Указатели отделов могут содержать знаки-символы. Существуют стандартные цветовые решения для определённых тематических блоков: общественные науки – красный цвет, зелёный – экология и т.д.
Открытый доступ – наиболее активная часть фонда библиотеки. От умелой организации зависит активность использования фонда, продвижение книг к читателю.
Создание внутриполочных выставок помогает разбить этот книжный монолит и даёт возможность своеобразного опосредованного общения с читателем. Молодое поколение нуждается в разговоре, диалоге, поиске ответов на возрастные вопросы, в собеседнике. Выставка должна носить диалоговый характер: выставка-вопрос, выставка-презентация, выставка-дискуссия и т.д. Закладки, значки-символы – сигнальная информация в фонде, помогающая читателям в выборе литературы. Организация внутриполочных выставок – наиболее мобильная, не требующая больших затрат времени, форма раскрытия книжного фонда.
Панорамные книжные выставки наиболее фундаментальны, развёрнуты по структуре, готовятся к значимым событиям, фестивалям, конференциям, неделе детской и юношеской книги и т.д. Требуют тщательной разработки, многоступенчатости в раскрытии фонда, многоэлементности различных средств, в раскрытии темы.
Вся система деятельности библиотеки, всё, что она говорит, делает и создаёт, формирует её идентичность. Это и качество библиотечных продуктов и услуг и формальные и неформальные коммуникации, и политика библиотеки, и культура общения библиотекарей, и новые технологии, и цветовая гамма и интерьер помещений, и её фирменный стиль с библиотечной символикой (персонажи-символы библиотечного бренда), и стиль оформления документации. А также и организация, и проведение различных совместных праздников, мероприятий, презентаций. И, конечно, развивающие материалы всех форматов, включая печатные издания (книги, периодика, комиксы, брошюры), медиа (компакт-диски, DVD, кассеты), игрушки, «живой» уголок, обучающие игры, программное обеспечение помогают создать новую модель современной библиотеки, её библиотечного пространства, более комфортные условия в обслуживании детского и взрослого населения и иначе представить библиотечную информацию.
И если предоставленные возможности библиотеки совпадут с ожиданиями читателя, он будет возвращаться сюда вновь и вновь. Откроет в библиотеке друга. Информационная среда библиотеки станет для него желанным местом общения, узнавания, понимания, осознания своего места в обществе, собственной значимости.
Я заканчиваю и резюмирую.
Заключение
В суровый век сокровище храни,
Что чистой репутацией зовётся;
Всё остальное временем сотрётся.
Вильям Шекспир. Ричард II
Прежде всего, решая весь комплекс сложных профессиональных задач, детскому библиотекарю, а также кафедрам, готовящих таких специалистов, необходимо осознавать себя, свои достоинства и недостатки, как профессионалов, а также помнить о богатых потенциальных возможностях, заложенных при творческой самореализации в этой привлекательной профессии. Ни в коем случае не принижать своих достоинств и значимость своей профессии, активно отстаивать свои позиции и право на получение профессионального образования и деятельность по специальности.
В Конвенции ООН о правах ребёнка написано, что к работе с детьми может быть допущен лишь тот специалист, который владеет системой специальных знаний о детстве. Именно этот сплав – знаний о детстве и его проблемах, умение понять и помочь детям в их духовном росте и развитии, с одной стороны. И – знание духовной культуры и её богатств, с другой стороны, создают этого уникального специалиста-библиотекаря-воспитателя и педагога, от которого во многом зависит подготовка молодого поколения к вступлению во взрослую жизнь в недалёком будущем, духовное здоровье наших юных граждан России. Всё это хорошо знают и понимают детские библиотекари. И по мере возрастания остроты тех или иных проблем стремятся решать их с помощью тех способов и средств, которыми они владеют: знаний, книг, информации и мультимедиа.
Но этого явно недостаточно. Необходимо умело и грамотно раскрыть смысл своей профессии перед широкой общественностью и властными структурами. А это, несомненно, дело рук самих детских библиотекарей. Постепенно и к ним приходит осознание того, что именно эмоциональная, репутационная дифференциация станет залогом выживания в жёстких условиях рыночной конкуренции и открытого информационного пространства, а значит заботы об имидже и репутации библиотеки просто неизбежны.
