно также отметить, что все программы фактически преследуют одну цель:
''создание в области современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса''.

Мероприятия, отмеченные в программах (см. приложение 4), как правило, четко следуют установленным задачам. Нужно отметить, в некоторых программах (напр., Программа развития туризма в Санкт-Петербурге) содержатся конкретные мероприятия, направленные на развитие отрасли туризма в области, тогда как в других программах (напр., программа г.
Тольятти) содержатся лишь общие мероприятия, не дающие представления о конкретных действиях исполнителей данной программы.

Говоря о соответствии отмеченных в программе мероприятий целям, можно сказать, что, в общем, это соответствие прослеживается.

Что касается критериев оценки реализации программ (см. приложение 3), то, как правило, авторы программ представляют конечный результат деятельности в сфере туризма. Общими ожидаемыми результатами можно назвать: создание условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укрепления здоровья и приобщения к культурным ценностям; формирование современной высокоэффективной туристской индустрии; увеличение доходности федерального и местного бюджетов; привлечение иностранных инвестиций в экономику области; сохранение и возрождение объектов природного и культурного наследия; удовлетворение потребностей населения в активном и полноценном отдыхе; стимулирующее воздействие на развитие предприятий других отраслей экономики (пищевой промышленности, торговли, производства товаров народных промыслов, учреждений культуры, дорожной сети и средств связи).

Авторы названных выше программ в своей работе руководствовались нормативно-правовыми документами, которые также были отмечены в текстах самих программ развития туризма. Это такие документы как: Решение Городской
Думы г. Тольятти №485 от 17.03.1999 ''О разработке программы развития туризма г. Тольятти на 1999-2000гг''; постановление Правительства Москвы от
8 августа 2000 г. N 602 "Об основных положениях Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 года", постановлениями Правительства Москвы от 28.05.96 N 449 "О программе развития гостинично-туристского комплекса г.
Москвы" и от 15.07.97 N 529 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 28.05.96 N 449 "О программе развития гостинично-туристского комплекса г. Москвы"; концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, одобренная Указом Президента
Российской Федерации от 22 декабря 1995 года № 1284 "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации", федеральная целевая программа
"Развитие туризма в Российской Федерации", утвержденная постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года №177, международные правовые акты в области туризм, федеральный закон “Об основах туристской деятельности в РФ” от 24.11.96 № 132-ФЗ. Нужно отметить, что сносок на использованные нормативно-правовые акты не имеют программы г.
Пскова (на все периоды) и г. Санкт-Петербурга.

Основными инструментами реализации программ являются средства федерального и местного бюджетов. Некоторые программы этим и ограничиваются
(напр. Программа г. Тольятти и г. Пскова (1996-1997/2000-2002). Но большинство программ привлекают дополнительные средства к реализации мероприятий по развитию туризма, такие как: инвестиции, средства получаемых грандов от международных организаций; средства Ассоциаций туристских предприятий; средства от гостиничного сбора, средства от лицензирования международной туристской деятельности, арендной платы всех юридических и физических лиц; доходов от государственной собственности в сфере туризма; налогов от деятельности предприятий, обслуживающих туристов; специального туристского сбора с каждой ночевки независимо от целей посещения с дифференциацией по сезонам; доходов от выдачи лицензий на открытие предприятий и получение права на профессиональную деятельность на территории города; штрафов за нарушение экологической обстановки; добровольных пожертвований. Приятно отметить, что программа г. Пскова на
2002-2006 гг. предусматривает финансирование мероприятий не только из федерального и местного бюджетов, но и с использованием привлеченных средств.

Что касается логики программ, надо отметить, что в этом случае программы можно разделить на две категории: программы, придерживающиеся строгого неразвернутого плана, и наоборот, программы, содержащий в себе интересный развернутый план. Примерный неразвернутый план представляет собой:

1. Наименование программы;

2. Основания для разработки;

3. Заказчик;

4. Разработчики;

5. Цель и задачи;

6. Основные мероприятия;

7. Исполнители;

8. Объемы финансирования;

9. Ожидаемые результаты.

Примерный развернутый план выглядит следующим образом:

Введение

I. Анализ ситуации и обоснование целей и задач программы.

1. Анализ ситуации в области туризма (конкретной области).

2. Основные цели и задачи программы.

3. Система программных мероприятий.

II. Обоснования мероприятий программы и расчет необходимого ресурсного обеспечения.

4. Ресурсное обеспечение программы.

5. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации программы.

6. Механизм реализации программы.

7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.

Мы полагаем, что второй тип плана наиболее выигрышен для программы развития туризма, т.к. содержит в себе анализ уже существующей ситуации в туризме, и оценку состояния туризма как отрасли и предполагает подробный перечень мероприятий реализации программы. В этом плане нужно отметить логику построения программ г. Москвы и г. Пскова (2002-2006гг.)

Выводы по 2 главе

Псковская область обладает благоприятными предпосылками для развития различных видов туризма и отдыха, как жителей области, так и гостей
Псковщины. Во-первых, это, конечно же, историко-культурное наследие области (на территории находятся 372 памятника федерального
(общероссийского) значения, 3588 памятников местного значения и 475 вновь выявленных объектов наследия. Многие из них являются настоящими шедеврами архитектуры, свидетельством мастерства русских зодчих 12 - 19 веков.) [42].
Во-вторых, природа Псковского края, при разумном отношении и вложении
(много сил и немного денежных средств) идеально подходит для организации, столь популярного на Западе экологического туризма. В-третьих, притоку туристов способствует и выгодное географическое положение области
(единственная область страны, которая граничит с тремя территориями одновременно: Эстонией, Латвией, Белоруссией), подкрепленное достаточно развитой сетью автомобильных трасс, железнодорожных путей.

Площадь Псковской области больше чем территория Дании, Нидерландов,
Швейцарии или Эстонии. При этом население области сравнительно небольшое -
778 тыс. человек, что обуславливает наличие нетронутых и экологически чистых мест.

Главной особенностью экономического и географического положения
Псковской области является ее приграничное расположение. Псковская область имеет:

. внутренние границы с Новгородской и Ленинградской областями Северо- западного района, Тверской и Смоленской областями Центрального района Российской Федерации. Это дает возможность изучать историческое наследие отмеченных выше областей, делиться своими достижениями в области развития туризма.

. внешние границы с Белоруссией (протяженность границы 352 км),

Эстонией (249 км) и Латвией (270 км). В данном случае наличие таких связей дает возможность поддерживать деловые и культурные контакты с этими странами.

Область служит звеном, соединяющим огромный потенциал туристских возможностей Северо-Запада и Центральной части РФ.

Климатические условия, а именно: достаточно теплое лето и сравнительно мягкая зима, - позволяют развивать здесь как летние, так и зимние виды отдыха и туризма. Весь комплекс природных рекреационных ресурсов области оценивается как "благоприятный" для организации туризма и как
"среднеблагоприятный" для отдыха и лечения. Природные рекреационные ресурсы области дополняются многочисленными культурно-историческими памятниками.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.