Программа нормативно-правового обеспечения сферы информатизации в условиях формирования в России информационного общества (утверждена решением Государственной комиссии по информатизации).
В программе определены основные направления работ по нормативно-правовому обеспечению сферы информатизации, а также состав первоочередных проектов законодательных актов.
Организационно-методические документы системы добровольной сертификации средств и систем в сфере информатизации «Росинфосерт».
В организационно-методических документах отражены положения, касающиеся порядка сертификации продукции, требования к органам сертификации и правила их аккредитации, требования к испытательным лабораториям и правила их аккредитации, требования к экспертам и учебным подразделениям по их подготовке, правила аттестации экспертов и аккредитации учебных подразделений, правила аттестации методик и инструментальных средств и систем в сфере информатизации, правила регистрации в реестре системы.
«Принципы организации государственного надзора в сфере информатизации». Документ определяет цели государственного надзора, а также подлежащие надзору направления деятельности. В качестве объектов надзора в сфере информатизации определены следующие виды деятельности: формирование и использование электронных информационных ресурсов, и предоставление информационных услуг; распространение программных средств; ввод в действие и эксплуатация информационных систем.
Значительная часть федеральных законов направлена на реализацию положений четвертого пункта статьи 29 Конституции, гарантирующих каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также положений второго пункта статьи 24, обязывающих органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечить каждому возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Эти законы имеют фундаментальное значение для развития единого информационного пространства России и для формирования и эффективного использования информационных ресурсов для реализации права каждого на доступ к информации.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г., относит задачи совершенствования нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, включая механизм реализации прав граждан на получение информации и доступ к ней, к числу основных задач по обеспечению информационной безопасности РФ.
Правовая основа развития единого информационного пространства России, как определено в указанных доктрине и концепциях, должна способствовать гармоничному развитию информационных услуг и средств информационного производства в стране в процессе ее движения к информационному обществу.
В разработанной Минсвязи России в 2000 г. концепции развития законодательства в сфере информации и информатизации определяются приоритетные направления разработки законов, создающих правовую основу развития информационного производства и информационных отношений на ближайшие 10 лет. Развитие законодательства в сфере информатизации опирается на существующую законодательную основу регулирования информационных отношений субъектов общества.
Проект Концепции «Развитие законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации» предусматривает определение приоритетных направлений законотворчества, гармонизацию действующего законодательства и координацию деятельности нормотворчества по решению первоочередных проблем правового регулирования отношений субъектов в процессе информатизации страны, регионов и муниципальных образований.[9]
В 1995 году была разработана и одобрена Президентом Российской Федерации «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов», являющаяся, по сути, аналитическим документом, направленным на выявление проблем в процессе информатизации и предложение путей их решения. В документе формулируются цели информатизации и проблемы, стоящие на пути России к информационному обществу.[10]
Концепция имеет первостепенное значение для региональной информатизации, так как региональные и муниципальные ТИС (наряду с информационными системами предприятий и организаций) призваны стать основными источниками первичной информации в едином информационном пространстве страны.
Постоянная палата по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте РФ одобрила Концепцию государственной информационной политики.
Ранее эта концепция была принята комитетом Государственной думы по информационной политике и связи. По этому документу можно судить, что термином «информационная политика» обозначаются и важнейшие проблемы процесса информатизации. Информатизация невозможна без упорядочения информационного ресурса. Формирование и использование этого ресурса, в свою очередь, невозможно без создания и использования информационных технологий по всему циклу работы с информацией и удовлетворения потребностей пользователей.[11]
Концепция информационной политики нацелена на такие объекты информационной сферы, как:
– система формирования и использования информационных ресурсов;
– информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
– рынок информационных и телекоммуникационных средств,
– информационных продуктов и услуг;
– домашняя компьютеризация;
– системы обеспечения информационной безопасности;
– правовая база информационных отношений.[12]
На основе этих политических и правовых документов за прошедшие годы проведена большая работа по организации ресурса правовой информации во всех ветвях государственной власти.
Информационное законодательство базируется на следующих основаниях:
– законопроектная работа строится в соответствии с актуализируемой и постоянно обновляемой (не реже, чем один раз в четыре года) программой;
– учитываются общепризнанные принципы международного права и международные договоры Российской Федерации;
– в рамках информационного законодательства реализуются, прежде всего, соответствующие информационно-правовые нормы Конституции РФ;
– информационное законодательство тесно увязывается с задачами проводимых в России реформ;
– обеспечивается необходимая связь информационного законодательства субъектов федерации с федеральным информационным законодательством;
– обеспечивается гласность и общедоступность информационного законодательства.