Добиться всего этого можно, постигая азы и внедряя в практическую деятельность приёмы репутационного менеджмента. Руководствуясь только правильным, стратегически и тактически эффективным использованием методов работы повседневного PR, именуемого, как «контроль коммуникативных каналов» в формировании политики и системы ценностей библиотеки. То есть управление репутацией посредством подконтрольных каналов коммуникации, через которые происходит доведение до общества информации о библиотечной деятельности, успехах и технологических достижениях, развитии и перспективах развития, проблемных ситуациях, о спектре библиотечно-информационных услуг и возможностях библиотечного фонда, открытости, дружелюбии и социальном партнёрстве библиотеки. Сюда относятся и СМИ: новостные заметки, аналитические статьи, обзоры, реклама и т.д. И наружная информация: любые вывески, листовки, объявления, рекламные и информационные щиты и т.д. И публичные мероприятия: праздники книги, презентации, литературные игры, викторины, конференции и др. И кулуарная внутриэлитная коммуникация: система лоббирования. И внутрибиблиотечная коммуникация: не только сотрудники, но и члены их семей, друзей, знакомых и т.д., и неформальная коммуникация.
Путь успешной репутационной коммуникации лежит от начального конструирования имиджа (набора убеждений и ощущений) через его корректировку к установлению надёжной долговременной позитивной репутации. Конструкция библиотечной репутации базируется на присущих ей ценностях. В результате индивидуальный библиотечный имидж можно сравнить с представлениями отдельно взятого пользователя о работе детской библиотеки. Эти представления являются устоявшимися убеждениями о том, какой специфический стиль поведения и какие характеристики деятельности библиотеки более предпочтительны с личной или общественной точек зрения. В контексте поведения библиотеки актуальными представляются такие знаковые ценности, как совершенство, аутентичность, порядочность, честность, ответственность, бережное отношение к территории детства, окружающей среде и т.п. Все эти ценности, разделяемые группами библиотечной аудитории, приводят к увеличению чувства доверия, надёжности и сопричастности по отношению к библиотеке среди населения. Проявления которых и ожидает библиотека от своей индивидуальной репутации, и которые так необходимы для появления сильного библиотечного бренда.
Если не вести «кипучую» PR-деятельность в этом направлении, то итог может быть очень плачевным. Не придёт малыш-дошкольник за ручку с дедушкой за «страшно» интересной книжкой «Сказки дядюшки Римуса» Джоэля Харриса. Не прибежит шустрый мальчуган из 5“Б” за поиском материалов к предстоящему школьному КВНу. Многие дети и их родители так и не узнают, что в детской библиотеке работают бесплатные кружки и студии. Местная администрация решит в целях экономии бюджетных средств закрыть библиотеку как неперспективную, а на её месте открыть какой-нибудь элитный клуб. Некоторые индивидуумы предпочтут осмысленному поиску в Интернете не в стенах библиотеки, а в некоем компьютерном клубе, тупо рассматривая эротические сайты. Не найдутся денежные средства на новые поступления, техническое переоснащение и ремонт библиотечного помещения. Не будет притока новых библиотечных кадров, согласных самозабвенно служить такому волшебному миру, именуемым Библиотекой для детей и т.д. Данную цепочку можно продолжать сколько угодно. Отсюда вытекает простая истина.
Способность каждой детской библиотеки утвердиться в собственной социокультурной среде, умение доказать свою необходимость различным группам населения, властям, учреждениям, быть привлекательной и уметь себя позиционировать. Плюс, проявлять стремление к развитию социального партнёрства, корпоративности мышления и действий, поиску инноваций, привлечению сторонников, обретению друзей, лоббизм в пользу того или иного решения библиотечной политики, а также постоянная забота о репутации, поддержание её на должном уровне – все эти подходы репутационного менеджмента становятся сегодня основополагающими в содержании труда детских библиотекарей. Потому что существенно облегчают решение многих вопросов, касающихся профессиональной деятельности детских библиотек в их содействии процессу обучения, непрерывного самообразования и популяризации чтения, книг и других информационных материалов среди подрастающего поколения в масштабах всего Отечества.
