СЕВЕРО - КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Совершенствование контроля за исполнением нормативно-правовых документов на уровне субъектов РФ»
На рецензию: КАЮДА АЛЕКСЕЙ
_____________________ НИКОЛАЕВИЧ
_____________________ студент 5 курса очного
_________________2003г. отделения группы №551
К защите: Научный руководитель:
_____________________ ТОПИЛИН
_________________2003г. ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ профессор
________________________
РОСТОВ – НА – ДОНУ
2003
Содержание
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы контроля в управлении. 7
1.1.Место и роль контроля в системе управления 7
1.2. Подходы к осуществлению контроля. 10
1.3. Особенности контроля в системе государственного управления. 19 Глава 2. Система государственного контроля исполнения нормативно-правовых документов. 28
2.1. Контроль исполнения нормативно-правовых документов в органах государственного и муниципального управления. 28
2.2. Правовые основы контроля за исполнением распорядительных документов. 32
2.3. Контроль за исполнением документов в Администрации
Ростовской области. 38 Глава 3. Пути совершенствования деятельности Главного контрольного управления Администрации Ростовской области. 46
3.1. Анализ деятельности структурных подразделений
Главного контрольного управления. 46
3.2. Направления совершенствования контроля за исполнением нормативно-правовых документов. 57 Заключение 64 Литература 67 Приложения 72
Введение
В рыночных условиях, характеризующихся высокой неопределенностью и нестабильностью внешней среды, эффективное управление организацией предполагает гораздо больший спектр планов, гораздо больший объем плановой работы, а соответственно, и контрольной работы, чем при плановой экономике. Поэтому в современных условиях контроль в российских организациях приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления. В более широком смысле в конкурентной среде рыночных отношений эффективный управленческий контроль, при прочих равных условиях, является гарантией успешной деятельности организации.
Основным содержанием деятельности органов государственного и муниципального управления является руководство хозяйственным и социальным развитием на соответствующей территории. Такое руководство орган управления осуществляет посредством принимаемых управленческих решений.[1] Но даже после того как решение окончательно введено в действие, процесс принятия решений не может считаться полностью завершенным, так как необходимо еще убедиться, оправдывает ли оно себя. Этой цели служит контроль.
Сегодня страна остро нуждается в эффективном государственном контроле за исполнением решений государственной власти. В связи с этим необходимо организовать работу контрольных органов, так, чтобы восстановить управляемость в системе исполнительной власти на всех уровнях: федеральном, субъектов Федерации и местного самоуправления.
Решения, принятые на всех этих уровнях, должны неукоснительно исполняться соответствующими органами власти должностными лицами. При этом все решения вышестоящих органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими. Не должно быть бесконтрольных должностных лиц.[2]
В сущности контроль как бы автоматически следует за процессом учета, выявляя с его помощью состояние параметров системы, тем самым осуществляется и первичный контроль этих параметров.
Никакие, даже действенные, меры нельзя полностью осуществить, если постоянно не следить, насколько сделанное соответствует поставленным задачам.[3]
Контроль исполнения решений – не самоцель, он диктуется жизненными проблемами, обусловленными законодательством и принятием постановлений. Контроль исполнения решений – одна из важнейших функций государственного и муниципального управления.
От систематичности и целенаправленности контроля за исполнением управленческих решений (распорядительных документов) зависит своевременное и качественное выполнение решений вышестоящих органов государственной власти, решений представительного органа территориального образования, а также собственных решений органа государственного и муниципального управления.
Контроль, на наш взгляд, едва ли не важнейший элемент системы управления, под каким бы углом и в каких бы структурных срезах (функциональных, процедурных, организационных, технологических) он бы не рассматривался. Стоит отметить, что в практике зарубежных высших органов управления, как властного, так и хозяйственного уровня контроль все чаще рассматривается как метод совершенствования управления на всех уровнях.
Современная теория управления утверждает, что только посредством применения систем контроля организация способна обеспечить достижение своих целей. Ослабление контроля означает снижение ответственности за порученное дело.
В литературе по теории современного управления достаточно подробно описана роль функции контроля, но контроль в государственном аппарате, представляя собой важную, многогранную проблему, сравнительно слабо разработан в научном отношении.