Так как информация проникает во все области и направления деятельности гражданина, специалиста, руководителя, юридического лица, государства, то и информационно-правовые нормы, составляющие информационное законодательство, как бы пронизывают все законодательство РФ как по вертикали (по видам нормативных правовых актов), так и по горизонтали (по отраслям законодательства). Сегодня потребности в правовой информации удовлетворяются рядом коммерческих организаций: «Консультант Плюс», «Кодекс», «Гарант».
Совокупность этих систем не сложилась как целостная и ориентированная на единую технологию, хотя к настоящему времени сформированы и действуют во всех органах государственной власти соответствующие правовые системы, активно использующие услуги указанных выше коммерческих информационно-поисковых систем правовой информации.
1.2 Система прав, обязанностей и ответственности в сфере информационного обеспечения
Политика по информационному обеспечению должна проводиться по многим взаимоувязанным направлениям, прежде всего Правительство Российской Федерации обязано разрабатывать программы в области информационного обеспечения граждан, государства, общества.
Следует законодательно закрепить ряд прав органов управления в рассматриваемой сфере, одно из них – право на формирование программ информационного обеспечения на основе выявления и обобщения информационных потребностей пользователей (потребителей) информации, которые должны содержать прогнозируемые долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и оперативные требования к содержанию, виду, объему, источникам, регламенту и порядку представления необходимой пользователям (потребителям) информации.
Прежде чем формировать такие программы, органы власти и управления должны иметь право на получение сведений об информационных системах, сетях, ресурсах, услугах, а право на их деятельность по созданию информационного обеспечения, распространению информации и информационных услуг должно определяться законодательно. Реализация этого права осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации».
Обязанности органов власти и управления целесообразно изложить в виде ряда законодательных норм, а именно они обязаны:
– формировать информационные ресурсы в соответствии с их компетенцией;
– выдавать информацию из ресурсов другим органам, организациям и физическим лицам в установленные сроки и за установленную стоимость, эффективно использовать информационные ресурсы в процессе управления;
– сохранять и поддерживать информационные ресурсы в актуальном состоянии;
– обеспечивать сохранение государственной, коммерческой, служебной и личной тайны при формировании и использовании информационных ресурсов.
В этой связи необходимо также законодательно закрепить ответственность за следующие нарушения:
– отсутствие полноты и несвоевременность формирования информационных ресурсов в соответствии с компетенцией органа управления;
– несвоевременность предоставления или отказ от предоставления информации другим законно заинтересованным органам власти, а также организациям и физическим лицам;
– предоставление органам управления недостоверной и некачественной информации;
– нарушение государственной, коммерческой, служебной и личной тайны, порча или утрата документов;
– сокрытие, умышленное искажение информации об источниках угроз;
– недостоверность и ложность информации, создаваемой и распространяемой СМИ;
– нарушение прав интеллектуальной собственности на информацию;
– не установление правил предоставления информации, нарушение правил получения и потребления информации, незаконное получение и использование информации с ограниченным доступом;
– создание некачественных информационных технологий и средств их обеспечения;
– нарушение прав и свобод личности, связанных с информацией, незаконное использование персональных данных, компьютерные преступления;
– нарушение запрета отнесения открытой информации к информации с ограниченным доступом;
– нарушение правил лицензирования и сертификации в информационной сфере;
– нарушение в пользовании глобальными информационными сетями и системами, в том числе сетью Интернет. Финансирование и экономическое регулирование деятельности в этой области следует осуществлять из федерального и местных бюджетов по статье расходов «Информатика» («Информационное обеспечение»). Но системы информационного обеспечения, сети и технологии могут быть объектами собственности физических и юридических лиц, государства.
И поэтому здесь необходимо предусмотреть следующие нормы:
– информация, предоставляемая пользователям в режимах их коллективного и индивидуального информирования с применением ситуационных центров, ситуационных комнат, средств отображения и оперативной передачи данных (видеоконференций, экранов, табло, средств проведения селекторных совещаний), подлежит обязательному электронному протоколированию и документированию;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9