Наши пращуры позаботились об основополагающей имиджевой характеристики библиотеки – ярлык Храма знаний прочно вошёл в сознание обывателей-пользователей. Однако в стремительно меняющемся мире, в условиях постоянного изменения ожиданий и предпочтений потребителей одна и та же позиция бренда Библиотеки, воплощённая в застывшей формуле, постоянно обещающей одно и тоже, не в состоянии им соответствовать достаточно долгое время. Во главу угла теперь ставится гибкий репутационный менеджмент. Он требует изменения конфигураций коммуникаций с рыночной средой. Внимательного, вдумчивого вглядывания в процессы развития современного общества, чтобы вовремя предвидеть, уловить и опередить зарождающиеся тенденции и действовать в дальнейшем не «поперёк», а в их русле, на их волне. Только такой путь может позволить создать благоприятный имидж, соответствующий тем ценностям, которые важны для библиотечной общественности, привести к хорошей корпоративной репутации и высокому статусу бренда «Библиотека».
Этим объясняется феномен массового позиционирования брендов, наблюдаемый на мировом рынке в последние годы. Библиотекари постепенно включаются в новые рыночные реалии. Движущая сила любого высокотехнологичного брендинга – позиционирование. Его успех заключается в эффективности информационной системы библиотеки, поддерживающей и укрепляющей пользовательский опыт. Наличие нужной информации даёт различным группам населения возможность построить позитивные отношения с библиотекой, стать её поклонниками (пользователем, другом, спонсором, меценатом, партнёром и т.д.) на долгие, долгие годы. Предстоит кропотливый период убеждения, воспитания общества, власти в необходимости иметь систему общения с детской библиотекой как с крайне важным для нации равноправным партнёром.
Это моё личное, субъективное мнение, моё мироощущение. Возможно, оно ошибочно, но я не претендую на Истину в последней инстанции…
Библиография
1. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Перевод с англ. под ред. С.Г. Божук. – СПб: Питер, 2001. – 864с.: ил.
2. Бинецкий А.Э. Паблик рилейшнз: защита интересов и репутации бизнеса. Учебно-практическое пособие. – М.: ИКФ ЭКМОС, 2003. – 240с.
3. Бодуан Жан-Пьер. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. – М.: Инфра-М, 2001. – 233с.
4. Ванеев А.Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика / А.Н. Ванеев; СПбГУКИ. – СПб.: Профессия, 2006. – 368с.
5. Ванеев А.Н. Развитие библиотековедческой мысли в России (XI- начало XX в.) / Рос.гос. б-ка. – М.: Пашков дом, 2003. – 304с. – (Отечественная история библиотечного дела).
6. Венедиктова В.И. Деловая репутация (личность, культура, этика, имидж делового человека). – М.: Институт новой экономики, 1996. – 208с.
7. Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек. – 2-е изд., доп. – СПб.: Профессия, 2004. – 432с., 32с. цв. вкл, ил. – ( Библиотека)
8. Горкина М.Б. Мамонтов А.А., Манн И.Б. PR на 100%: Как стать хорошим менеджером по PR. - 2-е изд., пер. и доп. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 240с.
9. Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. – СПб.: Питер, 2007. - 368с.: ил.
10. Гэлэгер Р. Душа организации. – М.: Добрая книга, 2006. – 352с.
11. Даулинг Грэм. Репутация фирмы. Создание, управление и оценка эффективности. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 368с.
12. Домнин В.Н. Брендинг: новые технологии в России. – СПб.: Питер, 2004. 381с.: ил.
13. Иванова Г.А. Образование библиотекарей как специалистов по работе с детьми: Монография. – М.: МГУКИ, 2002. – 254с.
14. Иванова Г.А. Школьный библиотекарь: Становление профессии. – М.: Школьная библиотека, 2004. – 288с. – (Прилож. К журналу «Школьная библиотека»)
15. История библиотек. Исследования, материалы, документы: Сборник научных трудов; Вып.2 / РНБ. – СПб.: Из-во РНБ, 1999. – 199с.
16. Капферер Жан-Ноэль. Торговые марки: испытание практикой. Новые реальности современного брэндинга. – М.: Инфра-М, 2002. – 211с.
17. Леонов В.П. Судьба библиотеки в России. Роман-исследование. – СПб., 2000/ РАН. Б-ка РАН. – 416с.
