Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ
им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Факультет экономики Кафедра управления и управления внешнеэкономической деятельностью предприятия
Курсовая работа
на тему:
Совершенствование деятельности сети книжных магазинов «ТОП-книга»
по дисциплине менеджмент
Научный руководитель Кузнецова Е.Ю.
Студент Гаврилова-Сметкова А.А.
Екатеринбург
2009
Резюме
В данной работе рассмотрена книготорговая фирма «ТОП-книга». Исследование эффективности управленческой деятельности на данной фирме показало ряд проблем: недостаточный учет внешней среды, ошибки в стиле руководства. По представленным данным сделан вывод, что фирма работает довольно эффективно, но имеет некоторые «провалы организации», которые необходимо устранить. Для этого предложен ряд мероприятий, которые могут повысить эффективность управления фирмой «ТОП-книга».
План работы
Введение
1. Характеристика и анализ деятельности сети книжных магазинов "ТОП-книга"
1.1 Характеристика фирмы "ТОП-книга"
1.2 Анализ и оценка внешней и внутренней среды фирмы "ТОП-книга"
1.3 Формулирование целей организации
1.4 Оценка организационной структуры фирмы "ТОП-книга"
2. Анализ деятельности генерального директора ООО "ТОП-книга" Георгия Лямина
2.1 Цели, задачи, функции генерального директора ООО "ТОП-книга"
2.2 Роли руководителя ООО "ТОП-книга" Генерального директора Георгия Лямина
2.3 Психологический портрет генерального директора ООО "ТОП-книга"
2.4 Определение стиля руководства, присущего Георгию Лямину
2.5 Анализ использования рабочего времени генерального директора фирмы "ТОП-книга"
2.6 Анализ системы делегирования полномочий в фирме "ТОП-книга"
2.7 Использование мотивационных инструментов в практике работы руководителя ООО "ТОП-книга" Георгия Лямина
2.8 Реализация функции контроля в практике работы генерального директора фирмы "ТОП-книга"
3. Мероприятия по совершенствованию системы управления "ТОП-книги"
3.1 Предполагаемые изменения для совершенствования структуры управления фирмы "ТОП-книга"
3.2 Календарный план реализации мероприятий
3.3 Оценка эффектов разработанных мероприятий
Заключение
Список литературы
Приложение
На сегодня эффективный менеджмент на предприятии решает многие проблемы. Без него просто невозможно существование предприятия в условиях жесткой конкуренции. Именно он приводит к снижению издержек позволяет оптимизировать производство, организовать его наилучшим путем. Тогда предприятие работает эффективно, без простоев, своевременно выполняет обязательства перед поставщиками и заказчиками.
Предприятия различны как по своей организационно-правовой форме, так и по сфере деятельности, поэтому нет общей наилучшей структуры менеджмента и для каждого отдельного предприятия характерна своя структура управления. Кроме того, в связи с постоянными изменениями во внешней и внутренней среде предприятия требуется вносить изменения в структуру менеджмента, корректировать её, искать альтернативные наиболее выгодные способы её построения.
В широком смысле задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. “Наилучшая” структура – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
Объектом изучения данной курсовой работы является ООО «ТОП-книга», сферой деятельности которого является торговля культурными продуктами, главным образом, книгами. Усовершенствование структуры менеджмента фирмы «ТОП-книга» является целью данного курсового проекта.
1. Характеристика и анализ деятельности сети книжных магазинов «ТОП-книга»
1.1Характеристика фирмы «ТОП-книга»
ООО «ТОП-КНИГА» – национальное оптово-розничное книготорговое предприятие России. Компания предлагает широкий ассортимент книг, канцелярских товаров, игрушек, открыток, прессы, медиапродукции и активно расширяет пакет сервисных услуг. На складах компании сосредоточено более 100 тыс. наименований.
В настоящее время «ТОП-КНИГА» объединяет: шесть оптовых складов (Новосибирск, Тюмень, Москва, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург), свыше 500 магазинов в более чем 230 городах России и продает более 3 млн. книг в месяц. [15] Находясь в авангарде книжного рынка, «ТОП-КНИГА» продолжает экспансию в другие регионы, в том числе и в страны СНГ, и стремится планомерно развивать все форматы розничной сбытовой сети: фирменные книжные магазины «Книгомир», книжно-канцелярские супермаркеты «Литера», гипермаркеты «Лас-Книгас», книжно-канцелярские магазины «Пиши-Читай» и магазины прессы «Сорока». Помимо этого фирма «ТОП-книга» имеет партнера в Чехии – фирму MK CS SPOL.S R.O., через которую осуществляется поставка российских книг в Европу[15].
Услугами данной сети пользуются лица разных возрастов, профессий, положения: школьники, студенты, преподаватели, юристы, экономисты, инженеры, языковеды, работники медицинской сферы и многие другие. Кроме физических лиц клиентами данной сети выступают библиотеки, школы, иные книжные магазины.
По своей организационно-правовой форме «ТОП-книга» является обществом с ограниченной ответственностью, учреждено несколькими лицами, уставный капитал разделен на доли, размер которых определен учредительными документами. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов, включая их неоплаченную часть.
Поставщиками для данной фирмы являются различные российские книжные издательства, например: «АСТ», «Айрис-пресс», «Дрофа», «Просвещение», Высшая школа, «ЭКСМО», «ЮНИТИ». Помимо книжных издательств фирма сотрудничает с периодическими издательствами, производителями открыток, игрушек, медиапродукции.