На сегодняшний день при освещении в специальной литературе отдельных вопросов контроля тематики контроля, а также при разработке соответствующих концепций нельзя не учитывать опыт, накопленный международной наукой и практикой. В работах С. Ковалевски, Г. Саймона, Р. Фалмера подробно освещены вопросы контроля. Но за последние годы на серьезном научно- теоретическом уровне эта тема затрагивалась либо косвенно, либо обзорно. Проблеме контроля исполнения решений в органах государственной власти уделяли внимание в своих работах и внесли существенный вклад в эту область знаний Акопов Л.В., Атаманчук Г.В., Кочерин Е.А., Меримаа О., Радченко А.И.
Но меняющаяся внешняя среда, в которой функционируют органы государственной власти, требует совершенствования их деятельности как в сфере контроля исполнения распорядительных документов, так и в целом.[4]
В связи с этим целью дипломной работы является выработка рекомендаций по совершенствованию контроля исполнения распорядительных документов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- изучить теоретические основы контроля;
- изучить систему государственных органов контроля за исполнением нормативно-правовых документов;
- проанализировать результаты деятельности органов контроля за исполнением распорядительных документов на примере Администрации
Ростовской области;
- выработать рекомендации по совершенствованию контроля за исполнением нормативно-правовых документов в Главном контрольном управлении
Администрации Ростовской области.
Глава 1. Теоретические основы контроля в управлении.
1. Место и роль контроля в системе управления
Слово "контроль" происходит от французского controle, что в буквальном переводе означает вторичная запись с целью проверки первой. Первоначально это слово использовалось преимущественно в бухгалтерском учете. Однако английское слово control имеет другой смысл: "господство", "власть", "насилие". Поэтому термин "контроль" вызывает отрицательные эмоции. Для многих он ассоциируется с насилием, командованием, со словами «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление о контроле уводит в сторону от его истинного предназначения.
На самом деле контроль – это не опека и не насилие. Эффективный контроль – это, прежде всего совет, помощь, своевременная подсказка, поощрение, одобрение и т.д. Контроль не несет в себе возмездия за упущения. Контроль – это не чрезвычайная мера, он не является вопросом доверия к сотрудникам, а представляет неотъемлемую часть управленческой деятельности, его функцию. [5]
Академик В.Г. Афанасьев рассматривал контроль как труд "по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта, принятым управленческим законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам и т.д.; выявлению результатов воздействия субъекта на объект, функциональных отклонений от требований управленческих решений, от принятых принципов организации и регулирования. Выявляя отклонения и их причины, работники контроля определяют пути корректирования организации объекта управления, способов воздействия на объект с целью преодоления отклонений, устранения препятствий на пути оптимального функционирования системы"[6]
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Контролировать – вовсе не значит только вскрывать недостатки: необходимо анализировать любые отклонения – как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения показателей, надо выявлять и положительный опыт, с тем, чтобы своевременно поддерживать новое, прогрессивное, создать возможности для его широкого распространения. Сила контроля состоит именно в том, что он помогает аккумулировать передовой опыт, находит наиболее эффективные методы и пути улучшения деятельности социальных систем.[7]
Контроль – это скорее способ взаимного согласования действий, чем инструмент директивного воздействия на подчиненных. В этой связи интересно пояснение английского специалиста по управлению – Джеффри Викерса: "Контроль не означает власти А над В. В самом деле, там, где в этом нуждались, контроль неэффективен. Чем лучше работает организация, тем меньше требуется такого вторжения власти. В идеале контроль опосредуется не властью, а информацией, и эта информация поднимается, опускается и уходит в сторону внутри хорошо работающей организации, и эффект ее зависит от уместности, а не источника. Обязанности структурированы, но контроль взаимен".[8]
Цель контроля - информационная прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений. При этом в понятии информационной прозрачности объекта управления отражено представление о степени управляемости данного объекта, т.е. о том, в какой степени в результате управления обеспечивается (обеспечивалось или будет обеспечиваться) поддержание требуемого состояния или действия объекта управления в соответствующий момент (период) времени. Вполне очевидно, что без предельной информационной прозрачности объекта управления адекватное его восприятие невозможно, управленческое воздействие не будет давать желаемый результат, и управленческая связь с объектом теряется, что и обуславливает особую важность контроля в процессе управления.
В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов, а также норм и нормативов. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование системы и достижение ею намеченных целей. [9]
Очевидно, что с изменением условий хозяйствования контроль приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления организацией, и обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех других его стадиях (планирование, организация, мотивация, контроль и учет). При этом особенность контроля заключается в его двойственной роли в процессе управления. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем. Любая управленческая функция (функция планирования, учета и т.п.) обязательно интегрирована с контрольной. Поэтому правомерно утверждать, что контроль организации является: 1) неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления; 2) “обособленной” стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10