18. Линдстром М. Детский брендинг / Линдстром М., Сейболд П.Б. Пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. – СПб.: Нева, 2004. – 320с.
19. Линдстром М. Чувство бренда. Роль пяти органов чувств в сознании выдающихся брендов / Мартин Линдстром; авт. Вступ. Ст. Филип Котлер. – М.: Эксмо, 2006. – 272с.: ил. – (Бизнес-бестселлер).
20. Майстер Дэвид. Делай то, что проповедуешь. Что руководители должны делать для создания корпоративной культуры, нацеленной на высокие достижения / Дэвид Майстер; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 246с.
21. Олсоп Рональд Дж. 18 непреложных законов корпоративной репутации: Пер. с англ. – М.: Вершина, 2006. – 376с.: ил., табл.
22. Ольшевский А.С. Антикризисный PR и консалтинг. – СПб.: Питер, 2003. 432с.: ил. – (Серия «Маркетинг для профессионалов).
23. Проблемы новаций в работе детских и юношеских библиотек России. – М.: РГДБ, 1998. – 50с.
24. Сайтэл Фрэйзер П. Современные паблик рилейшнз. – М.: Инфра-М, 2002. 592с.
25. Сетин Ф.И. Возникновение русской детской литературы: Дис. д-ра филолог. наук. – М., 1978. – 450с.
26. Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец X– первая половина XIX в.: Учеб. для студентов ин-тов культуры, пед. ин-тов и ун-тов. М.: Просвещение, 1990. – 303с.
27. Столяров Ю.Н. Первые древнерусские школьные библиотеки: к 900-летию со дня рождения Евфросинии Полоцкой (1102-1173) // Школьная библиотека. – 2001. № 8. – С.3-5.
28. Сукиасян Э.Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование: Сб. статей и докладов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 448с. – (Специальный издательский проект для библиотек).
29. Суслова И.М. Менеджер библиотеки: требования к профессии и личности: Учеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств. – М.: Профиздат, 2000. – 144с.
30. Сэмпсон Э. Бизнес-презентация: Творческие идеи для блестящего выступления. – М.: Альпина Бизнес Букс, МПБ «Деловая культура», 2004. – 202с.
31. Траут Дж.Дифференцируйся или умирай!/Дж. Траут, С.Ривкин. – СПб.: Питер, 2002. – 223с.: ил. – (Серия «Деловой бестселлер»).
32. Траут Дж. Новое позиционирование. – СПб.: Питер, 2002. – 192с.: ил.
33. Трубецкой А.Ю. Психология репутации. – М.: Наука, 2005. – 291с.
34. Тульчинский Г.Л. Publik relations. Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. – СПб.: СПГАК, 1994. – 80с.
35. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность: – СПб.: Алетейя, 2001; СПб ГУКИ, 2001 – 294с.
36. Чудинова В.П. Профессия: библиотекарь-педагог. Вып.№1. – М.: РГДБ, 1994. – 85с.
37. Шапошников А.Е. История чтения и читателя в России (IX-XXвв.): Учебно-справоч. пособие для б-к всех систем и ведомств. – М.: Либерия, 2001. – 80с.
38. Шарков Ф.И. Консалтинг в связях с общественностью: Учебник. – М.: Экзамен, 2005. – 416с.
39. Шарков Ф.И. МАГИЯ БРЕНДА: Брендинг как маркетинговая коммуникация. Учебное пособие. – М.: Альфа-Пресс, 2006. – 268с.
40. Шарков Ф.И. Паблик Рилейшнз: Учебное пособие. – М.: Дашков и Кº, 2005. – 316с.
41. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Ч. 1. Историческая хрестоматия / Сост. О.Е. Кошелева, А.В. Машкова. – М.: Изд-во Рос. Открытого ун-та, 1992. – 208с.
1Три тысячи лет назад египтяне стали применять для изготовления книг папирус – болотное растение, росшее в изобилии в низовьях Нила. Из него изготовлялись свитки, названные впоследствии греками “bibloβ” (“библос”). От этого слова пошло целое семейство слов: «библиотека», «библиофил», «библиография». «Библиотека» – в переводе с греческого, означает «собрание книг».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9