Книготорговая фирма «ТОП-книга» существует в условиях рыночной конкуренции. Она является одной из ведущих, но не единственной. Помимо данной фирмы на рынке торговли книгами, печатными изданиями, открытками в качестве её явных конкурентов выступают следующие книготорговые сети: «Абрис» в области торговли учебной литературой, «ОМЕГА-Л», «Библио-глобус»- конкуренты на территории Московской области, «100 000 книг» -конкурент на территории Свердловской области, «Дом книги» - на территории страны в целом.
Помимо явных конкурентов к неявным можно причислить торговые сети продуктовых магазинов «Пятерочка», «Монетка», а также различные сети областного уровня. Данные сети осуществляют торговлю открытками, медиапродукцией, и, хотя в отдельности они не способны конкурировать с «ТОП-книгой», в сумме они создают опасность «переманивания» покупателей.
Характеризуя фирму «ТОП-книга» в целом, можно сказать, что она имеет устойчивые позиции на рынке торговли печатными изданиями, канцтоварами, открытками и медиапродукцией, охватывает не только областной, но и региональный уровень и даже пытается выйти на зарубежные рынки.
1.2 Анализ и оценка внешней и внутренней среды фирмы «ТОП-книга»
Фирма «ТОП-книга» имеет ряд отделов, выполняющих различные функции: научно-исследовательские, кадровые, финансовые и бухгалтерского учета, сбыта, поставки. Все отделы в совокупности составляют внутреннюю среду и имеют общую главную цель: повышение эффективности деятельности фирмы «ТОП-книга». Именно они формируют сильные и слабые стороны компании, создают условия для её дальнейшего роста или паузы в развитии
Но фирма «ТОП-книга» не существует «в вакууме». Она должна удовлетворять потребности клиентов, связываться с поставщиками, учитывать действия конкурентов, то есть фирма всегда связана с макросредой –внешней средой. Помимо факторов и процессов, на которые фирма может оказать влияние (такие как: конкуренты, поставщики, потребители), во внешней среде происходят процессы, существуют факторы, не поддающиеся контролю. К ним относятся изменения в политико-правовой, социальной, экологической сферах.
Чтоб оценить эффективность функционирования фирмы «ТОП-книга» необходимо провести стратегический анализ. В полном объеме стратегический анализ доступен лишь очень крупным компаниям. Однако, в условиях динамично изменяющейся среды, даже для сравнительно небольших предприятий, одной интуиции руководителя становится недостаточно для успешных действий на рынке. Этим обусловлена необходимость постановки в таких компаниях ограниченных, более «дешевых» вариантов выработки стратегий. Поэтому как основной инструмент регулярного стратегического управления многие компании выбирают матрицу качественного стратегического анализа, которую еще называют матрицей SWOT (аббревиатура начальных букв английских слов: Strengths - силы; Weaknesses - слабости; Opportunities - возможности; Threats - угрозы). Именно методика SWОT –анализа будет наиболее приемлемой для оценки и анализа функционирования фирмы «ТОП-книга»[11]. В данном случае в SWOT- анализ будут включены элементы STEEP-анализа, посредством которого осуществляют оценку внешней среды предприятия.
S
1)Выход фирмы на международный рынок (рост объема продаж)
2)Различны виды торговли – розничная, мелко-, крупнооптовая (рост числа клиентов)
3)Акции, система дисконтов для клиентов (привлечение покупателей).
4) Обеспеченность компьютерами и сетью Интернет позволяют иметь собственный сайт и интернет-магазин.
4)Широкий ассортиментом товаров (привлекает клиентов с различными интересами)
5) цены на товары варьируются о самых низких до самых высоких(привлекает покупателей с различный доходом)
W
1)Неэффективное расположение книжных магазинов по городам (пример: в г.Екатеринбурге с населением 1.323.000 чел. – 5 магазинов; в г.Саратове с населением 836.000 человек – 11 магазинов)
O
1)Заинтересованность со стороны поставщиков (издательства нуждаются в сетях распространения своей продукции).
2)Интерес к русскому языку и русской литературе зарубежном, особенно в Европе.
3)Наличие крупных учебных заведений, библиотек в городах (велико число потенциальных клиентов)
T
1)сильная конкуренция в сфере книготорговли. (книготорговые сети, например: «100000 книг»; «Молодая гвардия», «Библио-глобус» и потенциальные конкуренты: киоски «РОССПЕЧАТЬ», сети «Монетка», «Пятерочка», «Купец» торгующие помимо продуктов открытками и медиапродукцией)
2)Отсутствие крупных учебных заведений, особенно в небольших городах (снижение спроса на книги, периодические издания, канцелярские товары).
3)Снижение покупательной способ-ности населения в связи с кризисом.
4)Снижение инвестиций в связи с финансовым кризисом
Фирма должна использовать свои сильные стороны наиболее эффективно, чтоб реализовать возможности. имеющиеся в наличии. Основным направлением развития является расширение географии торговых сетей. Фирма «ТОП-книга» должна осваивать рынки ближнего зарубежья и располагать свои магазины не только в столицах –Ташкент, Астана –но и в других крупных городах, например – Алма-Ата. Интерес к русской литературе в странах Европы также может быть сигналом к созданию сети книжных магазинов на данной территории, а тесное сотрудничество с фирмой MK CS SPOL.S R.O. в Чехии явится основным преимуществом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6